Светители веры



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Серединская средняя общеобразовательная школа»

Московская область

Шаховской район

село Середа,

улица Школьная, дом №1

Мини- проект

«Светильники веры»

Проект выполнила Агаркова

Анастасия, ученица 8 класса

МБОУ «Серединская СОШ»

Руководитель Киселева С.Н.,

учитель ДКП

Цели проекта:

1. Познакомиться с житием святых Подмосковья – учениками преподобного Сергия Радонежского.

2. Монастыри Подмосковья — плод творения учеников преподобного Сергия Радонежского.

3. Светильники веры.

В 2014 году в России будет широко отмечаться 700-летний юбилей Преподобного Сергия Радонежского — событие общегосударственного значения, соответствующего масштабу этой личности и ее роли в судьбе нашей страны. Преподобный Сергий был не только игумен обители своей, но и учитель, духовный отец множества монахов, лучшие из которых также основывали монастыри. Вспомним видение преподобного Сергия, когда он увидел великое множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него, и услышал голос: «Так же, как и эти стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам». И действительно вскоре это пророчество претворилось в реальность. Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё до пятидесяти монастырей, так, что духовное потомство великого Радонежского подвижника распространилось по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонёк духовной жизни и разливая свет Христов. Житие рисует Сергия физически сильным, выносливым, мощным человеком. Его трудолюбие и работоспособность, его терпение и надежда на помощь Божию — вот залог того, что Преподобный смог выжить в тяжелейших условиях лесной пустыни. Его пример был настолько поразительным для учеников, что многие из них, с благословения Духоносного старца, отправились на поиски пустынных мест, где основывали монастыри, ставшие знаменитыми или угасшими в таежных далях. Вот некоторые из них: Троице-Сергиева Лавра (1337), Спасо-Прилуцкий монастырь (1350), Суздальский Спасов монастырь (1358), Борисоглебский монастырь (1360), московский Спасо-Андроников монастырь (1360), Свято-Никольский Песношский монастырь (1361), Симонов монастырь в Москве(1370), Зачатия Пресвятой Богородицы Серпуховской монастырь (1374), Дубенский Успенский монастырь (1380) и другие обители. Основателями оных были преподобные Андроник Московский, Мефодий Пешношский, Никифор Боровский, Афанасий Высоцкий, Григорий Голутвинский, Димитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский, Ферапонт Можайский, Сильвестр Обнорский, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, Авраамий Чухломской, Стефан Махрищский, Иаков Железноборский, Савва Сторожевский, Феодор и Павел Борисоглебские, Роман Киржачский, и др. Семена прп. Сергия легли и на голые камни Валаама, и на пустынные берега Соловков.

О некоторых учениках мы вам расскажем.

Основанию Спасо-Андроникова монастыря, по промыслу Божию, предшествовало чудо. Алексий, митрополит Московский, был чудесно спасён Богом во время бури на Чёрном море, когда возвращался из Константинополя. В честь этого он дал обет основать монастырь во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Назначить игумена новой обители он предложил преподобному Сергию.

Первые сведения о преподобном Андронике известны нам из жития Преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Андроник «был из отечества святого Сергия» — из-под Ростова Великого. Юношей пришел в Троицкий монастырь, и Преподобный Сергий постриг его в монашество с именем Андроник. Видя, что молодой инок любит безмолвие и молчание, старец благословил его жить в келии одному. «Тихий, кроткий, смиренный», преподобный Андроник был одним из любимых учеников Преподобного Сергия. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.Через десять лет подвижник открыл наставнику свое желание основать монастырь. И ему представилась такая возможность. Место под монастырь было избрано в четырех верстах от Кремля, на речке Яузе. Сам Преподобный Сергий приходил благословить строительство. Уже в 1361 году была воздвигнута церковь. Митрополит освятил ее в честь Пречистого Нерукотворенного Образа Спасителя и поставил в храме икону Образа Христова, обложенную золотом, которую сам привез из Константинополя. Первым игуменом обители стал преподобный Андроник. Подвижник ввел в монастыре общежительный устав. Незадолго до Куликовской битвы в обитель заезжал Великий князь Московский Димитрий Донской, а после победы здесь было встречено русское войско. Слава об обители и ее настоятеле быстро разошлась по Руси. К преподобномуАндронику начали стекаться желающие подвизаться в его монастыре. Приходили и простые люди – за советом и наставлением. Преподобный Андроникпреставился 13/26 июня 1395 года. Его мощи сегодня почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря. Незадолго до смерти старец вручил игуменский жезл и паству своему ученику преподобному Савве.

