К истокам русской письменности_27692



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 19

Классный час

Тема: «К истокам русской письменности»

Разработчик: Кузнецова Е.В. учитель начальных классов

г. Владимир

Форма проведения: лекция (с элементами беседы и практическими заданиями)

Задачи:

познакомить с интересными историческими фактами возникновения письменного языка в России

Развивать умение анализировать и сопоставлять фактический материал

Воспитывать уважительное отношение и интерес к истории, языку, традициям народа

Аудитория: 3 класс

Оборудование: компьютер, проекционный экран, слайды с тематическими изображениями

Ожидаемые результаты: расширение знаний школьников о культурно-историческом развитии славян, воспитание интереса к истории, языку, традициям народа

План проведения

Мотивация к изучению нового материала

Вступительное слово учителя:

— Ребята, знаете ли вы, что ежегодно 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Это праздник учения, знания, книжности. Его празднуют не только в нашей стране, но и в других славянских государствах.

— Как вы думаете, что такое письменность и когда она возникла?

— (ответы учеников)

Этапы развития письменности

— Ученые считают, что о письменности можно говорить в тех случаях, когда наблюдаются два признака: рисование и сообщение.

— Рисование – это и знаки, и нанесение зарубок и т.п. Письмо рисунками называется пиктографией.

(На экране — слайд «Пиктография»)

— Не всегда рисуночный текст легко было расшифровать. Толкований смысла может быть множество. Могло произойти и так.

Инсценировка

Каменный век. В пещере сидят два первобытных человека. Входит воин.

Воин: Старейшины, наш вождь передал послание. Он нарисовал себя, своего коня, и много воинов. Что он хочет нам сообщить?

Первый старейшина: Горе нам! Наш вождь нарисовал себя и людей, которые взяли его в плен.

Второй старейшина: Ты не прав. Наш вождь сообщает нам, что он со своим отрядом удачно поохотился и поймал этого зверя.

— Знаете ли вы, зачем завязывают узелки на носовых платках

— (ответы детей)

— У разных народов мира существовало узелковое письмо.

(На экране — слайд «Узелковое письмо»).

— У славян было принято завязывать узелки, чтобы вспомнить о чем-то, этот обычай сохранился до сих пор.

— Знаете ли вы, что значит выражение «зарубить себе на носу»? Это выражение означает — запомнить. Почему возникло такое выражение? У славян существовали деревянные дощечки, которые назывались «памятные дощечки» или «нос». Их повсюду носили с собой, делали на них зарубки, используя, как сейчас, записные книжки.

— Наконец, люди научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Пока у наших предков, не было своей письменности, они широко использовали греческий и латинский язык.

Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки

(На экране — портрет Кирилла и Мефодия).

— Ученые считают, что славянская письменность была создана, в IX веке. Создатели славянской азбуки – братья Кирилл и Мефодий, которые были православными монахами, часть букв ими была заимствована из греческого алфавита, часть создана специально, для передачи звуков славянского языка, которых не было в греческом. Это буквы: б, ж, ц, ч, ш, у, ю, я. Эта азбука получила название кириллица по имени одного из братьев. Кириллица включала в себя 43 буквы.

Практическая работа в группах.

-Сравните современный алфавит и славянскую азбуку: какие буквы есть в той и в другой; каких букв нет, а какие появились в современной азбуке?

— Современный русский алфавит является продолжением кириллицы, славянского алфавита, которым пользуются для письма русские, украинцы, белорусы и другие славянские народы.

— В России было проведено две реформы кириллицы, которые устранили ряд ненужных для русского языка букв и ввели буквы э, я, й, ё. Сложно представить, но 200 лет назад буквы «ё» не было в русском алфавите. Но слова, в которых «е» произносилась как «ё» уже были. В постановлении 1917 года, употребление «ё» признано желательным, но не обязательным. Необязательность – исключительная особенность буквы «ё».

Экскурсия в древнерусскую школу

— Давайте отправимся на экскурсию в древнерусскую школу. На уроке грамматики, чтобы быстрее запомнить азбуку, дети учат «азбучную молитву» — это стих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы славянского алфавита.

Прочитайте

(На экране — слайд «Азбучная молитва»).

-На чем писали ученики в школе, если бумаги еще не было?

— (ответы детей)

Жил в 13 веке в городе Новгороде мальчик Онфим, ходил в школу, любил писать на уроках записки, рисовать на них рисунки. Спустя 700 лет археологи нашли берестяные грамоты с рисунками Онфима и письмами его земляков.

(На экране — слайд «Берестяная грамота»).

— Бересту (кору березы) варили в воде, расслаивали, обрезали, чтобы лист имел аккуратные прямые углы. Надписи на бересте сохранились, потому что буквы были процарапаны острыми стержнями, которые назывались «писала». Все найденные грамоты, написаны простыми людьми, значит, грамотность в Древней Руси была широко распространена.

— При письме соблюдались законы построения письма. У каждого послания есть начало и конец. Часто письма имели такое начало:

«Поклон от Гордея к отцеве и к матери»,

«Поклон от Михаила к осподину своему Тимофию».

— Как сейчас пишут письмо: какое должно быть начало и конец?

— (ответы учеников)

— А теперь отправимся на урок математики.

— Что такое? Здесь дети тоже пишут буквы. Дело в том, что с помощью букв не только читали, но и считали. Славяне изображали числа с помощью букв. Для того чтобы отличить число от буквы, сверху ставился специальный знак – титло.

(На экране — слайд «Решите примеры»).

Дети решают примеры, записанные с помощью букв славянской азбуки.

Работа в парах.

Составьте каждый по 3 примера, используя славянский алфавит. Обменяйтесь примерами в паре, попробуйте их решить.

Подведение итогов

-Сегодня вы узнали о возникновении славянской письменности.

— Кто является создателем славянской азбуки?

— Какое значение имеет в вашей жизни умение читать и писать?



sitemap
sitemap