КА Москаленко Ученый человек педагог_27629



Цели и задачи:

Познакомить ребят с жизнью и творчеством К.А.Москаленко.

Воспитывать в детях гордость за свою школу, уважение к профессии учителя.

Продолжить работу по развитию умения выразительного чтения, умения даватьсвязанные и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Оборудование:

Классный час проводится в уголке-музее, посвященном К. А.Москаленко.Дети сидят полукругом перед экспозицией. Комната украшена живыми цветами.

Звучит песня «Не когда стареть учителям»Дети читают стихотворение:

Если 6 не было учителя,То и не было б, наверное,Ни поэта, ни мыслителя,Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,Если б не было б учителя,Неоткрытые АмерикиОставались не открытыми.

И не быть бы нам Икарами,Никогда б не взмыли в небо мы,Если б в нас его стараньямиКрылья выращены не были.

Без его бы сердца доброгоНе был мир так удивителен.Потому — то уважаютЛюди своего учителя.

Учитель:

-Эти слова, посвященные нелегкому учительскому труду, открыли наш классный час, накотором мы поговорим с вами о нашей школе, а вернее, о человеке, имя которого онаносит,

Кто знает, чье имя носит наша школа. (Имя К.А.Москаленко)

А кто же это такой? (Учитель, ученый, педагог.)



Правильно, ребята. Этот год вдвойне юбилейный для нашей школы. Во-первых, вфеврале мы отметим девяностолетие третьей школы. А во-вторых, в сентябре 2007 годамы вспоминаем и отмечаем юбилей Константина Александровича Москаленко.

(Дети читают стихотворение:)



В стороне от нас, как на ладони,Дом стоял за липовой каймой.В этом уцелевшем старом домеЖил учитель- самый первый мой.

Мой учитель — строгий да веселыйЧеловек, художник, эрудит.Божеством начальной нашей школыOн поныне в душу мне глядит.

Подтверждая чин такого рода,

Он возился с нами не спроста.

Он высокой фразой: «Храм природы»,-

Называл окрестные места.

Чтоб не безучастными глазами

Созерцать природу мне и вам,

А как будто в специальном зале

Приобщаться к ней по временам.

Трогать краски, отвечать на звуки,

По-людски смотреть в ее глаза.

-Кто за это? Поднимите руки.

Мы согласно поднимаем «ЗА».

Все что хочешь, было в этом храме:Небо, Солнце, Мать-река,Берега с высокими вихрамиИ высотный шум березняка.

И мычанье стад у водопоя,И плоты с прирученным огнем,И раздолье вспаханного поля,И рассказ учителя о нем.

Учитель:

— Итак, Константин Александрович Москаленко родился 3 июня 1917 года.

Свою педагогическую деятельность он начал сельским учителем в деревне ЕвстратовкаРоссошанского района Воронежской области. Туда он был направлен на работу после окон-чания Учительских курсов при Воронежском пединституте в 1938 году.Класс он получил большой (более 40 учащихся), в котором были и переростки, и оченьслабые ученики. На работу Константин Александрович поехал с большой охотой и ужезаранее любил своих питомцев. Много лет спустя он вспоминал их по именам и фамилиям.

Уже тогда, в далеком 1938 году, у Константина Александровича возникли мысли о том:«Как выровнять класс? Как подтянуть «слабых»? Как научить всех учеников грамотномуписьму?» Обычным опросом у доски двух-трех человек за урок мало чего достигнешь.Вопросы обучения и выявления знаний на уроке, активизации учебного процесса сталиперед ним в полный рост.

Проработал в селе Константин Александрович недолго. Началась ВеликаяОтечественная война. Еще в детские годы Константин Александрович потерял зрение направый глаз и был освобожден от службы в армии.

Некоторое время он работает в Россоши директором школы. Вспоминая то трудноевремя, он отмечал, что школа работала фактически без домашних заданий, все делалось науроке,

Фронт приближался, и в 1942 году Константин Александрович добровольцем уходит нафронт. После окончания войны он был участником парада Победы на Красной площади вМоскве 24 июня 1945 года.

После демобилизации он приехал в Ульяновск, где закончил пединститут. Потом онработал учителем, инспектором управления образованием, директором школы.

В 1950 году уезжает в Воронеж и поступает в аспирантуру при пединституте. У негоуже была тема диссертации «Оценка знаний учащихся при закреплении новогоматериала и ее психологическое значение», в актуальности которой он не сомневался. Но эту тему диссертации почти 3 года не утверждали, и только после перевода в Москву васпирантуру при Научно-исследовательском институте Академии педагогических наукРСФСР диссертация была успешно защищена

В 1954 году он приехал в Липецк и стал работать заведующим кафедрой педагогики впединституте. Кажется, все трудности позади, но Константин Александрович не стремилсястать кабинетным ученым. Он любил школу, не переставал работать над проблемамиурока, хотел сделать процесс обучения доступным и интересным для детей. В октябре1954 года состоялось выездное заседание кафедры педагогики в сш №1 г. Липецка.Разговор шел об уроке. Константин Александрович предлагает новую структуру урока иновые методы обучения. Учителя слушают его внимательно. Константин Александровичпосещает многие школы Липецка и области. Липецкое учительство заинтересовалосьновым подходом к уроку.