Первым игуменом преподобный Сергий поставил своего любимого ученика и земляка Андроника. Преподобный Андроник, «тихий, кроткий, смиренный», по отзыву летописца, был родом из той же Ростовской области, из которой происходил его великий авва. Ещё юношей Андроник, презрев славу и богатство, пришёл к преподобному Сергию в радонежские леса и много лет пробыл у него в совершенном послушании. Святой наставник очень любил ученика за его добродетели и безответное послушание и особенно молил о нём Бога, чтобы покрыл эту невинную душу от вражеских козней и помог ему довершить своё течение до конца. Андроник давно питал в душе желание основать свою общежительную обитель и не таил сего желания от старца. И Господь исполнил пламенное желание пустынника — даровал ему игуменство в монастыре, основанном по обету святителя Алексия.

Построенная на пути в Орду, обитель святого Андроника была последним местом горестного прощания с Москвой и одновременно духовного утешения для князей, отправлявшихся туда; здесь же благодарили Бога за благополучное возвращение из опасных путешествий.

Этот монастырь сделался вскоре знаменитой школой иконописания для всей Руси. Великие иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный были иеромонахами этого монастыря. Первый их совместный труд — роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году; в 1408 году расписан Успенский собор во Владимире, а впоследствии они расписали стены Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Для этого же храма была написана «Троица» Рублёва.

Преподобный Андрей Рублёв и погребён в Андрониковом монастыре (увы, захоронение утрачено и мощи не обретены). В последние годы возобновились службы в Спасском соборе монастыря. Спасо-Андроников монастырь являлся не только религиозным и культурным центром и сторожевым пунктом на подступах к Москве. Издавна он имел еще одно предназначение — был местом заточения оказавшихся в опале духовных лиц. В XVI веке за его стенами томились противники иосифлян, а в 1653 году — вождь старообрядцев протопоп Аввакум, находившийся в этой обители накануне отправки в Сибирь.

В одно время с Андрониковым монастырем (в 1361 г) возникла обитель Пешношская, основанная пустыннолюбивым Мефодием. В младые годы пришел он к Преподобному Сергию и жил несколько лет под его руководством. Потом, по благословению старца, он уединился в глушь дубового леса за рекой Яхромой и на небольшом возвышении среди болота поставил себе келью. Когда около него стали собираться братия, Преподобный Сергий, посетив его, посоветовал ему построить обитель и храм на другом, более сухом месте и благословил то самое, где теперь стоит эта обитель. Преподобный Мефодий сам трудился при ее построении, пешком нося деревья через реку. Оттого обитель получила наименование Пешношской, а речку прозвали Пешношей. По временам преподобный Мефодий для безмолвия уединялся за 2 версты от обители, и сюда приходили к нему для духовной беседы Преподобный Сергий. Отсюда эта местность названа Беседою, и здесь стоит часовня. «Собеседник и спостник» Преподобного Сергия Мефодий преставился спустя 8 месяцев после кончины своего великого старца, 14 июня 1392 года.

Симонов монастырь, в 10 верстах от Кремля, был основан (1370 г.), по благословению Сергия и под его руководством, племянником его Феодором, в — миру Иоанн, в юности постриженный им, был одним из самых усердный и любимых его учеников. Феодор с 12 лет жил в обители преподобного Сергия, который очень любил своего племянника за чистоту души и послушание. Преподобный Феодор очень хотел основать общежительный монастырь, который во всём был бы похож на обитель преподобного Сергия. С этим желанием он долго странствовал в поисках места для обители. Наконец он поселился на возвышенном и покрытом густым лесом берегу Москвы-реки.

