Как подготовить и провести проблемную беседу



КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ проблемную беседу.

К проблемному обучению вновь и вновь возвращается наука и практика обучения. Это объясняется, с одной стороны, пониманием преимуществ такого обучения, с другой,- трудностью его организации на практике. Сегодня мы обратимся к практике подготовки и проведения проблемной беседы как наиболее эффективного вида уроков.

Детальный анализ примеров проблемных бесед, проведенных специалистами по проблемному обучению, позволяет выделить ряд требований, выполняя которые учитель может провести такую беседу на достаточно высоком уровне. Перечислим требования к проблемной беседе.

1. Изучение нового материала следует начинать с интересной практической или исторической задачи, позволяющей создать исходную проблемную ситуацию. Практические задачи можно почерпнуть из специальных сборников или из раздела учебного пособия, предназначенного для закрепления материала. В результате анализа проблемной ситуации формулируется проблема.



2. Основная проблема часто разбивается на ряд под проблем, каждая из которых порождает свою проблемную ситуацию. Проблемная беседа, как правило, содержит от 2 до 5 проблем. Последние связаны с поиском решения основной проблемы, способа достижения выдвинутой цели.

3. Реальный процесс выхода из проблемной ситуации имеет, как правило, несколько направлений. Поэтому на уроке следует предусмотреть несколько способов и путей решения каждой под проблемы.

4. Разрешение проблемных ситуации имитирует реальный процесс мышления — открытие нового. А реальный процесс мышления, решения задач — не «накатанная дорога». В нем имеют место тупиковые ситуации, когда очередная гипотеза приводит:

либо к очевидному противоречию;



либо к невозможности продолжить решение в данном направлении из-за отсутствия необходимой базы.



Такие ситуации должны иметь место и в процессе обучения, когда ложные представления учащихся не отвергаются сразу, а подвергаются рассмотрению. Если учащиеся попали в тупиковую ситуацию первого вида, то необходимо дать им возможность самим найти допущенную ошибку. Тупиковые ситуации заставляют учащихся вернуться на исходную позицию и продолжить поиск, выдвигая новые гипотезы. Если учащиеся, хотя и не предпринимают ложных шагов, но и не видят пути решения, то учитель инициирует действия, не позволяющие получить результат или приводящие к ошибке.

5. В процессе обучения возможны два способа предъявления материала, создающие проблемную ситуацию, или две схемы — историческая и логическая. Логическая — более краткая, отражающая результат исследования; историческая — более естественная, отражающая реальный процесс решения проблемы. История развития научного знания внутренне проблематична.








sitemap
sitemap