Как избежать перегрузок_27435



Как избежать перегрузок

при обучении ребенка

В первых классах наших школ в начале года нарушения здоровья имеют 20% детей, а к концу года их число увеличивается до 70%, и в 20-40% случаев ухудшение здоровья связано именно со школой. Учитель должен знать и учитывать физиологические особенности школьников.

Ребенок 7-11 лет физически развивается относительно спокойно. Костная система находится в стадии формирования, поэтому необходимо заботиться об осанке: окостенение кисти и пальцев не закончилось, поэтому мелкие и точные движения затруднены и утомительны. Совершенствуется мозг — развивается аналити-ко-синтетическая функция коры, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения (торможение становится более сильным).

Физическое развитие позволяет ребенку заниматься от 3 до 5 часов в день. Ребенок и психологически готов к обучению: достаточно развиты память, любознательность, воображение; словарь достаточно богат; ребенок способен связно излагать свои мысли, сравнивать, обобщать, пробует делать выводы.

Но в уровне готовности могут быть значительные индивидуальные различия. Кроме того, слаба аналитическая функция восприятия, дети не умеют управлять своим вниманием, у них более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.

Возрастной особенностью является импульсивность — склонность незамедлительно действовать. Младший школьник не умеет упорно следовать цели, преодолевая трудности, при неудаче может терять веру в свои силы.

Поэтому задача учителя — сделать каждый урок, каждый день ребенка успешным.

Продолжительность урока должна быть не более 45 мин.

В 1-м классе в сентябре — 3 «рока по 35 мин, с октября — 4 урока по 35 мин, и лишь после адаптации детей урок может продолжаться 45 минут.

Максимально допустимая нагрузка при шестидневной рабочей неделе:

в 1-м классе — 22 ч,

во 2—4-м классах — 25 ч;

при пятидневной рабочей неделе

в 1-м классе 20 ч.

во2 -4 классах — 22 ч.

О Сдвоенные уроки сильно увеличивают нагрузку. Младшие школьники должны учиться только в первую смену. Для первоклассников устанавливаются

т дополнительные каникулы.

О Домашние задания даются с учетом возможностей ребенка:

в 1-м классе (со II полугодия) — до 1 ч;

во 2-м классе — до 1,5 ч;

в 3—4-м классах — до 2 ч;

не даются задания на понедельник.

Рекомендуется создавать условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении.

При составлении расписания, планировании контрольных работ учителю необходимо учитывать следующие факторы.

Динамика урока:

1—4-я мин — усваивается 60% материала; 5-23-я мин — 80%; 24-34-я мин — 45-50%; 35—45-я мин — 6%.

Динамика дня:

1-й урок — врабатывание; 2-й урок — оптимум; 3-й урок — спад.

После третьего урока должна быть организована динамическая перемена, иначе на четвертом уроке материал не будет усваиваться.

Динамика учебной недели:

понедельник — врабатывание; вторник, среда — оптимум; четверг — спад.

Коэффициент трудности предметов:

11 баллов — математика:

10 баллов — иностранный язык;

7 балов ~~ русский язык, литература;

б баллов — естествознание;

5 баллов ■-• физическая культура:

4 балла труд;

2 балла — изобразительная деятельность;

1 балл — музыка.

Учителем должны быть соблюдены предписания письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 февраля 1999 г. №220(11-12).

В классе должны быть обеспечены санитарно-гигиенические условия:

достаточное освещение класса;

предпочтительные тона окраски стен кабинета — зеленые, желто-зеленые, зеленовато-голубые;

соблюдение температурного и воздушного режимов (систематическое проветривание кабинета до уроков и во время перемен);

—разумное размещение комнатных растений,чтобы они не мешали естественному освещению.

Психогигиенические взаимоотношения учителя с учеником:

—спокойное общение;

—ребенка называем по имени;

не провоцируем стрессовые ситуации;

инструкцию даем один раз, четко ее проговаривая, начиная с простой, затем переходим к более сложным);

задавая вопрос, ждем не менее 10 с, давая время подумать;

хвалим при всех, делаем замечания — наедине.

Чтобы не было перегрузки, очень важно правильно строить учебный процесс. Планируя урок, учитель должен сформулировать его цель, поставить задачи, затем отобрать содержание урока, выбрать методы обучения, продумать свою деятельность и деятельность учащихся. Не стоит стремиться «освоить» всю страничку учебника, желательно учитывать возможности конкретного класса. Не следует загромождать урок: работает лишь уместный дополнительный материал. Всякая наглядность должна быть оправдана — наглядность ради наглядности отвлекает и утомляет детей.

Выбирая форму и методы обучения, следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти:

10% того, что читают;

26% того, что слышат;

30% того, что видят;

50% того, что видят и слышат;

70% того, что обсуждают с другими;

80% того, что основано на личном опыте; 90% того, что проговаривают в то время, как делают;

95% того, чему они обучают сами.

Таким образом, лишь в деятельности ребенок усваивает знания непринужденно и более полно. Значит, новый материал надо не объяснять, а организовывать деятельность детей по его изучению. Если учитель говорит на уроке один, дети перестают его слушать через 10-12 мин, поэтому урок должен быть построен в диалоге. Заставляя детей запоминать многочисленные правила, мы перегружаем их память. Лучше использовать опорные таблицы, которые создаются на доске на глазах у детей и с их помощью. Опоры — маленькие шпаргалки, так почему бы не устроить конкурс шпаргалок при обобщении изученной темы? Информация из таких шпаргалок постепенно и ненасильственно перейдет в память ребенка.

Плохо организованный урок, на котором дети не усвоили материал, не развили умения и навыки, нередко вынуждает учителя задавать на дом по нескольку упражнений и задач, что непосильно для ребенка. В таких случаях работу учителя должны дублировать родители.

На уроках нужно проводить различные виды гимнастик.

Несколько раз за урок проводятся физкультминутки, которых множество в арсенале каждого педагога. С целью расслабления проводятся релаксационные упражнения. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность.

Для развития фонематического слуха проводится ритмическая гимнастика: когда учитель прохлопывает какой-либо ритм, дети повторяют его.

Для развития артикуляционного аппарата выполняются специальные упражнения для губ и языка, произносятся чистоговорки. Помогает отдохнуть и расслабиться дыхательная гимнастика. Снимает утомление глаз и нервной системы, помогает сохранить зрение гимнастика для глаз. Психогимнастика тренирует как сосредоточенность, так и рассредоточенность.

Полезно послушать фонограмму шума волн, пения птиц, звуков дождя. Все это позволяет как настроить детей на работу, так и отдохнуть.

Я думаю, что учитель, владея этими знаниями и методиками, может организовать обучение младших школьников без перегрузок.

Материал подготовила В.Н. КРУТИКОВА,

учитель начальных классов,

школа № 3,

г. Югорск, Ханты-Мансийский АО,

Тюменская обл.



sitemap
sitemap