Создание телевизионного вещания на Мурмане



СОЗДАНИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ НА МУРМАНЕ В 1957-1967 ГОДАХ.

Тема «Становления телевизионного вещания на Мурмане» еще не достаточно изучена, если не сказать больше, в местной исторической науке. Хронологические рамки работы охватывают период 1957 – 1967 года. На этот сравнительно небольшой отрезок исторического времени – 10 лет, с конца 50-х по конец 60-х годов ХХ века, приходится этап становления телевизионного вещания в нашем крае. Кроме этого, спустя ровно 10 лет после появления в нашем крае собственного телецентра, на Мурман «пришла» Москва (Центральное ТВ), и это значит, что местный «голубой экран» перестал быть монопольным «властителем душ». Объектом исследования темы настоящей работы стало Мурманское телевидение. Предметом же исследования будет история его становления.

Целью данной работы являются: освещение истории становления телевизионного вещания на Мурмане.

В связи с обозначенной темой и целью исследования, автор ставит перед собой следующие задачи:

проанализировать исторические источники по данной теме;

представить общий обзор по проблеме;

сделать выводы и подвести итоги исследования.

Особенностью литературы, является ее малочисленность. Тем не менее, сюда можно отнести:

1. Сожин Г.Б. В кадре и за кадром. (Записки тележурналиста). – Мурманск, 1977. В этой книге рассказывается о том, как рождались и делались передачи, из такого замечательного цикла, полюбившегося большинству телезрителей как «Спасибо тебе, Человек!». Но это не только своеобразный репортаж о творческой лаборатории журналиста. Люди, подлинные патриоты своего Отечества (бывший юнга В.А. Котов, капитан П.А. Задорин, полный кавалер орденов Славы И.А. Зайцев и многие другие) – вот герои книги журналиста Сожина. Написал он об этих людях с большим уважением к их делам и подвигам, с большой теплотой и большой любовью.

2. Статьи и заметки по истории мурманского телевидения, опубликованные в периодической печати в последнее время.

а) А. Ковалева. Внимание! Эфир! // Вечерний Мурманск. – 1996. – 1 октября.

б) М. Крюков. Машина телевремени. // Полярная правда. – 1997. – 6 ноября.

Но необходимо отметить, что эти работы носят не исторический, а все же историко-публицистический характер. Наряду с интересными фактами, ярким, эмоциональным повествованием встречаются и серьезные неточности, и даже ошибки (неверно указано название первой передачи Мурманской студии ТВ, вышедшей в эфир 6 ноября 1957 года и другие). Но особой вины авторов в этом нет, они журналисты, а не историки, а поэтому данные источники носят лишь вспомогательный характер. Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной разработке данной проблемы в местной исторической науке.

Идея создания телевидения, правда, пока еще любительского, в нашем городе возникла еще в 1954 году. 31 марта 1955 года газета «Полярная правда» опубликовала статью главного инженера Мурманского областного управления Министерства связи Е. Белкина, в которой сообщалось, что работы по созданию любительского телецентра идут полным ходом, и было предложено всем желающим специалистом принять в этом участие. Однако, не эта дата считается официальным днем рождения «голубого экрана» на Мурмане.

6 ноября 1957 года «Полярная правда» опубликовала заметку «Мурманский телецентр начинает свою работу». В ней сообщалось: «Сегодня, в канун всенародного праздника, в 9 часов вечера начнется первая передача из Мурманской студии телевидения. Это подарок трудящимся Кольского полуострова к 40-летию Великого Октября…

Сегодня в 21 час мурманским телезрителям будут показаны кинофильм «Здесь жил Ленин» и праздничный концерт мастеров искусств. Завтра в 6 часов вечера состоится большая праздничная передача: «Край, преображенный Октябрем». Затем будет передан концерт…

В дальнейшем телепередачи будут производиться два раза в неделю».

Создание же технических средств телевещания началось годом ранее: в мае 1956 года в соответствии с распоряжением Совмина РСФСР от 7 января 1956 года коллектив «Северовоенморстроя» начал возведение радиотелевизионного приемно-передающего комплекса. Строительство телецентра предусматривалось за счет долевого участия союзных и союзно-республиканских министерств. Полная сметная стоимость была определена в 17,7 млн. рублей. Из них: на долю Министерства рыбной промышленности пришлось 8 млн. рублей, Министерства обороны – 3 млн. рублей, Министерства морского флота – 2 млн. Ввод в эксплуатацию предусматривался в декабре 1957 года. Первоначально строить телецентр было решено на сопке Горелая, но потом от этой идеи отказались, т.к. пришлось бы проводить к ней дорогу. А смета была уже утверждена. Поэтому выбор пал на сопку Варничная, где в годы войны располагалась зенитная батарея, а значит и была некоторая инфраструктура. Работы велись быстрыми темпами и уже по истечении 18 месяцев были возведены: трехэтажный корпус телецентра и служб радиовещания, металлическая 185-метровая башня с антеннами, другие инженерные объекты. Оборудование аппаратно-студийного блока смонтировала бригада Ленинградского СМУ треста «Радиострой». За успешное окончание строительства и досрочную сдачу объекта в эксплуатацию приказом Министерства связи РСФСР была объявлена благодарность и вручены денежные премии (весьма солидные по тем временам) наиболее отличившимся работникам. В их числе были: К.И. Зориков – будущий начальник телерадиоцентра, Б.Е. Рубашкин – главный инженер, К.П. Шушаков – старший техник и др.

Кроме строительства телецентра предусматривалось (распоряжением Совмина РСФСР от 5 июля 1956 года) создание сети ретрансляционных телевизионных станций в городах Мончегорск, Кировск, Кандалакша, поселках Оленья, Никель, Ревда, Титовка, Пулозеро с целью улучшения телевещания в нашей области.

Технические возможности тогда были крайне ограниченными. Никакой записи передач – все они шли прямо в эфир. И только из студии. В качестве дополнительного видеоряда использовались фотографии, рисунки, реже – документальная хроника. Было всего 2 камеры, кинопроектор и режиссерский пульт. Первый директор студии, главный редактор художественных программ, Г.Б. Сожин собрал команду людей, одержимых идеей телевидения: операторов, дикторов, техников, журналистов, которым предстояло еще многому учиться. Можно сказать, что местное телевидение создавалось на пустом месте, от нуля. Его делали на первом этапе люди без практической телевизионной подготовки (исключение составили диктор Сергей Тулупников, оператор Андрей Сосин и режиссер Александр Соломонов). Поэтому при подборе кадров столкнулись со следующей проблемой: найти специалистов на месте возможностей не было за отсутствием таковых. Согласно «Справке о подборе, расстановке и воспитании кадров Мурманской студии телевидения» большую роль в разрешении этой проблемы сыграл обком КПСС, оказали помощь Московская и Ленинградская студии ТВ, часть молодых специалистов была направлена после окончания вузов (ВГИК, ЛГУ и др.). Первоначально штат студии насчитывал 54 человека. Литературный костяк студии составили журналисты с газетным опытом (Г.Б. Сожин, В.А. Асташин, А.А. Поляков, Е.Г. Лубенец и более молодые – С.А. Попова, В.А. Богомолов, А.А. Миронов, Г.И. Виноградов, Г.А. Нохрина, Е.С. Данова, С.Д. Сазонова и др.). Телевизионной режиссурой стали заниматься в основном люди с актерским образованием и театральной практикой. Их объединяла, с одной стороны, общая студенческая школа – многие из них учились в Ленинградском Государственном театральном институте им. Н.А. Островского (А.М. Соломонов, С.И. Щенников, В.Ф. Горячев), а с другой – общая театральная школа (почти все они поработали до телевидения в театре Северного флота, многие — у известного режиссера И.Б. Шойхета). Флотский театр стал своего рода «кузницей кадров» Мурманского телевидения (оттуда пришли З.И. Гельман, М.И. Нечаев; там и в областном драмтеатре поработал В.А. Минин). Надо отметить, что большинство из тех, кто приехал работать на Мурманскую телестудию, имели стаж не более года. Поэтому в первое время случались ошибки, промахи и просчеты, которые, впрочем, благодаря находчивости работников телевидения, как правило, удавалось минимизировать.

Например, во время трансляции праздничной передачи «Край, преображенный Октябрем» 7 ноября 1957 года произошла накладка. Когда диктор Сергей Тулупников, приехавший к нам из Ленинграда, за кадром читал текст, соответствующий, как говорят телевизионщики, картинке, в студии из строя вышел монитор, по которому он следил, чтобы текст совпадал с изображением. Однако Тулупников, не представляя, какие кадры из подготовленной передачи появляются на экранах телезрителей под его слова, хладнокровно дочитал текст. И оказалось, что он не ошибся ни разу. Зрители так и не догадались, что диктор читал свой текст в прямом эфире вслепую. Благодаря самообладанию диктора, передача прошла удачно.

Кроме трудностей с кадрами существовали и другие проблемы. Например, весьма остро стоял вопрос о жилом фонде. Когда молодые специалисты приезжали по распределению (или желанию) в Мурманск, то первая задача, которую необходимо было решать руководству студии, это где их всех размещать. Поскольку квартир в городе не хватало, многие из них были вынуждены селиться в общежитиях, у знакомых, некоторые, вообще, уезжали обратно. Дело в том, что наряду со строительством телецентра предусматривалась и постройка 16-ти квартирного жилого дома для будущих работников студии. Однако вовремя этот дом сдан в эксплуатацию не был, отсюда – проблемы.

Загрузка Мурманской студии телевидения на 1957 год составила 75 часов телевизионного вещания, из них на студийные передачи пришлось всего 5, все остальное – кинопередачи. Анализ документов Государственного Архива Мурманской Области позволяет проследить динамику изменений роста объемов телевизионного вещания, а также количества сотрудников Мурманского ТВ по годам. Условно полученные данные можно представить в виде следующей таблицы:

Год

Объем вещания, в часах

Количество сотрудников

1957

75

54

1958

640

1959

879

76

1960

1113,5

79

1961

1335,5

98

1962

1413,6

115

1963

1413

113

1964

1411,5

118

1965

1410

134

1966

1611

135

1967

1610

135

Как видно из таблицы, объем телевизионного вещания на протяжении указанного периода характеризуется постоянным ростом. Соответственно увеличивался штат сотрудников, возрастали требования к материально-технической базе, и… это порождало очередные проблемы. Уже в начале 1960-х годов, построенный телецентр, в котором размещались все технические службы радио и телевидения, административный и творческий аппарат, оказался малопригодным, т.к. был построен без минимального учета современных (на тот момент) требований к материально-технической базе радиовещания и телевидения. Единственный павильон студии был мал по размеру, его площадь составляла всего 108 квадратных метров, камерная студия площадью 60 квадратных метров, также мала, в ней могли выступать лишь небольшие вокальные и музыкальные коллективы (не более 6 – 8 человек). Кроме этого, Мурманская студия телевидения не имела необходимых помещений для оборудования кинопроизводства. К слову сказать, помещение киноцеха, арендуемого студией, вообще находилось в подвале жилого дома, не отвечающее правилам техники безопасности, было мало по площади, поэтому все производство велось на 16-мм кинопленке в немом варианте, что снижало качество местных программ. По нашему мнению, дело не только в том, что уже изначально телецентр был второй категории. Главная причина заключалась в следующем: не учли темпов развития техники в условиях научно-технического прогресса, а также способности, фантазию творческого коллектива студии. И, тем не менее, даже в таких условиях, сотрудники студии, телецентра делали все от них возможное, чтобы удовлетворить запросы телезрителей.

Первоначально передачи проводились два раза в неделю, но уже менее чем через два месяца – четыре раза в неделю, затем – пять, шесть и с октября 1958 года – семь. Если в 1958 году в области насчитывалось около двух тысяч телевизоров, уже через два года было зарегистрировано 12 тысяч приемников, а еще через три – более 30 тысяч. К концу 60-х годов в нашем крае было свыше 123 тысяч телевизоров. (Для сравнения — в СССР было: в 1950 – 4 тысячи приемников, в 1955 – 435 тыс., в 1960 – около 5 млн., в 1965 – более 15,5 млн.). Другими словами, к концу указанного периода Мурманская область была в значительной степени телефицирована, исключение составлял лишь Терский берег. В 1967 году в зоне уверенного приема телепрограмм проживало 592 тысячи человек, что составляло 80% от всей численности населения края.

Все большее внимание проблемам телевидения стали уделять местные власти. 13 февраля 1958 года решением исполкома Мурманского областного Совета депутатов трудящихся Мурманский комитет радиоинформации и радиовещания был реорганизован в Комитет по радиовещанию и телевидению при Мурманском облисполкоме. Председателем Комитета был назначен известный мурманский журналист Е.А. Двинин, а в состав его так же вошли: К.А. Захарченко – зам. председателя Комитета, Г.Б. Сожин — директор студии телевидения, А.А. Поляков – зам. директора студии телевидения, К.И. Зориков — начальник радио- и телецентра. Функции Комитета по радиовещанию и телевидению – руководство всем делом радиовещания и телевидения в Мурманской области, а именно: организация политического вещания, широкая пропаганда задач социалистического строительства, популяризация достижений народов СССР и трудящихся области и т.д. Тогда же определилась и структура Мурманского телевидения:

Главная редакция общественно-политических передач.

Главная редакция художественных программ.

Главная редакция подготовки передач для Центрального ТВ.

Отдел программ и выпуска.

Производственный отдел.

В дальнейшем, в связи с развитием телевидения в нашей области, его структура неоднократно менялась. 5 апреля 1960 года Комитет возглавила Клавдия Филипповна Асева, проработавшая на этой должности до 1974 года. Находился Комитет по радиовещанию и телевидению по адресу: ул. Ленинградская, 19.

1 Мая 1959 года по праву может считаться вторым днем рождения Мурманской студии телевидения. В этот день была проведена первая опытная передача с помощью передвижной телевизионной станции (ПТС). Телезрители увидели на экранах праздничную демонстрацию трудящихся города Мурманска. Вскоре состоялась вторая передача с передвижной станции — футбольный матч между командами Ленинградской и Мурманской областей.

Передвижная телевизионная станция — это телецентр на колесах. В одном автобусе смонтирована аппаратура (в миниатюре то, что имеется в стационарном телецентре), в другом, если идет, например, передача со стадиона, находится комментатор студии. Передача идет по схеме: передвижная телевизионная станция — пульт управления студии телевидения — зал передатчика — мачта — эфир.

Многие жители города, да и сами телевизионщики, работавшие в то время, признают, что первые передачи подкупали каким-то чувством «домашности». Центрального телевидения тогда на местных экранах еще не было, серьезных конкурентов тоже. Местное вещание являлось единственным «властителем душ». Ярким свидетельством того, что ТВ затронуло души мурманчан и что его проблемы волнуют жителей края, могут служить многочисленные письма в адрес студии, а также мнения телезрителей, опубликованные в газетах той поры, в которых они подвергали критическому анализу передачи Мурманского телецентра, подчеркивали хорошие и слабые моменты.

Интересно отметить, что в те времена существовала практика встреч телезрителей с работниками телевидения, на которых, с одной стороны – телевизионщики рассказывали о своих творческих планах и перспективах, а с другой – телезрители высказывали свои замечания и советы. Кроме этого Мурманская студия телевидения постоянно вела изучение общественного мнения по действенности своих программ не только через встречи с телезрителями, анализом их писем, но и с помощью анкетирования.

Работники студии ТВ чувствовали и воплощали в своих передачах важнейшие темы дня, постоянно стремились к тому, чтобы их встречи со зрителями были более теплыми и дружественными. Для этого применялись самые разнообразные телевизионные жанры – составленные из коротких сюжетов «Новости дня» и «Последние известия», цикл передач «Спасибо тебе, Человек!», тележурналы «Полярник» и «Юность», сатирическое обозрение «Извините за беспокойство», передачи для школьников «Знаешь ли ты?» и «Окно в мир», вечера встреч «На огонек» и многие многие другие. Кого только не приглашали в студию Мурманского телевидения – артистов, писателей, моряков, строителей, музыкантов, людей, которых знала вся страна (Ю. Гагарина, Б. Окуджаву, Е. Евстигнеева и др.), местных партийных и комсомольских лидеров.

