Сравнительная характеристика традиционных русских кукол и кукол народов ханты



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Сравнительная характеристика
традиционных русских кукол
и кукол народов ханты

(исследовательская работа по окружающему миру)

Работу выполнила ученица 2а класса

Ефремова Анастасия Валерьевна

Руководитель работы

Краснолуцкая Марина Валерьевна

г. Нягань

2011

Оглавление

Введение

Объект исследования

Куклы в древности

Традиционные русские куклы

Традиционные хантыйские куклы

Результаты исследования

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Я люблю бывать в музее. Знакомясь с культурой и бытом коренных народов нашего округа, я узнала о традиционной хантыйской кукле «акань», научилась сама её изготавливать и научила этому других. Узнав особенности традиционной хантыйской куклы, я задумалась: есть ли что-то общее между традиционной хантыйской куклой и куклой русского народа и в чём их различия?

Таким образом, темой моего исследования является «Сравнительная характеристика традиционных русских кукол и кукол народов ханты».

Цель: изучить традиционную русскую куклу и куклу народов ханты.

Задачи:

— изучить древние «истоки» куклы;

— дать характеристику традиционных русских кукол и кукол народа ханты;

— выявить общие черты и отличительные особенности кукол русского народа и народа ханты;

— научиться изготавливать некоторые виды кукол.

Исходя из целей и задач, был составлен

План действий:

— изучить литературу об особенностях кукол вышеуказанных народов; дать им сравнительную характеристику;

— рассмотреть историю возникновения кукол;

— научиться изготавливать традиционные куклы;

— провести творческую мастерскую по изготовлению кукол для учащихся младших классов.

Объект исследования

Куклы в древности

Игрушки появились в глубокой древности. Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла — неизменный его спутник.

У многих народов есть мифы о том, что вначале боги делали из разных материалов кукол, а затем превращали их в людей. Ученые же полагают, что куклы появились вместе с человеком. Ведь куклой можно считать любую фигурку людей, сделанную из любого материала- солома, дерево, ткань и т.д. В музеях мира хранится множество фигурок: идолов, истуканов, кумиров, статуэток, созданных 40-112 тыс.лет до н.эры.

Первые из известных кукол — египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные (птицы, черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны). Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались.

Традиционные русские куклы

Самые первые куклы на Руси делались из золы: из очага бралась вода, смешивалась с водой, потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба – женское божество». Другая древняя кукла делалась из волос, которые женщина остригала и собирала в мешочек. Такими куклами не играли, они служили оберегами и передавались по женской линии в день свадьбы.

Традиционной игрушкой в крестьянской семье с давних времён была тряпичная кукла, в некоторых домах их накапливалось до ста штук.

В деревнях Тульской губернии делали тряпичные куклы «кувадки» для самых маленьких. Кувадки развешивались над колыбелью младенца, ведь считалось, что эти куклы отгоняли злую силу от младенца и тем самым оберегали ребёнка. Оберегом для младенцев служила и кукла «пеленашка». Спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка. После крещения кукла убиралась из колыбели. «Пеленашку» хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.

Кукла «Московка (Седьмая Я)». Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва – мать, новое княжество – новый ребёнок. Эта кукла – символ материнской заботы и любви.

Кукла «Зернушка (Крупеничка)». Эту куклу обычно дарили на Рождество, Коляду или праздник, связанный с урожаем. Небольшой мешочек наполнялся зерном. К туловищу – мешочку прикреплялась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой – пояском с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце. Кукла – зернушка помогала человеку верить в то, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. Эта кукла была главной куклой в семье.

Кукла «Столбушка». В отличие от многих традиционных кукол она всегда устойчиво стоит, так как она накручивалась на берестяную трубочку (берёза – одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев).

Кукла «Стригушка» делалась из стриженной травы. Такую куклу часто использовали и в лечебных целях. Когда ребёнок болел, в такую куклу вплетали лечебные травы. Куклы выступали в качестве оберега с одной стороны, и в качестве игрушки с другой.

