Как помочь ребёнку полюбить чтение



Родительское собрание на тему «Как помочь ребёнку полюбить чтение»

Учитель :Панина М.И.

Цели: привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

Ход собрания.

Учитель: Добрый день, уважаемые родители! Мы собрались сегодня, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы. Я прочитаю сейчас фрагмент газетной статьи, прослушав который, я уверена, вы сами согласитесь с важностью и необходимостью сегодняшней встречи.

«… Странное у меня сегодня настроение: какая -то мрачная меланхолия и хандра. Смотрю по сторонам и замечаю сплошное несовершенство в окружающем мире, необъяснимые соответствия… Кажется причина тому – очередное знакомство с положением дел сына в школе. Ученический дневник, Испещрённый просящими, кричащими, угрожающими записями, яснее ясного характеризуют ситуацию. Не ясно только одно: почему? Чего не хватает нашему способному, но безнадёжно ленивому мальчику?

Школьный уголок оборудован, книг изобилие, пап с мамой грамотные, ребёнок под неусыпным контролем.. Всё как положено, только результат нулевой.

-Мама! Я читаю уже восьмую страничку! Осталось две!- сообщает сын из соседней комнаты, чем лишает меня остатков сил и терпения: процесс чтения у нас протекает «из – под палки» непотопляемые ежедневные десять страниц требуют большого вложения моих нервов…»( газета «Рио –пресс» от 15.11.2004)

Думаю, многие из вас испытывали то же самое настроение, что героиня этой истории.

Как приучить ребёнка читать? Как подружить его с книгой?- таковы вопросы, ответы на которые искать мы будем вместе. А потому – у нас сегодня не просто родительское собрание, а собрание рецептов.

Один рецепт у нас уже есть. Это эпиграф нашего разговора»Никогда не поздно устроить себе счастливое детство», — сказала английская писательница о книгах и процессе чтения. «Никогда не поздно создать для ребёнка счастливое детство и научить его жить там», -хочется добавить мне. Не будем медлить… Начнем.

Накануне нашей встречи совместно с психологом мы провели опрос детей нашего класса, позволивший выявить, как обстоят дела с чтением в ваших семьях.

(Учащимся было предложено ответить на вопросы:

1.Читают ли родители тебе книги?

2.Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?

3.Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?

4.Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?



5.Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?

6.Считаешь ли ты книгу подарком? Радуешься , ли когда тебе дарят книгу?

7.Какую книгу ты читаешь сейчас? Укажи ее название и автора.

Обработав результаты анкетирования мы получили следующие результаты…(Знакомство родителей с итогами анкетирования)

Приучение ребёнка к чтению – длительное и кропотливое занятие. Здесь вряд ли получиться толк, если действовать бессистемно, наскоками. И как в любом процессе, здесь нужно учитывать уровень развития ребёнка, уровень сформированности его читательских умений. У каждого ребёнка он, конечно, будет свой, поэтому рецепты нашего собрания нужно применять очень избирательно.

Как же обстоят дела с читательскими умениями вашего ребёнка?

Предлагаю выявить это путём нехитрого теста.

Тест «Читательские умения ребёнка»

№ п\п

Вопрос

Да

нет

1

Любит ли ваш ребёнок слушать сказки и рассказы?

2

Способен ли он их пересказывать?

3

Возникает ли у ребёнка желание читать самостоятельно?

4

Вашего ребёнка интересует больше содержание или картинки?

5

Имитирует ли он чтение вслух, подражая взрослым?

6

Интересуют ли его книги познавательного характера? ( о животных, растениях, кораблях, самолётах и т.д.)

7

Пытается ли ваш ребёнок сочинять сам?

8

Внимателен ли ваш ребёнок когда вы ему читаете? (20-40-минут)



9

Он аккуратно хранит свои любимые книги?

10

Ваш ребёнок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

11

Он понимает смысл прочитанных слов?

12

Чтение приносит ему удовольствие?

13

В разговоре он оперирует развёрнутыми сложными предложениями?

14

Ваш ребёнок способен пересказывать, то что прочитал?

15

Ваш ребёнок с радостью учиться читать?

16

Ваш ребёнок знает много стихов и песен?

Итого:

Обработка результатов.

