Святому братству верен я



Очкова Татьяна, 15 лет,

г. Саратов, МОУ «СОШ №43», РоссияЭссе

«Святому братству верен я»

А. Пушкин- поэт души моей. Я люблю его поэзию, утверждающую идеалы, благородства , высоты духа, честности, совести, дружбы, любви. Мне дорога его «лелеющая душу гуманность», его восторженное восприятие жизни.

Когда в 9 классе мы начали изучение биографии и творчества поэта, меня больше всего поразила атмосфера лицейских лет, пушкинское чувство верности, преданности, осознание поэтом духовного единства с друзьями при разности судеб.

Друзья мои, прекрасен наш союз.

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Эти строки из стихотворения «19 октября» (1825 год). Когда я вспоминаю это стихотворение, размышляю над ним, то меня всегда поражает пронизывающее его чувство благодарности к своим друзьям, с которыми поэт переживал и горести, и радости, веселился и печалился, «срастался под сенью дружных муз». Меня трогает его отношение к наставникам, « хранившим юность нашу». Удивительно, что поэт отвечает добром не только «лицейским мудрецам », но и Александру 1, по воле которого он оказался в ссылке:

Простим ему неправое гоненье:

Он основал Лицей…

Дружба спасала его от «сетей» суровой жизни. Она помогала ему преодолеть невзгоды и лишения. Это чувство он пронес через всю свою жизнь.

Какая высокая должна быть душа у человека, чтобы так вознести дружбу, долг, верность тем, кто давал радость взаимопонимания, искренности. Вряд ли в наше время можно сказать о друге: «Мой первый друг, мой друг бесценный» или «Мой брат родной по музе, по судьбам». Мы стали холодны, черствы, и нам легко надоедают даже те, с кем связь казалось прочной. Поэтому отношение поэта к своим учителям – достойный пример для подражания. С какой теплотой и любовью он обращается к Чаадаеву, Жуковскому, Куницыну…

Куницыну дар сердца и вина:

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена!

Пушкин как-то все очень глубоко понимает: и то, что учитель щедро отдает свои знания ученику, а ученик, в свою очередь, став взрослым, не должен раздражаться на молодость за то, что она буйна, дерзка, легкомысленна. В этом мудрость поэта

Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких по судьбе, это «братство», «наш союз», сложившийся именно в Царскосельском лицее.

В стихотворении «Разлука» (1817), посвященном окончанию Лицея, Пушкин напишет:

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я …

Все стихи Александра Сергеевича замечательные, и поделить их на любимые и нелюбимые просто невозможно. Но, пожалуй, запоминающиеся, самые яркие были посвящены самому прекрасному и святому чувству — дружбе. Именно этим мне и дорог поэт.



sitemap
sitemap