Куклы были безлики, т.е. лицо не обозначалось. В деревнях это просто объясняли неумением красиво рисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых недобрых сил, а значит безвредным для ребёнка. Она должна принести ему благополучие, здоровье, радость.

Традиционные хантыйские куклы

Самыми любимыми игрушками хантыйских детей являются куклы – акань. В этнографической литературе описаны два типа традиционных кукол:

Куклы, при изготовлении которых использовали шкурки и клювы животных:

Куклы, головку которых заменяет клюв водоплавающей птицы, (васы – акань) с прилегающей к нему шкуркой; на нее нашивались полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, имитирующая взрослую.

Кукла из беличьих хвостов (ланки – акань)

. Кукла, головка и одежда которой делались из ткани.

.Куклы по одежде делятся на мужчин, женщин и детей, обычно у девочки набор кукол, воспроизводящий её собственную семью. Куклы мужского и женского пола различаются одеждой. Куклы, изображающие детей, помещаются в крошечные колыбели, сделанные кем-то из старших. Первые подарки взрослых для девочки – сумочка с мотками сухожильных ниток, кусочками ткани, меха и кожи. Первая кукла – игрушка у девочек появляется примерно в 3-4 года. Уже с 5 – 7 лет девочка сама может сделать себе куколку У каждой девочки ханты есть свой рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором – куклы с их нарядами. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони. Чаще всего кукла – это дочка, а сама девочка – мама. Она её кормит, укладывает спать, гуляет с ней, воспитывает, шьёт ей одежду. Ухаживая за куклой дочкой, девочка познаёт азы ухода за ребёнком. . В процессе игры девочкам прививается мастерство в изготовлении одежды, обуви. К 10 – 11 годам игра с куклами практически прекращается. Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «акань», а куклы юганских ханты — «пакы». Они отличаются одеждой и способом изготовления головы.

Любую куклу шили, украшали орнаментом, как одежду взрослых, но лицо не рисовали, так как считалось, что кукла с лицом приобретала душу и могла навредить ребёнку. У кукол нет не только лица, но и рук, ног. Это связано с религиозным запретом, так как с ними якобы куклы становятся священными.

Результаты исследования

Общие черты традиционных русских

и хантыйских кукол

традиционная русская кукла

кукла народов ханты

Куклы безликие: нет глаз, носа, рта.

2. Обязательное наличие платка.

3. Несут в себе обереговую и игровую функцию.

4. При изготовлении куклы присутствует ткань.

5. Для украшения одежды может присутствовать орнамент.

Отличительные особенности традиционных русских



и хантыйских тряпичных кукол

традиционная русская кукла

кукла народов ханты

Есть руки

Нет рук

Используется разноцветная ткань

Присутствуют традиционные цвета: красный, синий, зелёный.

Множество тряпичных кукол: «Зернушка», «Пеленашка», «Кувадка», «Московка» и др.

Кукла «Акань»

При украшении может использоваться тесьма



Используется мех, бисер.

Вывод: традиционные русские и хантыйские куклы отличаются друг от друга своим смыслом, предназначением, технологией изготовления, но, несмотря на разную культуру русского народа и народа ханты, традиционные куклы имеют и некоторые сходства.

Заключение

Я считаю, что поставленная мной цель достигнута, задачи выполнены:

Узнала, что куклы появились в глубокой древности;

Узнала назначение традиционных русских кукол и кукол народов ханты;

Выявила общие черты и отличительные особенности указанных кукол;

Научилась изготавливать некоторые виды кукол;

Провела творческую мастерскую по изготовлению традиционных хантыйских кукол для учащихся младших классов.

Список литературы

А. Алквист «Среди хантов и манси».Томск, Издательство Томского университета,1999

Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребёнок и декоративно – прикладное искусство обских угров». Москва, Издательство ИКАР, 2003 стр.51

Решетникова Р.Г. «Декоративно – прикладное искусство обско – угорских народов». Ханты – Мансийск, 1997

Рюмина И. «Куклы наших бабушек». Москва, Издательство «Малыш», 1989

«Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой». Фотоальбом. – Ханты – Мансийск: Полиграфист.2006.








sitemap
sitemap