Как хорошо уметь читать



Как хорошо уметь читать…

Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания ,от которых зависит умственная работоспособность.

Часто бывает так, что ребенок знает все буквы ,может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Пока не дочитаешь страницу…»

Как же сделать так чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым ,умным словом.

Для формирования у ребенка потребности в чтении и письменной речи педагоги и психологи ( Д.Б.Эльконин, Е.А. Бугрименко, Г.А.Цукерман) предлагают использовать жизненно важную переписку, содержание которой должно лично задеть ребенка и апеллировать к самым главным и сильным его интересам.(Ребенку понравился определенный герой, ему хочется быть на него похожим или дружить с ним .Мама советует написать ему письмо .Вскоре приходит ответ .Автор письма- мама. Так завязывается переписка).

В жизни любой семьи имеется много возможностей для замены устного общения письменным, которое будет способствовать тому ,что ребенок приобщится к записи, а чтение станет действительно добровольным ,а значит ,усовершенствуется и его техника.

Работа над техникой чтения — процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения в старших классах будет значительно затруднено.

Если ребенок находится еще только на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2абзаца .Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение часа-полутора за один прием.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью , и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения(т.к – это значит, что при чтении у него возникают трудности)

В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим получается автоматически при просмотре диафильмов.

Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом , как советуют Е.А. Бугрименко, Г.А.Цукерман.

К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.

Необходимо отмечать рост , сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.

Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.

Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка-первая ступенька вхождения в страну знаний , в мир культуры.

Есть много сказок, как считает Е.Синицына (автор «Умные сказки», М.1997.С.7), которые помогут детям мыслить логически ,разовьют воображение, речь и др.

Также развивать чувство языка, вкус к слову , умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи .Дети интуитивно понимают, что самые обыкновенные фразы звучат по-особому ,если они осмыслены поэтом.

Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Первый подход — рабочая библиотека ,помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, Энциклопедии ,научно-популярная литература, периодические издания.

Второй подход-приобретение любимых книг ,прочитанных и ставших любимыми(книги-друзья, книги- помощники ,книги-собеседники).

Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей.

Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь поможет прежде всего детская классика: К.Чуковский,С.Маршак,А.Барто,В.Берестов,Б.Заходер,Н.Носов,В.Голявкин,Р.Погодин,Э.Успенский и др.

Книги могут быть разными по жанру, стилю, теме, но обязательно серьезными, настраивающими ребенка на размышления ,оценку своих поступков. Нужны и просто веселые, типа очень смешной книги Ю.Давыдычева про Ивана Семенова-второгодника и второклассника, самого ленивого человека на свете, который согласен заболеть всеми ужасными болезнями, лишь бы в школу не ходить, уроков не готовить.

Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения- самое время познакомить его с научно-популярной литературой.

Здесь можно обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы- книгам М.Пришвина,Е.Чарушина,Г.Снегирева,В.Бианки,Н.Акимова,Г.Скребицкого,Ю.Дмитриева и др.; Книгам энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др.

Ребенка следует записать в библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему.

В собственной библиотеке нужно показать, как следует располагать книги (по тематике ,по жанрам, по авторам),как делать закладки, библиографические карточки с выходными данными.

Если семья выписывает переодические издания , можно начать сбор вырезок по интересующим вопросам: о животных, растениях, технике, истории ,природных явлениях, спорте и др.

Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге ,чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.

В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги (их читали бабушка, дедушка, мама ,папа).Такая традиция не только воспитывает бережное отношение к книгам, дополняется чувствами к самым дорогим людям.

Сближают и совместная покупка книг, их ремонт ,наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно совместное чтение и обсуждение прочитанного.

Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том ,чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

Советы родителям

1.Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком ,пусть он придет в школу, умея читать. В 4-5 лет учиться легче ,чем в 7-8 лет.

2.Терпеливо помогать ребенку , если у него недостаточная скорость чтения.

3.Обучая детей чтению, опираться на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.

4.Больше играть с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

5.Рассказыать детям сказки. Даже «совсем большие» ребята(мы часто говорим 7-8летнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку ,сказку перед сном .Это успокаивает их ,помогает снять напряжение.

