Как избежать неприятностей



Методическая разработка по предупреждению детского травматизма

«Как избежать неприятностей»

Пояснительная записка .

Методическая разработка по предупреждению детского травматизма «Как избежать неприятностей» разработана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на два года обучения.

Методическая разработка направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения и умения предусматривать последствия опасных развлечений.Предупреждение детского травматизма – одна из наиболее актуальных проблем современности. Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице. В этих особых условиях особую актуальность приобретает необходимость формирования у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях. Наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном и младшем школьном , т.к. детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.



Данная методическая разработка разработана на основе программы “Основы безопасности детей ” Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. с использованием системы работы по предупреждению детского травматизма на основе русских народных и авторских сказок.

Цели методической разработки

формирование у детей правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях;

формирование ценностей здорового образа жизни, необходимость которых продиктована современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей;

формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям.

Задачи методической разработки

выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит безопасность ребенка;

находить адекватные способы объяснения детям этих правил и слежение за их выполнением;

рассказать детям о различных взаимоотношениях между людьми, о причинах возникновения различных эмоций (страх, испуг, злость и т.д.);

научить выходить из трудных жизненных ситуаций или внутренних конфликтов;

закрепить знания об опасных предметах, правилах поведения в общественных местах и на проезжей части;

обсудить всевозможные способы вызова помощи в критических ситуациях;

призывать детей к здоровому образу жизни, объясняя специфику человеческого организма и его потребностей.

Условия реализации задач

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в начальной школе, которая включает: уголки безопасности в классах; информационные уголки для родителей; познавательно-агитационные материалы; иллюстративные стенды для детей и взрослых;

успешной реализации работы способствуют: чтение художественной литературы, беседы, экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Прогнозируемые результаты

знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого организма;

формирование ценностей здорового образа жизни;

знания основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

Этапы реализации:

Работа состоит из четырех связанных между собой блоков: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок на улице”, “Здоровье ребенка”, “Ребенок и природа”.

Время проведения занятий: вторая половина дня.



Продолжительность практических занятий: длительность занятий – 30 мин. Количество участников: дети начальных классов без специального отбора (по подгруппам до 15 детей).

Возраст детей: работа с детьми младшего школьного возраста

Формы обследования: Обследование детей проводится два раза в год – до и после начала этапа обучения в форме бесед, наблюдений, игр-занятий, разбора проблемных ситуаций, что позволяет избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни.

Учебно-тематический план

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1-й год обучения

1.

Ребенок на улице

2 ч 05 мин

50 мин

1 ч 15 мин

2.

Ребенок и другие люди

50 мин

20 мин

30 мин

3.

Здоровье ребенка

2 ч 05 мин

50 мин

1 ч 15 мин

4.

Ребенок и природа

1 ч 40 мин

40 мин

1 ч

Всего:

По первому году обучения

6 ч 40 мин

2 ч 40 мин

4 ч

2-й год обучения

1.

Ребенок на улице

5 ч

1 ч 40 мин

3 ч 20 мин

2.

Ребенок и другие люди

4 ч

1 ч 20 мин

2 ч 40 мин

3.

Здоровье ребенка

2 ч 30 мин

50 мин

1 ч 40 мин

4.

Ребенок и природа

2 ч 30 мин

50 мин

1 ч 40 мин

Всего:

По второму году обучения

14 ч

4 ч 40 мин

9 ч 20 мин

Итого по курсу обучения:

20 ч 40 мин

7 ч 20 мин

13 ч 20 мин

Методическое обеспечение.

“Формы и методы работы с детьми, методики и технологии не являются раз и навсегда зафиксированными и постоянными” — отмечал в своей теории педагогической логики А.С.Макаренко. Поэтому для меня важно соотнести выбираемые технологии обучения и воспитания с особенностями каждого ребенка и детского коллектива. Общий принцип выбора методов – гуманизм отношений педагога и воспитанников.

Внешнее выражение педагогического процесса основывается на таких формах обучения, как:

традиционные занятия;

игровые занятия.

Методы и приемы:

Методы формирования познания

Методы организации деятельности формирования опыта поведения

Методы стимулирования деятельности

Методы контроля, самоконтроля, самооценки

объяснение; разъяснение; беседа; рассказ; пример

упражнение; тренировка; приучение; поручение; воспитывающие ситуации



поощрение; порицание; одобрение; похвала; соревнование; контроль

педагогическое наблюдение за детьми; беседы

Методы и приемы применяются в единстве с определенными средствами обучения.

В качестве дидактического материала используется:

1. Демонстрационный материал “Как избежать неприятностей”.

2. Демонстрационный материал “Уроки доброты”.

3. Демонстрационный материал “Уроки Вежливости”.

4. Демонстрационный материал “Я развиваюсь”.

5. Демонстрационный материал “Транспорт”.

6. Настольные игры:

— Основы безопасности на дорогах

— Лото “Транспорт”

— Домино “Дорога”

— Занимательная дорожная азбука

— Лото “Основы безопасности”

— “Правила дорожного движения”

— “Лото вежливости”

— Игра-лото “Семья”

— Игра “Дорожные знаки”

7. Раскраска “ОБЖ для детей”.

8. Пособие “Мое тело”.

9. Подвижные игры: “Светофор”, “Стоп”, “Знакомый, свой, чужой”, “Веселый трамвай”, “Спасатели”, “Семья”, “Больница”, “Воробышки и автомобиль”, “Разноцветные автомобили”, “Съедобное-несъедобное” и др..

Список литературы для детей и родителей

З.Александрова “Про девочку “Да” и мальчика “Нет”.

С.Михалков “А что у вас?”, “Дядя Степа милиционер”.

Граубин “Спички”.

А.Барто “Стекло”, “Медвежонок — невежа”, “Девочка чумазая”.

К.Чуковский “Мойдодыр”, “Котауси и Мауси”, “Путаница”.

РНС “Колобок”, “Снегурочка и лиса”, “Гуси-лебеди”, “Петушок – золотой гребешок”.

Т.Д.Нуждина “Зубная щетка”, “Мыло”, “Вилка”.

А.Н.Толстой “Саша был трус”.

Е.Казаков “Чик-чик ножницами”.

Ю.Пермяков “Торопливый ножик”.

Г.Остер “Вредные советы”.

Н.Найденова “Наши полотенца”.

Н.Носов “Автомобиль”.

П.Образцов “Лечу куклу”.

Е.Пермяков “Про нос и про язык”.

Л.Толстой “Пожарные собаки”, “Пожар”.

С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, “Кошкин дом”, “Сказка о глупом мышонке”.

Ш.Перро “Красная шапочка”, “Золушка”.

Т.Шишкова “У страха глаза велики”, “Смелый трусишка”.

В.И.Туралина, И.В.Журавлева “Сережа и Тимоша – поучительная история двух друзей”.

“Сказка про город дорожных знаков”.

Ю.Тувим “Овощи”.

И.Ю.Светенко “Правила Пети Иванова”.

С.Волков “Про правила дорожного движения”.

Книга-пособие “Здравствуй, друг, дорожный знак”.

Р.П.Бабкина “Мой друг — Светофорик”.

“Сказка про город дорожных знаков”.

В.Осеева “Волшебное слово”.

Стихи, загадки, пословицы, поговорки.

Список использованной литературы

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность. – Спб.: “Детство-Пресс”, 2004.

Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007.

Голицина Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2005.

“Истоки”: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.: 2001.

Князева О.Л. “Я-ты-мы”. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2003.

Козлова С.А.. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: “ЛИНКА — ПРЕСС”, 2000.

Черенкова Е. Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: ООО “Издательство ДОМ.XXI век”.

Фролова Н.Г., Пустовалова О.П. Социальное развитие детей 3-7 лет. Блочно-тематическое планирование. – Волгоград: Учитель, 2010.








sitemap
sitemap