Качественные задачи в курсе физики



КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ ФИЗИКИ.

Познавательный интерес только тогда имеет прочную основу для своего развития, когда учителю и ученикам будет понятна связь между содержанием учебного материала и его назначением в жизни. Очень важно понимать для чего, зачем мы изучаем те или иные явления природы и насколько велико их значение в развитии цивилизации.

Учащихся привлекает применение теоретических знаний для объяснения известных им явлений природы. Особенности изучения физических явлений надо связывать со смежными естественными науками для полноты представлений об окружающем нас мире природы.

Полученные в процессе изучения физики знания необходимо связывать с техническими успехами человечества, так как практическое применение этих знаний дает человеку комфортность существования.

Все это вместе способствует выработке представлений учениками об универсальности, единстве природы, об ее общих закономерностях.



Одной из важнейших задач современной школы является воспитание творческой активности, аналитического логического мышления, умения устанавливать взаимосвязь явлений и законов природы, мотивации личностного самообразования. Этого можно добиться, если ученик будет понимать зачем, для чего он овладевает знаниями, накопленными многими поколениями ученых.

Качественные задачи появились около 200 лет назад. Главная особенность качественной задачи состоит в том, что в ней внимание учащихся акцентируется на объяснении физических явлений, свойств тел, вещества, изучаемых процессов. Цель их не формальное закрепление полученных на уроках знаний и механическое заучивание физических терминов и формул, а разносторонний анализ явлений, законов природы, технических достижений.

В качественной задаче по физике для разрешения ставится проблема, связанная с качественной стороной физического явления. Решается такая задача или путем логических умозаключений, базирующихся на законах физики, или графически, или экспериментально в условиях лабораторных исследований. Математические действия при решении задачи обычно не применяются. В качественной задаче ставится такой вопрос, ответ на который ученик должен составить сам, синтезируя данные условия задачи и свои знания по физике. Метод решения таких задач можно назвать аналитико-синтетическим методом. Центр тяжести в таких задачах переносится на логическое решение, которое осуществляется на основе применения физических законов, соотношений между физическими величинами, известных фактов.

Значение качественных задач трудно переоценить. Они способствуют углублению и закреплению теоретических знаний учащихся. Приближая изучаемую теорию к окружающей жизни, они усиливают интерес к предмету, способствует развитию наблюдательности. Метод решения этих задач, заключающийся в построении логических умозаключений, основанных на физических законах, служит прекрасной школой мышления, вырабатывает четкое понимание сущности физических явлений и их закономерностей, учит учащихся применять знания на практике. Эти задачи прививают любознательность, желание узнать, почему так происходит, умение ставить проблему и, что не менее важно решать ее. Задачи обычно рассматриваются различного уровня сложности, чтобы дать каждому ребенку почувствовать себя первооткрывателем.

Формально подойти к решению качественной задачи невозможно. Ребенок должен проанализировать предложенное задание, вспомнить изученный материал, выделить к какому разделу физики он относится, понять какими законами он должен воспользоваться и обязательно дать логический грамотный ответ, раскрывая полное понимание вопроса.

Решение качественных задач служит средством улучшения качества урока, устранение абстрактности в преподавании научного материала, приемом углубления, закрепления и проверки знаний и навыков учащихся. Рассмотрение таких вопросов используется во внеклассной работе с учениками. Неформальные задания развивают логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знания в быту и технике, расширяет технический кругозор, подготавливает рябят к практической деятельности.

Решение качественных задач имеет три этапа:

Анализ условия задачи;

Анализ физических явлений, описанных в задаче;

Сформулировать известный физический закон и осмыслить в данных условиях его применение;

Синтезировать условия данной задачи со своими логическими выводами.

При решении качественных задач применяются три приема:

Эвристический;

Графический;

Экспериментальный.

Эти приемы могут дополнять друг друга при решении задачи.

Эвристический прием решения качественных задач состоит в постановке вопроса и решении ряда взаимосвязанных проблем. Поэтому любое решение задачи идет поэтапно. В процессе анализа качественная задача распадается на ряд вопросов.

Можно выделить три формы применения эвристического приема решения:

Форма наводящих вопросов;

Вопросно-ответная;

Повествовательная.

В первом случае учитель помогает ученику, задавая наводящие вопросы, вычленяя этапы познания, для того чтобы найти истину. Здесь работа ученика не является самостоятельной, процесс познания идет, но с помощью учителя.

Вторая форма предполагает, что учащиеся сами задают вопросы и сами отвечают на них. Здесь инициатива в решении вопроса на стороне ученика. При этом развиваются и углубляются навыки, приобретенные в процессе изучения материала и решении других качественных задач различными способами.

Третья форма предполагает, что учащиеся отвечают на мысленно поставленные вопросы. Решение представляет собой предложения логически связанные между собой, образующие связный рассказ с применением научных знаний. Эта форма наиболее трудна, требует длительной тренировки и навыков.

Графическим качественным задачам относятся те, условие которых формулируется с помощью графика, чертежа, рисунка, схемы, фотографии и т. д. Синтез результатов анализа чертежа и соответствующего физического закона дает ответ на вопрос задачи. Достоинством этого метода является наглядность и четкость решения. У учеников развивается внимательность, аккуратность, функциональное мышление.

Экспериментальный прием состоит в получении ответа на вопрос, поставленный в результате эксперимента. В этом случае к экспериментальным навыкам присоединяются исследовательские умения. Прочность знаний проверяется на практике. Ученику необходимо запастись терпением, иногда опыт надо провести неоднократно, а бывает, что опыт требует определенного промежутка времени. После окончания эксперимента обязательно надо сделать конкретные выводы.

Общие методические задачи при решении качественных задач сводятся к следующему:

Знакомство с условием задачи;

Осознания условия задачи;

Составление плана решения задачи;

Осуществления плана решения задачи;

Получение и проверка ответа.

Вывод один: качественные задачи очень важная составляющая при изучении курса физики. Трудно переоценить их развивающие влияние на мыслительный процесс в учебной деятельности любого ученика. Эти задачи создают большие возможности для самостоятельных инициатив учащихся и дают им углубить свои знания об окружающем мире.








sitemap
sitemap