Современные теории конфликтов



Современные теории конфликтов.

Современные теории конфликтологии

1. Современные западные теории Существенный вклад в становление конфликтологии как отдельной науки внесли такие современные ученые, как:

Толкотт Парсонс. Теория структурно-функциональной модели общества. Парсонс выступает за бесконфликтное отно шение в системе. Естественное состояние общества — социальный порядок, а конфликт Парсонс считает социальнойболезнью общества, которую необходимо лечить. Возможность конфликта заложена в самом процессе социализации. Он перерастает из напряженности, которая возникает между физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях. Психоло гическое напряжение в обществе необходимо снимать, так как оно опасно для системы и может ее разрушить. Парсонс формирует функ циональные предпосылки стабильности общества, обеспечение которых позволяет избежать социальных потрясений:

•    удовлетворение потребностей большей части членов общества;

•    эффективная работа ор ганов «социального контроля» в воспитании членов общества в соответствии с установле нными в нем нормами;

•    совпадение индивидуальных мотивов с общественными устремлениями, благодаря чему индивиды выполняют функции и задачи, возложенные на них в данном обществе;

Элтон Мэйо. Школа «человеческих отношений». Представители школы «человеческих отношений»также рассматривают конфликт как социальную аномалию. Естественное состояние общества — состояние гармонии и социального консенсуса. Элтон Мэйо призывал к установлению мира в производственных отношениях, считал конфликт болезн ью социальной, а социальное равновесие и сотрудничество — верным признаком з дорового общества. Настаивал на замене ин дивидуального вознаграждения коллективным, экономи ческого — социально-психологическим (дружественная атмосфера, удовлетворенность работой, одобрение начальства, демократическое руководство и пр.).

В 1960-е — 1990-е гг. конфликтология сменила направление теоретических исследований и вернулась к изучению преимущественно конфликтной модели общества. Факторами, способствовавшими этому, были:

 новая ситуация в мире;

 бурный экономический рост;

 усиление конкуренции.

Все это привело к распространению современных концепций, в частности. Льюиса Козера. Дарендорфа. Боулдинга и др.

Льюис Козер. Концепция позитивно-функционального конфликта. В соответствии с данной концепцией конфликт — неизбежное явление, которое оказывает позитивное воз действие на функционирование общественной системы. Чем больше конфликтов в обществе, тем стабильней общество и тем сложнее разделить его членов на группы. По Козеру. функции конфликта в обществе состоят в том, что конфликт:

•   является способом периодически разряжать обстановку и разрешать противоречия;

•   способствует установлени ю и поддержанию стабильных внутригрупповых и межгрупповых отношений;

•    предупреждает о наличии в системе проблем и противоречий;

Ральф Дарендорф. Концепция конфликтной модели общества. Согласно конфликтной мо дели Дарендорфа, общество пронизано конфликтами, а отсутствие в нем конфликтов является ненормальным. Конфликты неустранимы и вез десущи. Дарендорф считал конфликт ядром творчества и свободы общества, источником инноваций и социальных перемен. В каждом обществе люди делятся на тех, у кого есть власть, и тех, кто вынужден этой власти подчиняться. Причинами возникающих противоречий являются социальное неравенство, борьба за власть, ресурсы, авторитет и т. д. Не имея возможности обойтис ь без конфликтов, люди тем не менее имеют возможность их регулировать;

Кеннет Боулдинг. Общая теория конфликта. Конфликты неизбежны, насилие заложено в природе человека, стремление к вражде и борьбе с себе подобными непреодолимо. Боулдинг рассматривалконфликт с различных ракурсов: с точки зрения биологии, физики, социологии и т. д. По мнению автора, все конфликты возникают и развиваются по единым образцам, их можно предупредить и преодолеть.Основу при преодолении конфликта составляют 3 фактора:

•    понимание при чин возникновения;

•      правильный выбор способов их устранения;

•      нравственное совер шенствование людей.

2. В СССР социальная психология и конфликтология долгое время не развивалис ь, тема конфликтов быта закрытой. Е динственной истиной была признана теория К. Маркса, в соответствии с которой в СССР строилось бесконфликтное и бесклассовое общество. Западные же ученые таких взглядов не разделяли и считали такое общество утопией. Лишь с конца 80-х в СССР и России появляются научные разработки теории конфликтов. Это труды таких ученых, как:

В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов «Введение в теорию конфликта». Авторы считают конфликты неизбежными, так как, несмотря на огромные возможности, которые человек обрел в результате научно-технического прогресса, он до сих пор не может преодолеть свои природные комплексы, заблуждения. Указанные ученые ввели такое понятие, как эргатические конфликты,происходящие в сферах взаимодействия индивидуума, социума, техники;

А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев и др. «Введение в общую теорию конфликтов», «Основы конфликтологии«, «Юридическая конфликтология«. В этих работах конфликт рассматривается с позиции юриспруденции. Авторы относят конфликт к нежелательным явлениям, мешающим нахождению позитивного решения проблемы. Под конфликтом подразумевается борьба за ценности и определенный статус. Борьба в любом ее виде опирается на нормы и правила, устано вленные обществом;

А.Г. Здравомыслов «Социология конфликта». Конфликт исследуется с социально-политической точки зрения, параллельно с анализом современной социально-политической ситуации в России. Конфликт — нормальное, полезное и необходимое явление в здоровом обществе. Нужно только не закрывать глаза на возникающие противоречия, а следовать определенным правилам урегулирования конфликта.