Здесь была построена церковь Рождества Богородицы, и потом это место получило название Старого Симонова. Старого — потому что в поисках большего уединения, желая убежать от известности, которая распространялась о его святой жизни, преподобный Феодор поселился в лесу в стороне от монастыря. Очень скоро в это место к учителю пришли и его ученики. И здесь была основана новая Симонова обитель с храмом Успения Пресвятой Богородицы.

Монастырь, основанный преподобным Феодором, стал действительно родственным обители преподобного Сергия, который часто подолгу жил здесь, останавливаясь в специально устроенной для него келье, где пламенно молился за преуспеяние своего ученика. Он вместе с братией возделывал здесь землю для огородов, насаждал деревья, копал пруды и колодцы. Пруд неподалеку от монастыря в течение веков сохранял название Сергиевого. Преподобный Феодор впоследствии был архиепископом в Ростове, где, несмотря на кратковременное управление паствой, оставил о себе вековечный памятник основанием Богородице-рождественского женского монастыря. Он скончался 28 ноября 1394 года. Среди монахов и послушников монастыря много было будущих епископов и митрополитов. Отсюда, еще из бесед с преподобным Сергием, вырос великий подвижник, монастырь которого стал центром просвещения для всего необъятного Севера Руси, — Кирилл Белозерский.

Находясь в ближайших окрестностях Москвы, Симонов монастырь разделял и судьбы её: вместе ратовал против врагов Отечества, вместе страдал и бывал убежищем для её изгнанных жителей. Именно со стен Симонова монастыря в 1591 г. был отбит последний набег на Москву крымского хана.

Но в истории были и трагические страницы. В 1812 году Симонов монастырь разграбили и сожгли французы, а в XX веке его стены и храмы были разрушены советской властью. Но храм Рождества Богородицы в Старом Симонове, где были похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя, и сейчас стоит на том месте, которое освятил ещё преподобный Сергий. И, слава Господу, живёт богослужебной жизнью! 

Своего ученика Савву за его усердие и любовь к Богу преподобный Сергий назначил духовником всей братии своего монастыря. После преставления своего учителя преподобный Савва несколько лет был игуменом Троицкой обители. Ещё и сейчас за монастырём есть источник, появившийся здесь в ту пору по его молитве. Но скоро по промыслу Божию преподобный Савва был призван для основания новой обители. Случилось это через князя Юрия Дмитриевича Звенигородского, который захотел, чтобы Савва стал игуменом нового монастыря в Сторожах под Звенигородом (1398 г.). Это место, расположенное на высоком холме, и сейчас поражает всякого приходящего сюда богомольца, а тогда оно очень полюбилось Преподобному, который назвал его «небесным раем, насаждённым благовонными цветами». По преданию, преподобный Савва, впервые поднявшись на холм, остановился, пораженный красотой места и открывшимся видом и со слезами пал на землю перед принесенной им иконой Пресвятой Богородицы, прося у Небесной Владычицы благословления и заступничества. Трудами преподобного Саввы и князя Юрия здесь был построен дивный собор Рождества Богородицы (1404 г.). Собор был расписан учениками Андрея Рублева и освящен преподобным Саввой в 1407 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году, в декабре, преподобный Савва умирает. Похоронен он был в соборе Рождества Пресвятой Богородицы с правой стороны, под западным окном. Спустя почти полтора века, в 1547 году преподобный Савва Сторожевский был канонизирован на Первом Макариевском Соборе, 3 декабря (дата кончины старца) вносится в церковный календарь. В 1430 году преподобный Савва явился во сне игумену обители Дионисию и повелел написать свой образ. Старец Аввакум, один из учеников преподобного Саввы, описывал основателя монастыря именно таким, каким он явился игумену. Игуменом Дионисием была написана самая старая икона с изображением Святого.По соседству есть скит на месте пещеры, где молился Преподобный, и ископанный им колодец, откуда он носил воду для братии. После XVI века монастырь в Звенигороде стал одним из главных духовных центров правящего рода Романовых. Царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Для этой цели были возведены  дворец государыни, царские палаты. К монастырю был проложен Звенигородский тракт, затем называемый Царской дорогой, ныне «Рублевкой». По этой дороге не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы все русские правители: великие князья, цари и императоры. Во время войны 1812 года из монастыря вывозили русские святыни – Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери – для всенародного моления о защите Русской земли.