Если больше «Да»

Ваш ребёнок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать как взрослые, но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении – в данном возрасте у него наступает как раз сенситивный (чувствительный) период к обучению. Ребёнок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.

Если больше «нет»

Пора бить тревогу! Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получиться – сейчас есть много интересных, а главное комплексных методик для обучения ребёнка чтению. Сделайте всё правильно – сначала проконсультируйтесь со школьным психологом того учебного заведения, где учиться ребёнок, поговорите с педагогами- они, скорее всего. Могут дать квалифицированную консультацию по вашей работе – что и как надо делать. Обязательно побывайте у логопеда — даже если у ребёнка всё замечательно, то вам подскажут, как именно ставить речь и обучать произношению звуков. Относительно ребёнка – заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием. Обучение чтению превратите в увлекательную игру. Учитель: Почему так важно знать, какой читательский уровень соответствует вашему ребёнку? Думаю , психолог сможет дать квалифицированные объяснения и ценные советы.

В кабинете психолога в последние годы часто можно стать свидетелем ситуаций, когда родители жалуются на тревожные факты: они замечают, что ребёнка невозможно усадить за книжку. На предложение почитать вслух малыш заявляет, что у него болит горло, кружится голова.

Специалисты в таких случаях могут поставить малышу диагноз «ридингфобия» — то есть навязчивый страх перед чтением… Разумеется , это крайнее проявление проблемы, но о путях, ведущих к ней и избавляющих от неё, нужно знать каждому родителю.

«Почему так случилось?»- теряются в догадках родители. –«Ведь мы делаем всё, чтобы приучить ребёнка к чтению. Покупаем новые книжки, регулярно заставляем читать вслух.» — Вот в этом то и заключается родительская ошибка. Ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка что – либо делать, даже из благих побуждений. В противном случае самое увлекательное и интересное занятие может превратиться для них в принудительную обязаловку.

Изучая предысторию проблемы , врач, как правило, услышит типичный и очень характерный рассказ:

«Сначала всё шло хорошо: ребёнок с лёгкостью выучил все буквы, затем научился складывать их в слова. А вот более длинными текстами начались проблемы. Даже короткие четверостишья запоминал с трудом и не всегда мог объяснить их смысл. А ведь рос неглупым, сообразительным… Чтобы подтянуть малыша, родители ежедневно заставляли его читать вслух и пересказывать содержание прочитанного. Однажды, когда в доме собрались гости, родители решили похвастаться успехами ребёнка: поставили его на табурет и попросили прочитать стихотворение. Но, увидев незнакомых людей, неопытный артист запнулся на полуслове, смутился и убежал. Раздражённая мать упрекнула ребёнка: «Тебе скоро в школу идти, а до сих пор трёх строк не можешь запомнить. Какой же из тебя ученик? Видимо этот случай и стал отправной точкой для развития неприязни к книге.

Очень часто нежелание детей читать вызвано неумелыми действиями взрослых. Их ошибка в том, что они с малых лет нацеливают ребёнка на конкретные результаты. Требуют читать быстро, четко, правильно расставляя ударение, отчетливо выговаривая все буквы. Если же малышам что – то не удается, их нередко подстерегают обидными замечаниями, сравнивая с более удачливыми ровесниками. Следует учитывать и то, что от природы мы воспринимаем книжный текст по разному. Например, дети склонные к ридингфобии, могут иметь хорошую память, неплохо успевать по точным наукам, но при этом с трудом усваивают печатный текст. Обычно буквы и слова такие дети запоминают легко, а вот с предложениями начинаются сложности- им не всегда удается уловить смысл прочитанного. Например, при чтении короткого отрывка ребёнок не помнит, что было в начале абзаца или в первой главе. Он не понимает содержания, не всегда может пересказать текст и ответить на вопросы о прочитанном. Естественно, при таких проблемах с чтением происходит нарушение процесса познания. И если родители начинают концентрировать внимание на его недостатках, всячески демонстрировать свою озабоченность, ругать его, то проблема лишь усугубляется. Ребёнок боится сделать что – то неправильно, подвести родителей, что ещё больше тормозит восприятие информации зрительным аппаратом. Такая ситуация нередко приводит к тому, что малыш начинает испытывать страх перед печатным текстом, и отказывается читать. А порой он просто переносит свою ненависть на книгу, видя в ней источник всех своих бед.

