Календарно — тематическое планирование 10 класс профильный уровень



\

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАСС

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе -105 часов, в 11 классе — 105 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета

«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет,); строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских к мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);

сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов,

современную биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,

устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

решать задачи разной сложности по биологии;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,

экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и

животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и

мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и

позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного

отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро-и микро-

эволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

грамотного оформления результатов биологических исследований;

обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

•оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки — объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения — носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

отличать научные методы, используемые в биологии;

определять место биологии в системе естественных наук.

доказывать, что организм — единое целое;

объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организацииживой природы;

обосновывать единство органического мира;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки — объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира — носит инте-гративный характер и включает в себя следующие умения:

определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.

Календарно-тематическое планирование

по общей биологии

10 класс, 3 часа в неделю «105 часов»

Программа для полной общеобразовательной школы 10-11 классы по биологии.

Составитель В.С. Кучеренко, М. : Дрофа, 2005 год.

Государственные стандарты основного общего и среднего (полного образования)

(Приказ Минобразования РФ №1089от05.03.2004 года)

Учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов Общая биология профильный уровень

10класс, М.: Дрофа 2011год

п/п

Разделы



Темы



дата

1

Введение в биологию

6 часов

Предмет и задачи общей биологии.

2

Уровни организации живой материи.

3

Основные свойства живого.

4

Основные свойства живого.

5

Обобщение. Общая биология, её задачи и значение для науки и практики.

6

Зачёт по теме «введение в биологию»

7

Глава 2.

Возникновение жизни на земле.

14 часов

История представлений возникновении жизни, представления средних и древневековых философов.

8

Работы Л. Пастера.

9

Теории вечности жизни.

10

Материалистические теории происхождения

жизни.

11

Современные представления о возникновении жизни. Эволюция химических элементов в космическом пространстве.

12

Образование планетных систем.

13

Первичная атмосфера земли и химические

предпосылки возникновения жизни.

14

Источники энергии и возраст Земли.

15

Условия среды на древней Земле.

16

Теории происхождения протобиополимеров.

17

Эволюция протобионтов.

18

Начальные этапы биологической эволюции.

19

Обобщение. Возникновение жизни на земле.

20

Зачет по теме «Возникновение жизни

на земле».

21

Учение о клетке

13 часов

Введение в цитологию. Химическая организация клетки.

22

Неорганические вещества клетки.

23

Биологические полимеры – белки. Функции белков.

24

Функции белков.

25

Органические молекулы – углеводы.

26

Органические молекулы – жиры и липоиды.

27

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты.

28

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты.

29

Решение задач по молекулярной биологии

30

Решение задач по молекулярной биологии

31

Урок обобщение по теме « Химия клетки»

32

Урок обобщение по теме « Химия клетки»

33

Зачёт по теме « Химия клетки»

34

Структурно-функциональная организация клеток эукариот и прокариот

16 часов

Цитология — наука о клетке. Клеточная теория строения организмов.

35

Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая мембрана. Цитоплазма.

36

Одномембранные органоиды эукариотической клетки.

37

Одномембранные органоиды эукариотической клетки.

38

Двумембранные органоиды эукариотической клетки.

39

Двумембранные органоиды эукариотической клетки.

40

Немембранные органоиды эукариотической клетки.

41

Немембранные органоиды эукариотической клетки.

42

Клеточное ядро. Строение и функции хромосом.

43

Особенности строения растительной клетки.

44

Прокариотическая клетка.

45

Прокариотическая клетка.

46

Вирусы.

47

Вирусы.

48

Урок обобщение

49

Зачет по теме « Структурно-функциональная организация клеток эукариот и прокариот»

50

Обеспечение клеток энергией

9 часов

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

51

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Световые реакции фотосинтеза.

52

Темновые реакции фотосинтеза.

53

Хемосинтез.

54



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap