Качество образования



Качество образования

Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире.

По международному стандарту качество является совокупностью свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество образования — социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Качество профессионального образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций студентов.



Взаимосвязь качества профессионального образования с характером развития страны является проблемой многих стран. Государственная система управления качеством образования — это совокупность организационной структуры, ресурсов, мероприятий, процессов и процедур, проводимых на нормативной базе, изложенной в стандартах, правилах и инструкциях и обеспечивающей осуществление общего руководства качеством работы образовательных учреждений.

 В новых экономических условиях значительно возросли требования к профессиональной компетентности будущих специалистов, в том числе и выпускников системы среднего профессионального образования. Таким образом, цель среднего профессионального образования в абстрактной формулировке — это формирование свободного человека, который может принимать взвешенные решения и нести ответственность за свои решения и действия.



Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, а для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Существуют квалификационные характеристики, которые нормативными моделями определяют компетентности. Под компетентностями понимается свод обобщенных требований к преподавателю на уровне его теоретического и практического опыта.

  Успешная деятельность учреждения среднего профессионального образования во многом зависит от профессионально-личностных качеств преподавателя, его нравственного и интеллектуального потенциала.

Преподаватель, являясь субъектом педагогического процесса, должен обладать многими качествами, быть готовым к конструированию совместной деятельности со студентами, вносить в ее содержание личностное отношение.

Педагог профессионального образования, помимо подготовленности к педагогической деятельности, является специалистом в той отрасли хозяйства, для которой готовятся кадры в профессиональном учебном заведении. Преподаватель специальных, то есть профессиональных, дисциплин должен знать особенности технологии отрасли и отдельной специальности в ней, иметь практические профессиональные навыки, поскольку он готовится к проведению как теоретического, так и практического обучения.



Педагоги профессионального образования являются специалистами в своей специальной отрасли, например, строительство, общественное питание, торговля. Но сложность данной профессии заключается в том, что преподаватель специальных дисциплин должен иметь профессиональные навыки в своей сфере деятельности и уметь научить им будущих специалистов.

Высокий уровень профессионализма педагога достигается, прежде всего, личностно-профессиональным саморазвитием, которое определяется собственной активностью в изменении себя и раскрытии личностного потенциала в следующей этапной последовательности: формирование внутренней мотивации – исполнительские действия – оценка достижений (рефлексия) – корректировочные действия. Саморазвитие педагога – индивидуальный маршрут, проектируемый самим преподавателем и инициируемый вариативными возможностями образовательной среды учебного учреждения.

Как оценить уровень профессионализма педагогов техникума или колледжа?

Оценка педагогической деятельности должна быть связана с проведением мониторинга роста профессионального мастерства педагогов, анализом результатов, достигнутых преподавателями в разнообразных видах творческой самообразовательной деятельности. Это проводится в учреждении среднего профессионального образования через аттестацию преподавателя. Своевременную фиксацию роста уровня профессионального мастерства педагогов должно обеспечивает оформление педагогического портфолио. В портфолио отражаются личные достижения в образовательной деятельности, анализ результатов обучения, воспитания и развития студентов, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени. Необходимо формировать также информационный банк данных о научно-методической деятельности преподавателей через карточку профессионального роста.

           Результативностью системы управления личностно-профессиональным развитием педагогических кадров является участие преподавателей в конкурсах и научно-практических конференциях различных уровней, в чем проявляется высокий уровень профессионального мастерства. А результатом деятельности педагогического коллектива любого учреждения среднего профессионального образования является трудоустройство своих выпускников в различных отраслях промышленности региона, а также их успешность в профессии.








sitemap
sitemap