К сожалению, многие родители считают ридингфобию всего лишь детским капризом и пытаются бороться с ней силовыми методами: усаживают малыша за книжку, заставляют читать вслух, а если отказываются лишают его прогулок, сладкого и т.д.Но подобные меры нет помогают, а на оборот, они лишь усугубляют ситуацию.

Тем не менее волнение родителей тоже можно понять: ведбь проблемы с чтением могут стать серьёзным препятствием в школьной жизни ребёнка. Как же быть? Прежде всего, не паниковать самим и успокоить ребёнка. Ни в коем случае нельзя давить на ребёнка! Следует вспомнить, что чтение это интересное и увлекательное занятие, которое должно доставлять ему радость, пробуждать воображение. Подберите литературу, которая ему нравиться: например, сказки, приключения, фантастику. Интересный сюжет, яркие картинки помогают малышу легче усваивать прочитанное. Очень часто дети отказываются читать вслух, опасаясь критических замечаний взрослых. В этом случае не настаивайте, пусть ребёнок читает про себя. Главное, чтобы процесс ему нравился. Понаблюдайте за малышом издали – блестят ли у него глаза, заинтересован ли он содержанием. После окончания чтения не торопитесь его экзаменовать: не предлагайте ему сразу же обдумать прочитанное, не заставляйте пересказывать текст. Вполне возможно, вскоре он сам поделиться с вами впечатлениями от прочитанного. Внимательно и дружелюбно выслушайте его. И если вы видите, что он охотно идёт на контакт, задайте ему несколько простых вопросов из недавно прочитанного. Занятия должны происходить спокойно, доброжелательно, без критики. При первых же успехах не жалейте похвал – это способствует формированию уверенности в себе, помогает ему преодолеть страх перед печатным текстом. Повторяйте такие занятия как можно чаще, но только так, чтобы не ухудшалось состояние ребёнка, чтобы чтение было ему в радость. И не торопитесь хвастаться перед гостями успехами своих чад. Излишнее внимание взрослых может привести к обратному результату. Учите детей науке чтения, вместе с ними постигайте её. Используйте советы специалистов.

Памятка для родителей.

1.Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день.

2.Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

3.Если ребёнок устал ,проведите физкультминутку.

4.Во время чтения книги выясните значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5.Беседуйте о прочитанном, о том, чему учит книга, что нового узнал ребёнок.

6.Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Памятка для детей.

1.При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначало обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.



2.Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

3.Читай вслух выразительно- соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.

4.Читай вслух бегло- произнося первый слог, смотри на вторй.

5.Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, прочитывай несколько раз.

6. Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.

7.Помни: хорошая книга – твой лучший друг.

Учитель: Сейчас, уважаемые родители, я хочу дать слово вам. Поделитесь своими рецептами приучения ребёнка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивным, предлагаю вопросы для обсуждения:

1.Что отвлекает человека от книги в настоящее время.

2.Уместен ли торг между родителями и ребёнком?

3.Почему ребёнок до поступления в школу охотно проводит время в обществе с книгой, а став школьником, изменил своё мнение?

4.Какую заповедь общения с книгой надо обязательно соблюдать?

5.Важно ли читать с детьми вслух?

6.Всякая ли литература полезна?

Учитель: Интересной и конструктивной оказалась наша встреча. Хочется верить, что благодаря ей актуальная во всём мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть –чуть не актуальной. Возможно, не всё будет просто. Но всё должно получиться. Об этом сказка Леонардо да Винчи, которую позвольте подарить вам на прощание. Послушайте. Думаю, вы обязательно поймёте, что я хотела ею сказать…

Сказка «Кремень и огниво»

Получив однажды сильный удар от Огнива , Кремень возмущённо спросил у обидчика:

-С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня видимо с кем то путаешь. Оставь пожалуйста мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

-Не сердись попусту, сосед,- с улыбкой промолвило Огниво в ответ.- Если ты наберёшься немного терпении я, то вскоре увидишь какое чудо я извлеку из тебя.

При этих словах Кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары Огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение Кремня было по заслугам вознаграждено.

(Сказка для тех, кто поначалу робеет в учёбе или другом новом и трудном деле. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена непременно дадут новые всходы)








sitemap
sitemap