В студии часто вспоминают, как в 1958 году журналист Владимир Асташин привел на передачу о празднике Севера живого оленя, прямо с финиша гонки оленьих упряжек, которого после окончания передачи пришлось почти всем коллективом телецентра выпроваживать с помощью грузового лифта (самостоятельно спуститься по лестнице олень не смог). Очень часто в прямом эфире, с подачи режиссера Лидии Острянской, на детских передачах выступали медведи, обезьяны, тюлени и прочая живность.

Ставили и спектакли (о которых с ностальгией сегодня вспоминают многие ветераны студии), сделанные специально для телевидения, или театральные работы, перенесенные на экран со сцены местных театров. Тогда еще не было технической возможности записи программ на видеопленку с поистине неограниченными творческими возможностями последующего монтажа. Все шло из студии сиюминутно, «вживую», работали в прямом эфире. На сравнительно небольшой площадке студийного павильона для одного спектакля порой выгораживалось более 10 мест действия, часто приходилось «прихватывать» соседние помещения: «карман» для хранения декораций, коридор и холл, лестничные пролеты и площадки. Все это расширяло пространство действия, но (при безостановочной работе в прямом эфире) заставляло актеров-исполнителей изобретательно перемещаться по очерченным мелом «маршрутам» из одной точки действия в другую, попутно переодеваясь и перегримировываясь и стараясь не попасть при этом ненароком под работающую камеру. Фантастическую изобретательность проявляли телеоператоры, снимающие такой спектакль без дублей. Камеры должны были перемещаться в узком, стесненном декорациями пространстве; для более выразительного ракурса их поднимали вместе с операторами на немыслимые (с точки зрения техники безопасности) подставки – никаких движущихся кранов и подъемников не было, и быть не могло. А сцены за рамками павильона снимали с помощью камер, взятых с ПТС. Спектакли обогащались киноподсъемками, включением дополнительных изобразительных компонентов (рисунков, макетов, кинофрагментов). Тут надо вспомнить первого оператора телестудии – ленинградца Андрея Соснина. Одной из первых постановочных работ был телеспектакль по рассказу К. Паустовского «Старик в потертой шинели» (автор сценария – С. Попова, режиссер – А. Соломонов, в главных ролях – К. Баздеров, В. Минин). В настоящее время, по причине недостаточного финансирования, от идеи постановки собственных спектаклей пришлось отказаться, несмотря на значительный опыт в этом деле.

Значительная доля телеэфира отводилась передачам, отражавшим заботу партии о народе и о любви народа к партии «Принимай, родная партия, трудовые подарки», «Дао слово – сдержи его», «Слово советских людей» и другие.

Были, конечно, и слабые места: немало передач проводилось в форме собраний, заседаний, а это утомляло телезрителя; некоторые из них страдали отсутствием наглядности и некачественным звуковым оформлением; нередко зрители отмечали, сюжет передач плохо разработан, и др. Причина подобных проблем заключалось, прежде всего, в том, что для мурманских журналистов, операторов, режиссеров, дикторов это был неизведанный путь, путь проб и ошибок, во время прохождения которого и появляется опыт и профессионализм. В ответ на жалобы председатель Комитета по радиовещанию и телевидению при облисполкоме Е.А. Двинин давал указания коллективу телестудии усилить контроль за качеством намеченных к показу кинокартин и не допускать к демонстрации картины низкого качества.

Постепенно телевидение входило в жизнь северян, доказательством чего может служить и то обстоятельство, что дикторы начинали пользоваться большой популярностью, становились известны не хуже кинозвезд и первых лиц государства. Многие из мурманчан стремились лично с ними познакомиться, приглашали их к себе домой. Например, модницы обсуждали, как выглядела вчера на экране Евстолия Хаустова, первый диктор-женщина на нашем телевидении, во что она была одета. Многие горожане старшего поколения, наверное, помнят ее и по детской передаче «Сказки бабушки Телевизоровны».