6.Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

7.Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

8.Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.

9.Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16-это промежуток жизненного пути ,когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.

10.Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

11.Собирать дома различные словари: толковый , орфографический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними

12.Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает.

13.Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку , чтобы в ней были разные книги. а не только, например, фантастика и приключения.

14.Вместе покупать, читать, ремонтировать книги ,обсуждать прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.

15.Обязательно записать ребенка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.

Осилив 3-4 книги, стоящие в плане школы , ребенок готов продолжить чтение самостоятельно. Конечно, сначала он станет это делать вслух, но вскоре чтение будет предметом личных переживаний. Не мешайте ему, ожидая, что он начнет читать про себя. Звук собственного голоса дает ему уверенность , а по прошествии нескольких месяцев он научится это делать независимо от вас.

Запишите его в библиотеку и совершайте походы по субботним утрам или после школы, чтобы поменять книжки. Не помешает время от времени пролистывать то, что стоит на полках, дабы показать свой интерес, но ни в коем случае не подыскивайте ему литературу сами. Несколько ободряющих слов ,сказанных вами ,закрепят его любовь к книгам.

Не подумайте, что , записав ребенка в библиотеку, вам не следует покупать ему книги. Если нет больших прорех в семейном бюджете, помогите своему ребенку пережить волнующее чувство владения книгами.

Огромным стимулом для ребенка послужит , если он как можно чаще будет видеть родителей за книгой . В доме, где чтение является частью семейной жизни ,где на полках расположены книги для любого возраста, справочники, атласы ,сказки ребенок вырастает с закрепленным читательским навыком.

Памятка «Как помочь ребенку полюбить чтение»

-Слушайте , то что читает ребенок.

-Беседуйте о прочитанном материале с ребенком , разъясняйте непонятные слова и смысл текста.

-Запишите его в библиотеку.

-Просматривайте выбор книг ребенка для чтения.

-Расскажите о своих любимых книгах и авторах.

-Читайте сами книги.

-Создайте свою библиотеку или библиотеку своего ребенка.

Дети ,посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности. Специалисты утверждают ,что для нормального развития младшего школьника на работу мышц должно приходиться до 75%всего дневного времени. Как показывает практика, лишь 30%школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, ведут активный образ жизни, регулярно гуляют на свежем воздухе, а остальные 70%-посещают только уроки физкультуры и их пребывание на свежем воздухе ограничивается лишь дорогой домой.

Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и ежедневно пребывающих на свежем воздухе, играющих в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, так как умеренные физические нагрузки, прогулки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

При этом активизируются все физиологические механизмы защиты иммунитета.Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития человека.

Прогулка-это одна из форм отдыха детей в группе продленного дня.

Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойно отдыха или же ,наоборот, быть насыщенной

Виды прогулок

Прогулка-наблюдение. В ее основе лежат наблюдения за предметами, объектами, растениями, животными изменениями в природе, сезонными явлениями или аномалиями.

Прогулка с заданием. Перед началом или во время прогулки дети получают задание, которое выполняют индивидуально или в группах.

Поисковая прогулка. Предполагает поиск какого-либо заранее спрятанного предмета или объекта ,чтение следов зверей и птиц на снегу, состязание команд по прохождению маршрута, работу с компасом и т.д.

Информационная прогулка. Содержит богатый познавательный материал, побуждает детей к самостоятельному поиску информации.

Творческая прогулка. Этот вид прогулки направлен на развитие творческих способностей детей. В ходе прогулки воспитанники создают букеты из листьев, композиции из снега, придумывают загадки и сказочные истории, делают зарисовки с натуры.

Прогулка — практикум. В ходе прогулки дети поводят практические опыты и ставят эксперименты.

Целевая прогулка. Имеет одну, четко обозначенную цель, например: запомнить название улицы, заметить «следы»хорошего или плохого поведения человека.

Прогулка-развлечение (игровая прогулка).Такая прогулка включает в себя веселые игры и забавы с использованием различного спортивного инвентаря(скакалки, мячи, гимнастические палки ,бумеранг) или без него, ритмические музыкальные игры, хороводы, разгадывание занимательных задач ,шарады, ребусы, показ фокусов.

