Связь поколений



Информационно-исследовательский проект:

«Первая школа гротвино:история, события,люди»

Выполнена ученицей

7а класса МБОУ «СОШ №1»

Васиной Елизаветой Владиславовной,

Руководитель: Кабочкина И.В.,

учитель истории МБОУ «СОШ №1»

ПРОТВИНО

2013г.

Оглавление.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………………………………..4

Цели и задачи проекта..…………………………………………………………………………………………4

Конечный продукт………………………………………………………………………………………………….4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….5

Основные результаты работы, проведенной по реализации проекта…………………5

Перспективы реализации проекта…………………………………………………………………………6

50-летию системы образования гротвино

50-летию МБОУ «СОШ №1»

ВВЕДЕНИЕ.

Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Беспамятный – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые бескорыстные поступки». В течение нескольких лет мы занимаемся историей, работаем в школьном музее Боевой славы. Эта работа научила нас многому: вести диалог, проводить опросы, работать с источниками, вести исследования, а самое главное, мы поняли, что поисково-исследовательская деятельность дает возможность ощутить себя звеном в цепи поколений.

Работая в школьном музее, мы поняли, что у времени своя память — история. Мы хотим, чтобы наши сверстники воспринимали историю не как предмет, который проходят в школе, не как рассказы о чем-то далеком, а чтобы поняли, что диалог поколений – это связующая нить, объединяющая нас сегодняшних с прошлым. Необходимо научиться использовать бесценный опыт прошлого. Члены Музея создали много различных проектов, которые стали победителями на городской НПК.

В этом году мы начали работу над новым исследованием, связанным с историей системы образования г.Протвино и 50-летним юбилеем родной школы.

Почему нас заинтересовала данная проблема? Каким образом мы вышли на тему исследования? Причин несколько.

Во-первых, необходимо отметить, что разработка проекта началась с социального заказа. В наш музей в разгар подготовки к 50-летнему юбилею нашей школы поступило предложение из отдела образования создать экспозицию, посвященную истории системы образования в г.Протвино. Нас заинтересовало данное предложение. Актуальность проекта заключается в отсутствии систематизированных источников по истории системы народного образования города. Социальный заказ воплотился в идею создания страниц виртуальной летописи нашей школы, которая стала первой в городе и положила начало всей системе образования г.Протвино «Первая школа г.Протвино: история, события, люди».

Во-вторых, важно отметить, что данный проект важен для ветеранов педагогического труда: эти люди привыкли быть востребованными, они обладают активной жизненной позицией, у них богатый опыт профессиональной деятельности, который должен быть востребован на современном этапе. Многие учителя-ветераны сейчас лишены полноценного общения, к которому привыкли за годы работы в школе. А для них, людей публичной профессии, это не менее важно, чем потребность в социальных и материальных благах. Не случайно мы видим, что учителя-ветераны нашей школы приходят на все школьные праздники (не смотря на погоду и самочувствие). Для них очень важно чувствовать себя нужными окружающим. Наш проект дает такую возможность.

А наше поколение, подробнее знакомясь с историей образования, приобретет бесценный опыт взросления, нравственных начал, сосредоточием чего всегда являлась школа, поймет, что подвиг – это не только действия на поле боя, это и каждодневный труд у учительской доски.

Таким образом, мы вышли на идею создания на базе школьного музея клуба ветеранов педагогического труда «Диалог поколений». На встречах в клубе учителя-ветераны смогут подробнее ознакомиться с экспозициями музея , пообщаться друг с другом и со школьниками в неформальной обстановке, проводить литературные и педагогические чтения, беседы по профориентации, отмечать важные даты и т.д.

Мы провели анкетирование по вопросу целесообразности проекта, получив положительные результаты. Опрос учащихся старших классов дал следующие результаты.

Наши сверстники практически все осознают значимость школы в их жизни, при этом более половины из них не знают истории образования г.Протвино, это незнание усугубляется, когда речь заходит об отдельных фактах или личностях в системе образования нашего города. Однако более 70 % участников опроса заинтересованы в расширении своих знаний в области истории образования города (через знакомство с виртуальной летописью школы №1 и экспозициями в музее). 47% опрошенных учащихся готовы принять участие в работе клуба педагогического общения на базе музея.

Учителя, работающие в настоящее время в школе, владеют общими фактами по истории системы образования, 30% из них – оперируют конкретными фактами, именами. Охотно взялся бы за пополнение своих знаний в области истории образования каждый, но под рукой, как правило, нет нужных материалов, поэтому виртуальная летопись представляет для них интерес.

Учителя-ветераны (96% из числа опрошенных) готовы предоставить материалы для музейных экспозиций, заинтересованы во встречах с подрастающим поколением, проявляют интерес к созданию учительского клуба. Потребность прикоснуться к прошлому, вспомнить былое есть у каждого ветерана. Школьный музей располагает к этому.

Взрослые люди, не связанные напрямую с образованием, не утратили интереса к данной теме и готовы в подавляющем большинстве узнать или вспомнить факты из истории образования (многие заинтересованы увидеть в виртуальной летописи или музейной экспозиции материал о своем классе, о своем любимом учителе).

Таким образом, проведенное анкетирование подтвердило нашу гипотезу о необходимости и социальной значимости проекта по разработке виртуальной летописи по истории школы №1 и системы образования , и созданию клуба ветеранов педагогического труда. Реализация нашего проекта позволит активизировать интерес разных категорий населения к истории нашего города, расширить сферу деятельности и аудиторию нашего школьного музея.