2 ноября 1967 года, в 9 часов утра во многих мурманских квартирах зажглись «голубые экраны» и все увидели на фоне Кремля надпись – «Показывает Центральное телевидение». Это значит, что спустя ровно 10 лет после появления в нашем крае собственного телецентра, к нам «пришла» Москва. Такое событие стало возможным благодаря вступлению в строй сети станций «Орбита» — пунктов приема телевизионных программ, передаваемых спутниками связи «Молния-1» (Москва – «Молния-1» — «Орбита» — радиорелейная линия – Мурманский телецентр – телевизор в квартире). Семь человек составляли тогда штат заполярного приемного пункта «Орбита»: старший инженер Г.К. Ситников, инженеры В.И. Байкова, Т.В. Кузнецова, А.А. Гильбо, электромеханики В.Г. Малахов, В.Г. Шаколин и мачтовик С. Ушаков. Однако это событие не обошлось и без негативных моментов. Как считают сегодня ветераны областного телевидения, — с приходом к мурманскому телезрителю программ из Москвы, местное ТВ ощутило несопоставимость своих и «столичных» возможностей, невозможность полноценно конкурировать со столичными каналами, в первую очередь по финансовым и материальным обстоятельствам.

С 1 января 1968 года продолжительность вещания достигла 11 часов ежедневно. В следующем году заполярные телезрители уже смотрели две отдельные программы – московскую и местную. (До этих пор передачи Мурманской студии включались в течение всего дня вещания).

В ноябре 1967 года Мурманская студия телевидения отметила свой юбилей – 10 лет со дня организации. В связи с этим, приказом председателя Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР от 21 ноября 1967 года, Мурманская студия телевидения была награждена Почетной грамотой Комитета. Кроме этого, грамотами были отмечены те сотрудники студи, которые «начинали» телевидение в нашем крае, своим трудом, добросовестностью и ответственностью «зажигали» «голубые огоньки» в домах мурманчан, а именно: В.А. Асташин – главный редактор, В.А. Аверкиев – кинооператор, В.М. Иванов – телеоператор, И.А. Сергеев – инженер, А.А. Смирнова – ассистент режиссера, Л.Г. Острянская – режиссер, К.Г. Редзько – главный инженер, Г.Б. Сожин – главный редактор, И.М. Соломонов – режиссер.

В заключение, можно сделать вывод, что указанное десятилетие было непростым, противоречивым для мурманского телевидения. Это было время поисков своего лица, утверждение специфических, присущих только ему, форм регионального вещания. Это было время взлетов и падений в истории местного «голубого огонька».

За десять лет своего существования Мурманская студия телевидения прошла большой творческий путь. Начав свои передачи два раза в неделю в ноябре 1957 года, уже с октября следующего года она стала вести передачи шесть раз в неделю, а в воскресные дни – по две передачи. К концу указанного периода, Мурманская студия телевидения выходила в эфир ежедневно. В среднем программа составляла 4,5 часа. Своего собственного оригинального вещания студия давала 500 часов в год.

Студия заметно оснастилась технически. В короткое время были освоены передвижные телевизионные станции (ПТС), начал выдавать свою продукцию видеомагнитофон.

Студия организовывалась в очень сложных условиях. В Мурманске, естественно, не было кадров телевизионных работников. За это время, в результате освоения дела, роста мастерства, широко поставленной учебы, здесь, на Крайнем Севере, выросли тележурналисты, режиссеры, операторы и другие специалисты. Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство кадров было воспитано на месте.

От простых передач, с которыми она начинала работать, к концу десятилетия, студия стала выпускать в эфир самые сложные телевизионные передачи на общественно-политические, литературно-драматические и др. темы. В год демонстрировалось по 8-10 больших телевизионных постановок, кроме этого, создавались и собственные телепостановки (цикл «Вехи советской драматургии»), отражавшие этапы пути, пройденные нашей страной. Появлялись значительные по тематическому и творческому решению телевизионные фильмы.

