Как появился человек на Земле открытый урок по биологии в 5 классе



Конспект урока

На основе системно-деятельностного метода обучения

Тема урока: Как появился человек на Земле

Цели и задачи урока:

Обучающая: формировать представление об особенностях современного человека, отличиях человека от животных.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний. Развивать представление о происхождении человека.

Воспитывающая: формировать навыки самоконтроля, воспитание самостоятельности.

Планируемый результат: формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение темы. Уметь анализировать, делать выводы на основе сравнения; давать определение понятиям. Уметь выделять этапы развития человека, называть признаки отличия между древним и современным человеком.

Тип урока: комбинированный.

Использование современных технологий: технология развивающего обучения.

Оборудование: слайд-презентация, таблица «Этапы эволюции человека».

Ход урока

Эпиграф урока: Мне необходимо разобраться самому!

А чтобы разобраться самому, надо думать сообща.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

личностные

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, подготовка к уроку, настраивание учеников на рабочую деятельность.

Готовность к самообразованию

2.Мотивирование к учебной деятельности

На доске таблица «Этапы эволюции человека» создание проблемы и озвучивание учениками темы данного урока: Как вы думаете, какова сегодня нашего уроке?

— Как появился человека на Земле.

Давайте вместе сформулируем цель урока

Происхождение человека на Земле.

Расширение кругозора, слушая ответы учащихся и комментарии учителя

Сотрудничество с учителем

Настрой на работу, целеполагание

3.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Ответьте на вопросы: Какие гипотезы по происхождению человека вы знаете?

Эволюционное происхождение

— Библейское происхождение

— Завезен из космоса.

А как вы думаете где живут люди на нашей планете?

— В городах, селах, деревнях. Можно сказать везде, даже в лесу и тропических джунглях.

Как происходит общение людей между собой?

При помощи языка общения.

Проблема: всегда ли люди были такими как мы сейчас? Вы хотите это узнать? Давайте попробуем это узнать. Создаются группы для работы с учебником: 1-я группа отвечает на вопрос: «Как и где появился первый человек?», 2-я группа: «Кто это человек умелый?», 3-я группа: «Кто такой неандерталец?»,4-я группа: «Кто были первыми представителями вида Человек разумный?»

Поиск ответов в тексте п.24

Работа в группах, сотрудничество учащихся между собой

Планирование работы учащихся

4.Выявление места и причины возникновения затруднения

Обсуждение ответов учащихся. Данные записи зачитываются учащимися в слух и выносятся на обсуждение всего класса.

Узнали о предках человека

Слушают и дополняют друг друга

5.Построение проекта выхода из затруднения

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу «Особенности современного человека», пользуясь текстом учебника

1.Признак



2.Особенности современного человека

Объем мозга

В 3 р. Больше, чем у обезьяны; решает сложные задачи.

Общение

1)речь

2)совместная деятельность

3)труд

4)разумное поведение



Ученик демонстрирует из учебника рисунок на котором делает сравнение черепа предка человека и современного человека.

Знание нового

Сотрудничество с учителем

Настрой на работу

6.Релизация построенного проекта

Анализ заполнения таблицы с комментариями

Сходство и отличия человека и животных

Сотрудничество учащихся между собой, работа в парах

Заполнение таблицы

7. Физминутка

Упражнения для глаз

Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза. Во время медленного выдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу и от носа. На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, так чтобы к глазам не проникал свет. Задержаться в таком положении сколько возможно, не вдыхая воздух. Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос. На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.

Вращательные движения глазами: сначала в левый нижний угол, потом на межбровье, потом в правый нижний угол, потом на кончик носа (повторить 3 – 4 раза). Повторить то же, но в обратную сторону.

Узнали гимнастику для глаз

Сотрудничество с учителем

Умение самостоятельно проводить гимнастику для глаз

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (проверка по алгоритму)

Организации работы в парах. Каждой паре учащихся дается индивидуальное задание по данной теме.

Особенные признаки человека

Умение вести диалог с учетом позиции напарника

Самопроверка таблицы по эталону

Умение отстаивать свое мнение

9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, актуализация изученного материала

Дать определения терминам на с.110

Австралопитек

Человек умелый

Человек разумный

Кроманьонец

Уметь слушать ответы других

10.Включение в систему знаний повторения

Ответить на вопросы на с.110

Назовите, какие виды людей жили раньше на Земле?

Чем отличается кроманьонец от человека умелого?

Как повлияло одомашнивание животных и растений на жизнь людей?

Какими были первые орудия, изготовленные человеком?

11.Рефлексия учебной деятельности на уроке:



— самоо ценивание учениками собственной деятельности на уроке;

— диф ференцированное домашнее задание;

-оценка работы учащихся с комментариями

На этом этапе уроке мы с вами еще раз вспомнили о том, откуда берет свои корни человек.

И сейчас давайте с вами докажем, что мы человек — разумный и проверим, как вы усвоили материал.

Какие из представленных обезьян относятся к человекообразным?

А) шимпанзе Б) бабуин В) игрунка

2. Он появился на юге Африки и первым приспособился к жизни на открытых пространствах (австралопитек).

А) кроманьонец Б) австралопитек В) неандерталец

3. Новые условия жизни привели к тому, что он научился сам изготавливать для себя орудия (человек умелый).

А) Человек умелый Б) австралопитек В) дриопитек

4. На стенах своих пещер он оставлял удивительные рисунки, на которых изображались животные, люди и сцены охоты (кроманьонец).

А) австралопитек Б) неандерталец В) кроманьонец

5. Он укрывался в пещерах или строил хижины, покрытые шкурами животных. Да и сам не прочь был поносить меховые шубки (неандерталец).

А) человек умелый Б) кроманьонец В) неандерталец

6. Он первым догадался, что огонь может быть не только врагом, но и другом (человек прямоходящий).

А) человек прямоходящий Б) австралопитек В) неандерталец

7. Высокая трава саванн и степей мешала ему осматривать окрестности, и он встал на ноги (австралопитек).

А) человек умелый Б) кроманьонец В) австралопитек

8. Этот человек нашел себе замечательного помощника, ставшего самым преданным другом – собаку (кроманьонец).

А) неандерталец Б) кроманьонец В) человек умелый

Теперь мы с вами достаточно хорошо ориентируемся в причинно-следственных связях развития человека как вида. Вы уже хорошо понимаете, что изменение окружающих человека факторов может вести за собой изменения в его внешности, умственном и физическом развитии. С такими знаниями нетрудно представить себе человека будущего.

Скажите: какой он человек будущего?

Умный, изобретательный, хорошо ориентирующийся в любых вопросах.

Давайте еще раз сделаем физминутку и оценим себя. Если вам все понравилось – поднимите правую руку, если не понравилось – левую.

Вы все поняли – топните ногой, что то не поняли — хлопните в ладоши.

Тебе помогал сосед по парте: если да пожми ему руку, если нет – подмигни.

Какую оценку ты поставишь себе за урок:

5 – наклон в лево

4 – поклон вниз

3 – повернись вокруг себя

Вот таким образом вы получили еще заряд бодрости на уроке и оценили себя сами.

П.24 повторить.

Подготовить сообщение на тему: «Деятельность современного человека в природе»

Творческое задание о гипотезах происхождения человека.

Получили знания

Сотрудничали между собой и с учителем

Самооценка своей деятельности на уроке








sitemap
sitemap