Качественная внеурочная деятельность как залог успешной социализации воспитанников



Шулин Г.В.

Воспитатель

ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Качественная внеурочная деятельность как залог успешной социализации воспитанников.

С недавних пор в отечественной психологии стал широко использоваться термин «социализация», заимствованный из зарубежных психолого-педагогических концепций. Так называют процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения) того общества, к которому он принадлежит.

Под социализацией личности понимается процесс усвоения ребёнком определённой системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация личности осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, с помощью различных средств и механизмов.

Роль в социализации человека играет не только его семья, круг общения и средства массовой информации, но также и образовательные учреждения. Адаптация детей к обществу, их готовность к самостоятельной жизни, их моральное развитие в большей степени зависят от воспитателей, педагогов и психологов. Работа по социализации учащихся будет эффективной только в том случае, если она проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей.

Программа социализации воспитанников должна разрабатываться для каждого учреждения отдельно, совместными усилиями администрации, психологов и педагогического коллектива. В ней учитываются все факторы, влияющие на становление человека: условия жизни, физические возможности, уровень интеллектуального развития; возраст и индивидуальные особенности детей.

Особую роль в социализации играет внеурочная деятельность. Для детей,  у значительной части которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учебе, что является следствием различных видов депривации и педагогической запущенности,  снижает уровень самооценки ребенка,  во многом программирует его дальнейшую жизнь,  становится серьезным препятствием на пути его взаимодействия с другими людьми и миром в целом.  Внеурочная деятельность предоставляет возможность самоутверждения,  саморазвития в других областях,  способствуя успешному личностному становлению,  выступая при этом главным средством присвоения воспитанниками социальных ценностей.         Сеть кружков и спортивных секций позволяет развивать творческие способности воспитанников, формировать художественный вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, а так же способствует их социализации. В процессе творческой самореализации идет успешное усвоение общечеловеческих ценностей. Появляется стремление и желание знать свой родной край, его культуру, традиции. Формируется позитивное отношение к труду, обществу, Отечеству. Территориальное положение, например, нашей школы позволяет пользоваться услугами расположенного в непосредственной близости районного Дома культуры, районной библиотеки, краеведческого музея. 



Развитие творческих способностей воспитанников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии со взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления.

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.Руководство творческими играми приобретает большое значение, но встречаются определенные трудности.Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, — его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

Успех реальной социализации воспитанника, таким образом, зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития ребенка в игре. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики «личностно – ориентированный» подход, в рамках которого игра воспитанников рассматривается не только как подготовка к «взрослой» жизни, но и как реальное творческое (так как для ребенка окружающий мир всегда в чем-то новый) приобретение социального опыта.

Труд воспитанников во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки. 

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Работа с различным материалом — кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям.

Педагог обязан создать такие условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, востребовано, творил, радовался, огорчался и ощущал успех.

Не всегда групповые методы могут исправить (скорректировать) внутреннее состояние ребенка. Как, правило, это связано с детскими страхами, вызванными как травмирующими ситуациями в жизни ребенка, так и воспитательной несостоятельностью его родителей. В этом случае необходима индивидуальная   работа для решения психологических проблем конкретного ребенка.        В практической психологии немало доступных техник и средств, которые можно легко использовать в индивидуальной работе с детьми в рамках деятельности школьного психолога. Например, сказкотерапия,  игротерапия, психодраматерапия, арттерапия.         В ходе занятий во внеурочное время дети учатся не только творчески мыслить, понимать эмоциональное состояние другого человека, овладевать приемами саморегуляции и т.д., но и грамотно взаимодействовать в социальной среде, что является важным моментом в адаптации ребенка к условиям окружающей действительности.








sitemap
sitemap