Около 1373 года князь Владимир Андреевич, основатель Серпухова, пожелал устроить в этом городе иноческую обитель, как лучшее училище благочестия. Он пригласил к себе Преподобного Сергия и просил его совета. Святой старец благословил доброе намерение князя и вместе с ним осмотрел место будущей обители. 2 декабря 1373 года Преподобный Сергий заложил храм обители в честь Зачатия Богоматери праведною Анною. Князь просил старца оставить строителем новой обители пришедшего с ним ученика, преподобного Афанасия. Афанасий, в -миру Андрей, еще в юности пришел к угоднику Божию в его Радонежскую пустынь, и старец очень любил его за его безответное послушание и смирение. Преподобному Сергию жаль было отпускать от себя Афанасия, а блаженному Афанасию не хотелось расстаться с богомудрым Сергием, но – «так угодно Господу», сказал старец, и Афанасий повиновался. При содействии благочестивого князя обитель скоро была достроена. Преподобный Сергий не раз посещал своего ученика в Серпухове и прислал сюда своего будущего преемника преподобного Никона, который и был здесь первым иноком, а потом и пресвитером. В 1387 году преподобный Афанасий купил себе в Константинопольском Предтечевском монастыре келию и остался там с несколькими учениками своими навсегда. Он много потрудился над переводом и списыванием святоотеческих творений присылал из Царьграда в свою обитель иконы и скончался там, около 1401 года.

Игумены Троицкого монастыря были яркими личностями. Они обладали недюжинными организаторскими способностями, имели огромный духовный авторитет. Три игумена Троицкого монастыря: Сергий Радонежский, Никон Радонежский, затем Савва Сторожевский, были причислены Русской православной церковью к лику святых. Для каждого нового игумена Троицкого монастыря они были примерами благочестия и смирения.     Никон Радонежский (умер в 1426 г.), ученик Сергия Радонежского, был вторым игуменом Троицкого монастыря. Он родился в городе Юрьеве-Польском. В юношеском возрасте получил благословение Сергия Радонежского и отправился по его совету в г. Серпухов в Высоцкий монастырь, где ученик Сергия – Афанасий – со временем постриг его. Получив сан священника, Никон в 1382 г. был принят в Троицкий монастырь. За полгода до своей смерти Сергий Радонежский в 1392 г. назначил Никона вторым игуменом Троицкого монастыря. Но Никон мечтал полностью посвятить себя Богу, не делать церковную карьеру. Вот почему Никон недолго игуменствовал в Троицком монастыре, а передал его управление Савве (Сторожевский, Звенигородский, умер в 1406 г.) – тоже ученику Сергия Радонежского, а сам выбрал себе монашеский подвиг безмолвия и удалился в затвор. Через 6 лет Никон, по просьбе братии Троицкого монастыря, снова принял на себя бремя управления Троицким монастырем. Никон был не только духовным авторитетом, но и предприимчивым, энергичным человеком. При нем монастырь в первой половине XV в. получил большие земельные пожалования и вклады. Игумен Никон покупал для монастыря новые земли, рыбные промыслы, другие полезные виды собственности. При игумене Никоне были заложены основы превращения Троицкого монастыря в крупнейшего феодала на Руси. В 1408 г. золотоордынцы во главе с князем Едигеем разорили окрестности Москвы, не пощадили они и Троицкий монастырь. Тогда сгорела и Троицкая церковь, где был похоронен игумен Сергий. Игумен Никон с братией в опасный период заблаговременно удалился из обители, им удалось спасти главные ценности и реликвии Троицкого монастыря. Когда враги ушли в свои владения, Никон собрал братию, они возвратились в монастырь и возродили его. Московские князья по призыву Никона помогли восстановить обитель, и она вновь стала одной из влиятельнейших на Руси. По существу это было второе основание Троицкого монастыря. На месте сгоревшей церкви, в которой был похоронен Сергий Радонежский, построили каменный храм. До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17/30 ноября 1426 года. Его похоронили в Троицком монастыре, близ раки Преподобного Сергия.. В 1548 г. с южной стороны Троицкого собора был создан Никоновский придел, который возвели над захоронением игумена Никона; в 1623 г. этот придел перестроили. Именно игумен Никон привлек в Троицкий монастырь лучших иконописцев Андрея Рублева (1360–1430), который специально для Троицкого собора написал свою знаменитую икону «Троица», а также другие иконы, а также Даниила Черного (1360–1430). Они расписывали в 1420-е гг. Троицкий собор.