В 1959 году в журнале «Народное образование» он публикует статью «Как долженстроиться урок?». Статья положила начало дискуссии среди учительства страны.К.А.Москаленко получает много писем с вопросами, С просьбами приехать в Липецк. Всемхотелось увидеть новое на уроках липецких учителей. И действительно, со всех сторонстраны поехали учителя в Липецк.

Что же нового хотел внести в урок К.А.Москаленко? Он говорил, что обучение должнов основном проходить на уроке. Нельзя перекладывать этот процесс на домашние задания.Сорок пять минут урока надо использовать полностью, не допускать утечки времени науроке. Чтобы не было утомления учащихся, надо один вид деятельности сменять другим,добиваясь большой активности учеников. На уроке должно быть творчество детей. Надопостепенно подводить их к самостоятельной творческой работе. В конце урока важновыставлять поурочный балл, учитывать, как работал ученик на протяжении всего урока, недопуская поверхностной оценки этой работы. Очень нужна доброжелательная, спокойнаяобстановка, чтобы ученики работали свободно и легко.

Константин Александрович предложил проводить на каждом уроке русского языкакомментированное письмо. Это очень эффективный вид работы. Он включает в себя и пре-дупреждение ошибок, и работу над ними, и элементы опережающего обучения, илаконичность и четкость речи. Применение комментированного письма экономит учебноевремя на уроке, так как на записанном тексте можно выполнить многие виды работ, вплотьдо объяснения нового материала. При комментированном письме ошибки учащихсяпредупреждаются и исправляются до их появления в тетради

В Липецк после публикации статей КАМоскаленко «Как должен строиться урок?» и«Ответ товарищам» стали приезжать гости — энергичные и опытные педагоги. Всемхотелось видеть новое на уроке. Иногда на занятиях присутствовало по 20-30 человек.После урока собирали тетради, смотрели их, подсчитывали ошибки, интересовалисьобъемом и видами предыдущих работ, беседовали с детьми. Приглашали приехать в своишколы и поделиться опытом.

Учение стало доступным и интересным для любого ученика, включая и слабых. Отдаваясвое сердце школе, Константин Александрович радовался успехам в деле обучения ивоспитания детей. Он начал в школах г. Липецка проводить эксперимент «Школьнаяпятидневка с резервным днем». Два выходных дня, какая это радость для детей!Обучение по пятидневке успешно проводилось в экспериментальных классах(СШ № 3, 9,19,49.).

Жизнь Константина Александровича не была простой. Многие не соглашались с егоидеями, критиковали их. Но огромное количество учителей всей страны согласились и активно применяли его идеи. Он работал в педагогическом институте, учил будущихучителей, писал книгу о комментированном письме и структурном усвоении грамматики.Однако завершить работу не удалось. Он ушел из жизни 30 сентября 1984 года.

Всю свою жизнь К. А.Москаленко отдал идее, все его помыслы были о детях, ихучебе, о прекрасных, интересных и доступных уроках.Учитель:

-Ребята, что вам запомнилось из жизни К. А. Москаленко?-Что вас удивило? Что расстроило?

-Какие вопросы вам бы хотелось сейчас задать, рассматривая фотографии из жизниК.А.Москаленко?

Как он хотел изменить урок? ( Сделать его интересным, наполнить творчеством,привлечь даже самых слабых ребят.)

Кто запомнил или догадался, какие приемы работы КАМоскаленко присутствуют накаждом уроке? (Например, комментированное письмо.)



А почему наша школа носит имя К.А.Москаленко? (Потому что наша школа принималаучастие в эксперименте, которым руководил КАМоскаленко.)

Простой и мудрый, как и все великие.Нам помнится прищур его лукавых глазПростые истины он сделал вдруг законами.Таким и остается Москаленко в памяти у нас.

Любил он русское всё и простое,

Таким был сам,И это видеть он хотел во всем.И песню, что назвали « Поле Русское»,Которую любил он,И которая как будто бы о нем,Мы в память об учителе споем.(Дети исполняют песню « Русское поле»)Учитель:

Ребята, мы сегодня поговорили о жизни, о работе замечательного учителя. Всю своюжизнь он отдал людям. Когда вы придете сегодня домой, расскажите взрослым о том, чтоузнали. А кто-то из вас , возможно, напишет сочинение-рассуждение «Как бы я изменилсовременный урок.». А на следующей встрече поделится своими мыслями по этой теме.ё








sitemap
sitemap