Как работать с текстом перед чтением (статья)



Как работать с текстом перед чтением?

Что же происходит перед тем, как диктор подходит к микрофону и начинает творить? В

этой статье мы попытаемся ответить на этот интересный вопрос и расскажем как

работать с текстом.

Итак, текст написан, утверждён, распечатан и отдан диктору. Понятно, что любой профессиональный диктор

прочтёт текст «с листа» т.е. без предварительной подготовки и прочтёт хорошо! Рядовой слушатель и не

определит — готовился ли текст к чтению заранее, или читается впервые в эту секунду. Профессионал легко

это услышит.

А если диктор начинающий, то халтуру определит и любой рядовой слушатель. Подготовленный текст

всегда прозвучит лучше неподготовленного, кто бы его не читал. Поэтому наш совет — тексты надо

готовить!

Текст для диктора — это как ноты для музыканта. Разбор текста — очень интересный, творческий

процесс. Попробуем рассмотреть вопрос — как работать с текстом, на таком примере:

«Наверное одно из самых грандиозных мировых сооружений, символ Рима и Италии — Колизей

продолжает производить впечатление даже в том виде, в котором он дожил до наших дней. В ходе

прогулки мы попробуем представить его во всей красе, разберёмся в хитростях внутреннего

устройства и секретах его архитектуры. И глядя с трибун на арену, каждый сможет почувствовать

себя императором, гладиатором, или зрителем, выносящим окончательный вердикт. В самом сердце

античного Рима, неподалёку от Колизея, образовался центр Рима современного…»

Вначале просто прочтём этот текст как книгу. Вникнем в содержание. Затем рассмотрим его с точки

зрения норм орфоэпии. Начнём с ударения. Запаслись орфоэпическими словарями (у диктора должно

быть много словарей) и начинаем в них «рыться». Лучше проверять даже те слова, ударение в

которых не вызывает вопросов.

Вообще, надо сказать, что ударение в русском язык очень «живое». Это легко увидеть, взяв «Словарь

ударений для работников радио и телевидения» Агеенко и Зарва за 1985 год и «Русское словесное

ударение» Зарва за 2001 год. Автор один и тот же, но разные годы издания! Например слово

«кулинария». В первом словаре — кулинАрия, а во втором — кулинарИя. В первом словаре —

«микровОлновый», а во втором — «микроволнОвый». Аналогично — «мизЕрный» и «мИзерный». Или вот

интересное слово — «деньгам». В обоих словарях «деньгАм». Но дикторы старшего поколения никогда

так не скажут, только дЕньгам, дЕньгами и т.д. Таким образом, ударение не стоит на месте. Поэтому

трудно говорить, что есть одно правильное ударение. Всё очень относительно. Если сегодня

ударение, к примеру, на первом слоге, то это совсем не значит, что через 5 лет оно не будет на

втором. А возможно, оно уже и было на втором слоге 30 лет назад.

Но вернёмся к нашему тексту. Где поставить ударение в слове «дожил»? Оба словаря Зарвы говорят

нам — «дОжил», в орфоэпическом словаре под редакцией Аванесова за 1985 год — «дОжил» и

допускается «дожИл».

А в слове «глядя»? В словарях Зарвы — «глЯдя». У Аванесова тоже. А «Большой толковый словарь

русского языка» Кузнецова допускает оба варианта. Так что, уважаемые дикторы, при работе с текстом

последнее слово в постановке ударения — за вами.

Итак, в содержание мы вникли, с ударениями разобрались. Теперь нужно разобраться с

произношением. Тут многое зависит от опыта. Чем опытнее диктор, тем в меньшом количестве слов

ему потребуется разбираться. Главным образом в собственных именах. Если диктор начинающий, то

надо поработать.

После того, как мы полностью разобрались с нормами орфоэпии, следующий этап работы с текстом —

интонация. Нужно выяснить — где делать паузу, а где она вовсе не нужна. Где можно сделать

логическое ударение, а где не рекомендуется. От правильности выбора ударного слова очень многое

зависит. Неправильное ударение может полностью исказить смысл.

Работа с текстом подобным образом — это интересный, творческий процесс. И, конечно же, каждый

диктор привнесёт в него свою индивидуальность. Главное, чтобы не было неправильных логических

ударений, чтобы случайно не исказить основную мысль автора.__ Возьмём первое предложение нашего текста.

«Наверное одно из самых грандиозных мировых сооружений, символ Рима и Италии — Колизей

продолжает производить впечатление даже в том виде, в котором он дожил до наших дней«.

Предложение длинное, значит есть над чем поработать. Как вариант, логические паузы можно

расставить таким образом:

Наверное одно из самых грандиозных мировых сооружений, | символ Рима и Италии — Колизей |

продолжает производить впечатление даже в том виде, | в котором он дожил до наших дней.

Количество тактов в предложении зависит от его длины. Очень короткие предложения состоят из

одного такта. В данном случае получилось 4 такта.

Теперь расставим логические ударения. В каждом такте нужно выбрать главное слово. Также,

требуется выбрать главное слово всего предложения. Таким словом является «Колизей». На него мы

сделаем самое сильное интонационное ударение.

Наверное одно из самых грандиозных мировых сооружений, | символ Рима и Италии — Колизей |

продолжает производить впечатление даже в том виде, | в котором он дОжил до наших дней.

Множество примеров расстановки логических пауз и ударений в афоризмах представлены тут.

Конечно, данная расстановка не является истиной в последней инстанции. Может быть множество



различных вариантов. Каждый диктор неповторим и индивидуален в своих интонациях. В этом и есть



дикторское творчество.

Теперь, когда с логикой мы разобрались, подходим к последнему этапу в работе с текстом. Нужно



определиться с дикторской подачей! Какой она будет? Ведь прочитать один и тот же текст можно с

тысячью разными интонациями, различными дикторскими подачами. Быстро или медленно, тихо или

громко, весело или серьёзно и т.д. Это зависит от предлагаемых условий. Что это за передача? О чём

она? На радио или телевидении? Текст в кадре, или за кадром? Хронометраж свободный или жёсткий

и т.д.

И только после этого можно подойти к микрофону и приступить к главному дикторскому таинству!








sitemap
sitemap