Преподобный Григорий Голутвинский – первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне. В этой обители, основанной около 1385 года в честь Богоявления Господня, хранился посох Преподобного Сергия, с которым он, по преданию, встречал после победы Дмитрия Донского.

В 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Богоматери на реке Дубенке; первым его игуменом или строителем был преподобный Леонтий, ученик Преподобного Сергия. В 1381 году, спустя три года после славной победы Куликовской, великий князь Дмитрий Иванович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что «на острову», где игуменствовал преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском Соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, икону Пресвятой Богородицы Кипрскую.

История установления соборного празднования святых Радонежской земли восходит к середине XVII века, когда были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского, был напечатан «Канон молебен преподобным и богоносным отцом нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Приблизительно к тому же времени относится написание первой иконы Собора Радонежских святых, которую поместили на западной стороне левого столпа Троицкого собора. В иконостасе Троицкого собора. 27 сентября 1853 года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей преподобного Сергия (5 июля) была составлена «Служба преподобным отцом нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании».

1 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним (Зиновьев) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. В том же году 10 июля по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В 1981 году было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому, в которой упоминаются другие ученики Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым. В состав Собора Радонежских святых, возглавляемого преподобным Сергием, вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности к началу XXI века в Соборе вспоминаются более семидесяти пяти угодников Божиих.

Заключение.

Свято Троице Сергиева Лавра в наше время является одной из самых чтимых общерусских святынь, одним из самых крупных центров духовного просвещения и культуры.

Под покровом монастыря был воспитан огромный сонм подвижников и святых Русской Православной Церкви, такие как Никон Радонежский, Савва Сторожевский, Андронник Московский, преподобный Мефодий, Феодор Симоновский, Афанасий Высоцкий Старший, Григорий Голутвинский и другие ученики преподобного.

Насельники Троицкой обители основали огромное количество монастырей.

Любовь к Богу, любовь к родной земле, любовь к родному дому, близким — вот она «Животворящая святыня! Земля была б без них мертва!»

Данная работа может быть использована на уроках и во внеурочной деятельности для расширения знаний об учениках преподобного Сергия — светильниках веры.

Список используемой литературы:

Духовно-нравственная культура в школе: Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сб.I. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007.

Минаков С. Храмы России. – М.: Эксмо, 2008.

Перевезенцев С.В. Великая судьба. – М.: Белый город, 2006.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

Флоренский Павел. Троице-Сергиева лавра и Россия. М., 1992.

Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. М., 2007

Журнал «Православные монастыри. Путешествия по святым местам» № 1, 5, 7, 18, 20, 27, 73.

8. Популярная энциклопедия «Русская культура».

9. «Житие святых» Дмитрий Ростовский

10. Энциклопедия людей и идей: Радонежский святой, Никон. Сергиевская лавра. Никон, игумен Радонежский. Собор Радонежских святых

11. Наследие Сергия Радонежского. Александр  Моисеенков, Фома

Ресурсы интернет:

1. Свободная энциклопедия «Википедия».

2.Фотографии с сайтов: www.liveinternet.ru; www.afos.su; http://images.yandex.ru, ТутНедалеко

3. http://imesta.ru/

4. http://www.foma.ru/

5. http://www.foma.ru/nasledie-sergiya-radonezhskogo

6. http://www.n-profi.ru/savva

7. http://www.peshnoshamon.ru/

8. http://www.privetstrana.ru/monastyri-podmoskovja

9. http://visotskymonastir.ru/

10. http://www.vidania.ru/saints/zitie_nikona_igumena_radonezskogo.

11. http://images.yandex.ru

12. http://clubs.ya.ru



sitemap
sitemap