За серию телепередач «Операция Салют», подготовленных детской редакцией студии совместно с Краснознаменным Северным Флотом и обкомом ВЛКСМ, Мурманский комитет по радиовещанию и телевидению был удостоен на Всесоюзном конкурсе Почетной грамоты Главного Политического Управления Советской Армии и Союза журналистов СССР.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Периодическая печать

Журналы

В мишень с завязанными глазами // Журналист. – 1987. — №5. – С. 50.

Сожин Г. За Полярным кругом // Земля Кольская. – 1959. — №2. – С. 144-148.

Телевидение и радиовещание. – 1977. — №12. – С. 6-9.

Газеты

Белкин Е. Любительский телецентр в Мурманске // Полярная правда. – 1955. – 31 марта.

Бройдо Е. Здравствуй, «Орбита»! // Полярная правда. – 1967. – 3 ноября.

Грибкова К. Пусть ярче разгорится огонек // Полярная правда. – 1964. – 18 января.

Демидова В. Время, события, люди // Полярная правда. – 1981. – 7 мая.

Десять лет телевидению в Кандалакше // Кандалакшский коммунист. – 1971. – 19 октября.

Ильинский А. Телевидение справило новоселье // Полярная правда. – 1971. – 23 октября.

Кириллова Н. Ермолов заставлял творить композиторов и спасал арфисток // Вечерний Мурманск. – 2001. – 6 февраля.

Климов С. Пусть ярче горит огонек творчества // Полярная правда. – 1959. – 27 ноября.

Ковалева А. Внимание! Эфир! // Вечерний Мурманск. – 1996. – 1 октября.

Крюков М. Машина телевремени // Полярная правда. – 1997. – 6 ноября.

Мурманский телевизионный центр начинает свою работу // Полярная правда. – 1957. – 6 ноября.

Мурманское радио и телевидение: вчера, сегодня, завтра // Вечерний Мурманск. – 1997. – 7 мая.

Мурманску – цветной экран // Полярная правда. – 1970. – 8 сентября.

Перспективы телевидения // Полярная правда. – 1966. – 25 марта.

Премия – телевизор // Полярная правда. – 1957. — 14 ноября.

Попова С. Телевидение – это то же увеличительное стекло // Полярная правда. – 1968. – 5 мая.

Полякова А. Имя в Большой Советской… // Полярная правда. – 1998. – 3 апреля.

Полярная правда. – 1966. – 2 июля.

Полярная правда. – 1969. – 24 января.

Полярная правда. –1998. – 11 апреля.

Сожин Г. Спустя 10 лет… // Полярная правда. – 1967. – 31 октября.

ТВ: передачи – живьем // Рыбный Мурман. – 1987. – 6 ноября.

Телевидение изобрел муромец, а армяне сделали его цветным // Комсомольская правда. – 2001. – 10 августа.

Умба смотрит Москву // Полярная правда. – 1971. – 9 декабря.

Архивные материалы.

1.Государственный архив Мурманской области (ГАМО).

а) Фонд Р-947, описи №№1-3. – Материалы Комитета по радиовещанию и телевидению при исполнительном комитете Мурманского областного Совета депутатов;

б) Фонд Р-360, опись №1. – Материалы Мурманского областного производственно-технического управления связи Министерства Связи РСФСР;

в) Фонд П-1, описи №№6, 25, 27. – Материалы отдела пропаганды и агитации Мурманского обкома партии;

Архив Мурманского областного краеведческого музея (АМОКМ).

Личные архивы сотрудников ГТРК «Мурман».

Литература

Дугин Е.Я. Местное телевидение: Типология, факторы и условия формирования программ. – М., 1982.

Киселев А.А. За годом год… История Мурманской области в документах, воспоминаниях, комментариях. – Мурманск, 1999.

Киселев А.А., Тулин М.А. Книга о Мурманске. – Мурманск, 1977.

Киселев А.А., Тулин М.А. Улицы Мурманска. – Мурманск, 1991.

Сожин Г.Б. В кадре и за кадром. (Записки тележурналиста). – Мурманск, 1977.

Федоров П.В. Мурманская область в послевоенном СССР. – Мурманск, 1997.

Юровский А. Об искусстве телевидения. – М., 1965.

Юровский А. Телевидение – поиски и решения (очерки истории и теории советской журналистики). – М., 1983.



sitemap
sitemap