Для нас, авторов проекта, работа по изучению истории системы образования родного города не самоцель, хотя это чрезвычайно важно, а способ самоопределиться в общественной жизни, включиться в разрешение проблем сегодняшнего дня.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Цель проекта:

Создание виртуальной летописи «Первая школа г.Протвино: история, люди, развитие» с целью повышения интереса к труду учителя и социальной востребованности опыта ветеранов педагогического труда.

Задачи проекта:

Активизация интереса жителей города к истории образования, как к части истории города через публикации в СМИ, издание дисков, проведение экскурсий в музее.

Создание условий для организации клуба общения ветеранов педагогического труда на базе школьного музея.

Пополнение фондов музея материалами по истории системы образования города Протвино с целью создания новой экспозиции.

Формирование банка аудио-, видео-, фото- и текстовых материалов о лучших учителях города Пртвино как средство повышения статуса учителя в обществе.

Разработка блока экскурсий и лекций по теме исследования.

Конечный продукт:

Выпуск диска с исследованием по теме «Первая школа г.Протвино в лицах. История, люди, развитие»;

Оформление музейной экспозиции.

Организация на базе школьного музея клуба ветеранов педагогического труда «Диалог поколений».

Кроме того, работа над данным проектом, по нашему мнению, способствует личностному росту его участников, а именно:

развитие исследовательской компетенции; ИКТ-компетенции.

совершенствование коммуникативных навыков через совместную работу и взаимодействие в коллективе сверстников; приобретение социального опыта в результате диалога поколений.

решение частных задач в области профориентации участников группы.

Область применения результатов проекта:

проект имеет социальную значимость;

область применения – профориентация старшеклассников на профессию учителя; музееведение;

данный проект актуален (2012 г.-50-летие системы образования г.Протвино и школы №1)

Самостоятельные исследования в проекте:

проведение социологического опроса различных групп общества по теме проекта;

анализ архивных источников по теме исследования;

разработка механизма реализации проекта;

подготовка и выпуск буклетов, электронных дисков с материалами проекта;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На протяжении этого года мы собирали многообразные источники, связанные с историей школы . В самом начале нас очень пугал объём задуманной работы: то количество газет, архивных материалов и характеристик, записок, анкет, которое предстояло прочесть, а ещё обойти все школы, встретиться с ветеранами, родителями, бывшими учениками.

Работала вся школа. Никто не отказался ответить на вопросы наших анкет. Многие,особенно ветераны, ориентируясь на сформулированные нами вопросы и предложенные анкеты, помогали получать необходимую информацию, раскрывающую историю становления и развития народного образования города Протвино.

Важными и интересными для нас были контакты с участниками проекта . Они дарили в наш музей, как частичку истории своей школы, поделки, макеты родной школы, дневники, учебники прошлых лет, сбрасывали на диски странички летописи своей школы и фотографии разных лет, рассказывающие о насыщенной жизни школы. При этом высказывались ценные пожелания и предложения. «Надеемся, что наша поделка будет украшением экспозиции». От взрослых были пожелания и просьбы: «Расскажите непременно об очень хорошем учителе…, она была моей наставницей, учила моих детей». Приятно было, что совсем незнакомые люди откликаются и присутствуют в проекте. Нам удалось собрать такое количество свидетельств и документов, что это позволило открыть школьный музей «Не рвутся связи поколений», и на этой основе вести исследовательскую работу. Нам важно, чтобы за сухими строчками текста наши читатели ощутили реальные события. Так приходит к нам осознание ответственности за будущее.

Основные результаты работы, проведенной по реализации проекта:

Проведение соцопроса подтвердило необходимость реализации данного проекта для учителей-ветеранов, для современного учительства, для учащихся школы, а также для людей, не связанных напрямую с образованием.

Реализация данного проекта – одно из средств сохранения лучших традиций в образовании, связующее звено в цепи поколений.

Пополнение фондов школьного музея «Не рвутся связи поколений», систематизация собранных материалов. Оформление музейной экспозиции.

Разработка макета буклета и диска с материалами по теме «Первая школа г.Протвино в лицах. История, люди, развитие».

Освещение в СМИ промежуточных результатов работы над проектом .

Приобретение навыков делового взаимодействия. Расширение круга единомышленников.

Заинтересованность педагогов-ветеранов в создании учительского клуба. Разработка плана встреч в клубе.

Перспективы реализации проекта.

Тема данного проекта неисчерпаема, сейчас ведется поиск материалов об учителях-победителях различных профессиональных конкурсов.

Сбор материала о семейных династиях в образовании (одна из целей этого направления – профориентация, значимость профессии учителя).

Так как цель проекта – не предать забвению труд каждого педагога, то необходимо подключить инициативные группы других образовательных учреждений города к созданию страниц летописи «история моей школы в лицах». Расширение рамок сотрудничества.

Основная перспектива нашего проекта – организация деятельности клуба учителей – ветеранов педагогического труда «Диалог поколений» . Создание подобного клуба – одна из форм социальной защиты педагогов-ветеранов (так как для них забвение не менее страшно, чем финансовые проблемы). Этот клуб займет свою нишу в социокультурном пространстве города.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Итоги социологического опроса: «История системы образования гротвино»

1.Владеете ли вы знаниями по истории системы образования гротвино?

2.Хотели бы вы расширить свои знания об истории системы образования гротвино?

3.Хотели бы вы принять участие в работе клуба «Диалог поколений»?

.



sitemap
sitemap