Пешеходная прогулка . Это прогулка ,в основе которой лежит ходьба.

Спортивная прогулка. Она включает в себя лыжные пробеги, соревнования по скоростному спуску с горы на санках, метание снежков в цель, велогонки.

Экскурсионные занятия в группе продленного дня имеют оздоровительно — воспитательные цели, отличаясь от учебных экскурсий. Это одна из форм отдыха, поэтому, используя их, следует применять методы и средства организации досуга.

На обществоведческих экскурсиях необходимо показывать детям как на практике происходит разделение общественного труда, раскрывать специфику массовых профессий, освещать трудовые и боевые традиции народа на примерах родного края. В результате такой работы формируются общественно ценное отношение к труду и людям труда, потребность трудиться.

На природоведческих экскурсиях происходит ознакомление школьников с многообразием окружающей природы и преобразующей природу деятельностью человека.

Цели и задачи прогулок и экскурсий: организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор); участвовать в общественно полезном труде и природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек ,скворечников); развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность ,умение ориентироваться на местности; формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу; активизировать самостоятельную деятельность детей; выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы; воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе; обеспечивать двигательную активность детей на воздухе.

Желательно использовать методы и приемы технологии развития критичеcкого мышления (КМ)

Критическое мышление-это активный процесс познания, способность анализировать информацию с позиции логики с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, ставит вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения.

Занятия на основе технологии критического мышления имеет свою структуру, представляющую собой трехступенчатую модель: вызов, осмысление, размышление(рефлексия),(ВОР).

Ступень. Вызов.

На данной стадии осуществляется активизация важных познавательных видов деятельности детей.

Во-первых ,определяется уровень знаний детей. Полученные ранее знания становятся базой для усвоения нового материала.

Во-вторых, активизируются познавательный интерес, который определяет личную цель каждого из учащихся.

Ступень. Осмысление.

На данной ступени обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму выполнения опытов, наблюдения, рассматривания, чтения текста, прослушивания текста, сочинительства и др.Здесь воспитатель оказывает наименьшее влияние на обучаемого, ставя перед собой задачу — подобрать методы и формы работы, которые будут поддерживать высокий уровень активности детей.

Ступень. Размышление (рефлексия)

На данной ступени происходит закрепление новых знаний и активное перестроение своих представлений с тем, чтобы включить в них новые понятия. Именно на этой стадии учащиеся присваивают знания, делают их своими. Это своеобразный анализ собственных мыслей, попытка выразить новую информацию собственными словами, обмен идеями.

На всех трех стадиях могут использоваться индивидуальные формы работы, работа в парах. в группах сменного либо постоянного состава, коллективная работа.

Наиболее часто используемые методы КТМ на прогулках и экскурсионных занятиях.

1.Мозговой штурм.

За минимум времени нужно выяснить максимум знаний, имеющихся у учащихся по данному вопросу. Короткие ответы учащихся фиксируются на доске или на листах бумаги.

2.Карта Кластера.

Выделение смысловых единиц информации и графическое их оформление в виде паутинки(грозди ).Эта рисуночная форма, суть которой заключается в том что в середине лиса записывается или зарисовывается основное слово или понятие а по сторонам от него фиксируются идеи, связанные с ним указываются связи между гроздьями. Используется этот метод для систематизации группирования материала подведения итогов.

3.Прогноз.

Текст произведен частями детям преподносится по. После каждой прочитанной части участники прогнозируют дальнейшие события.

4.Перепутанные логические цепи.

Необходимо составит логическую цепочку (расположить в хронологическом порядке события, цитаты из текста, последовательность действий и т.д)

5.Синквейн (пятистрочие).

Первая строка заключает в себе одно слово (существительное ); вторая строка- два слова (прилагательные);третья строка- три глагола; четвертая- фразу из четырех слов, выражающую личное отношение к описываемому предмету; в пятой строке- дно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Например:

Технология.

Новая, интересная.

Помогает, увлекает, действует.

Предлагает новые приемы работы.

Мастерство.



sitemap
sitemap