Святые места



Свято-духосошествиевская церковь.

Это самое древнее строение в Кыштыме, первое архитектурно-культовое сооружение в поселке. Находится эта церковь на острове, в центре города. Среди населения известна под названием «Старая церковь».

Строительство началось в 1760 г. по инициативе Екатеринбургского Духовного правления и стараниями хозяина завода Никиты Никитовича Демидова, но на деньги, собранные в течение многих лет среди населения. Строительство было окончено в 1764 г. Была построена не совсем обычная церковь – двухэтажная или, как говорили тогда, двухаппартаментная.

«Благословенную грамоту об освящении церкви 30 ноября 1764 г. подписал прославленный митрополит Тобольский и Сибирский Павел. В этой письменной грамоте каждый апартамент получил свое имя: верхний этаж Сошествия Святого Духа, а нижний этаж стал называться именем – Святого пророка и Предтечи Крестителя господня Иоанна.

Освящение церкви состоялось 7 февраля 1765 г. в День Преподобного отца Парфения, Епископа Ландакийского, пречистым Протопресвитером Екатеринбургским Федором Кочневым. Так начала функционировать первая в Кыштыме церковь.

Христорождественская церковь.

На самой высокой ландшафтной точке поселка Верхне-Кыштымского завода по желанию верующей паствы в 1848 г. началось строительство второй православной церкви.

Сооружение церкви велось в течение девяти лет крепостными и вольнонаемными мастерами на деньги собранные среди населения. И к 1857 г. церковь была построена. Имя архитектора пока установить не удалось. Но следует отметить, что это был талантливый зодчий, построивший самое величественное здание – двухэтажный храм.

Каждый этаж большеобъемного здания состоит из трех частей и рассчитан на богослужение для пяти тысяч прихожан. Акустика каждого придела превосходная.

Храм начал функционировать в 1857 г. после первого частичного освещения. Другие же части храма была освещены в последующие годы.

При первом освящении верхнего этажа, главный престол был назван в память Обновления Храма Воскресенья Господня, правый – в честь Покрова Божией Матери, левый – в честь Святителя и Чудотворца Николая.

Когда же освящался нижний этаж, то главный престол был назван в честь Рождества Христова, и вся церковь получила имя Христорождественской. Правый придел был наречен в честь Сретения Господня и левая часть – в честь благовещения Пресвятой Богородицы.

По свидетельству Епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана(он посетил Кыштым в 1911 г.), внешний вид Христорождественской церкви был великолепен. Высокие многоколонные стены, покрашенные белой известью, вместе с многочисленными блестящими окнами и огромными железными вратами устремлены ввысь. ЕЕ посеребренные неярким октябрьским солнцем «луковицы» с большими крестами надо колокольней словно царили надо поселком. Прочная высокая железная ограда на каменном фундаменте, солидные ворота с западной и северной сторон, маленькие иконы над воротами – все это внушало прохожим «всю лепоту божию»… Внутреннее убранство церкви было не менее великолепным.

Христорождественская церковь действует более ста лет. В 1935 г. она была закрыта. Колокола и кресты были сняты. Здание церкви несколько лет пустовало и постепенно разрушалось. Но в годы Великой Отечественной войны церковь была вновь открыта и работает в настоящее время.

Свято-Троицкая церковь.

Это – трехпрестольная. Третья по счету церковь в Кыштыме. Построена она была в рекордно короткие сроки: в 1847-1849 гг. при незначительных затратах заводских средств, в основном на деньги Тита Поликарповича Зотова – потомственного гражданина города Екатеринбурга, купца первой гильдии.

При освящении церкви в 1850 г. ей дано было имя Свято-Троицкая церковь. В честь Святой Троицы. А несколько позднее были дополнительно освящены: правый придел – в честь Богоявления Господня, левый предел – в честь казанской иконы Божией Матери.

Центральный же престол так и не был освящен вплоть до закрытия церкви.

Приход этой церкви официально был утвержден Пермской Епархией в 1857 г., как единоверческий приход, то есть в него вошли верующие. Отпавшие от православия, но потом пожелавшие оставить раскол и присоединиться к православной церкви на правах единоверия. Свято-Троицкая церковь от начала и до конца своего была единоверческой церковью. К этому приходу были приписаны единоверцы Верхне- и Нижне-Кыштымских заводов, села Губернского, Сак-Елгинского выселка, всего 1500 душ обоего пола.

Свято-троицкая церковь представляет собой высокое и большеобъемное каменное здание в белоизвестковом оформлении. Архитектор (имя его не установлено), купец Зотов и представитель Пермской епархии место для церкви выбрали удачное- в центре поселка, около завода, на берегу заводского пруда.

Функционировала церковь до середины 30-х гг. Затем была закрыта звонница, колокола и кресты сняты. В ней было устроено молодежное общежитие, а позднее рабочий клуб и кинотеатр.

Красота нашего города проявляется не только в заводах, построенных Никитой Демидовым, но и еще в святых православных местах. Архитектура этих строений поражает своими масштабами, но красота этих мест заслуживает восхищения.



sitemap
sitemap