До сих пор как в России, так и в западных странах не сложилась общепризнанная теория конфликта, а в сущес твующих теориях проявляются значительные несовпадения в подходах к характеристике роли и значения конфликтов. В настоящее время большая часть ученые придерживается мнения о необхо димости комплексного подхода, интегрирующего различные точки зрения.

Основные понятия конфликтологии. Понятие конфликта и конфликтной ситуации

Конфликт — это столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои разные, часто противоположные цели 2 или более сторон.

В латинском языке слово conflictus означает столкновение. В толковом словаре русского языка Ожегова конфликт определяется как столкновение, серьезное разногласие, спор. Существует 2 основных современных подхода к пониманию конфликта.

✓ обобщенный (конфликтоло гический);

✓ психологический.

Обобщенный, или конфликтологический, подход рассматривает конфликт как любое столкновение противоположных сторон, сил и т. д.

Психологический подход делает акцент на человеческую сущность взаимодействующих сторон. Он рассматривается как столкновение мнений, взглядов и позиций и предполагает обязательное наличие субъекта конфликта — либо отдельного лица, либо группы людей.

В основе любого конфликта лежит противоречие. Противоречивыми могут быть.

 цели;

 взгляды;

 мнения;

 ценности;

 интересы;

 потребности.

Противоречия — необходимые, но недостаточные условия конфликта. Они превращаются в конфликттолько через носителей противоречий (конкретные люди, группы, социальные слои, политические партии, государства).

Основные черты конфликта

 это явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни (как и человек, общество по своей приро де не может быть бесконфликтным, и деальным, совершенным. Дисгармония, противоре чия и конфликты — постоянные составные части общественно го развития. Поэтому нужно воспринимать конфликт как нормальное общественное явление, как процесс и способ взаимодействия людей);

явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее (конфликты возника ют во всех сферах человеческой деятельности. Они являются неотъемлемым компонентом развития общества и человека);

это взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, взглядов, интересов, как минимум, 2 сторон. Необходимые условия возникновения конфликта

наличие ситуации, воспринимаемой у частниками как конфликтной;

значимость ситуации для участников конфликта;

 неделимость объекта конфликта;

✓ наличие угрозы со стороны одного из оппонентов достижению целей другим участником;

✓ желание участников продолжить конфликт для достижения своих целей.

Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т. д.

Конфликтная ситуация является основой конфликта. Обязательными факторами любого конфликта являются.

✓ субъекты конфликта;

✓ объект конфликта;

✓ предмет конфликта.

Субъекты конфликта — участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов могут выступать как отдельные личности (руководители, сотрудники), так и группы, организации, государства. Субъекты защищают значимые для них интересы. Другая часть участников, чьи интересы затронуты косвенно, являются посредниками, свидетелями, невольными участниками конфликта и т. д.

Объект конфликта — конкретная материальная, социальная или духовная ценность, на которую претендует каждая из конфликтующих сторон.

Предмет конфликта — объективно существующая или воображаемая проблема, противоречие,являющееся причиной спора.

Классификация конфликтов

Конфликты мо гут быть разнообразными по своей силе, продолжительности, количеству участников, последствиям разрушительного (или созидательного) действия и т. д. Поэтому конфликты чаще всего разделяют на типы в зависимости от следующих факторов.

✓ способа разрешения;

✓ сферы проявления;

✓ направленности воз действия;

✓ степени проявления;

✓ количества участников;

✓ затронутые потребностей;



✓ масштаба и продолжительности;

✓ ожидаемых ролей.

2. В зависимости от способа разрешения конфликты бывают.

✓ антагонистические (насильственные);

✓ компромиссные (ненасил ьственные).

Антагонистические, или насильственные, конфликты: разрешаются нанесением ущерба одной или всем сторонам конфликта.

Компромиссные, или ненасильственные, конфликты разрешаются путем компромисса, взаимного изменения целей участников, условий и т. д.

От сферы проявления выделяются конфликты.

✓ политические;

✓ социальные;

✓ трудовые;

✓ экономические;

✓ организационные.

Политические конфликты — столкновение политических групп, деятелей, властных структур по пово ду распределения властных полномочий.

Социальные — конфликты, возника ющие между различными социальными группами.

Трудовые конфликты — конфликты в сфере трудовой деятельности.

Экономические конфликты — столкновение экономических интересов личностей, групп, организаций.

Организационные конфликты — столкновение лиц, групп в пределах структурно го образования, вызванное изменениями внешней среды или нарушениями внутреннего регламентированного порядка.

От направленности воздействия (в зависимости от распре деления объема власти между участниками конфликта) выделяются конфликты.

 вертикальные;

 горизонтальные.

В вертикальных конфликтах участники связаны различными видами подчинения, имеют неодинаковый статус, ранг, объем власти уменьшается сверху вниз по вертикали. руково дитель —подчиненный.

Горизонтальные конфликты — это конфликты, в которых участники не находятся в подчинении друг у друга, их объемы власти равны, например сотрудники, коллеги, потребитель — поставщик.

По степени проявления выделяются конфликты.

 скрытые;

 открытые;

  случайные;

 преднамеренные.

В скрытых конфликтах отсутствуют внешние агрессивные действия, участниками испол ьзуются косвенные способы воз действия. Открытые конфликты — конфликты, в которых столкновения явно выраженные.

Случайные конфликты — конфликты, возникающие стихийно. Преднамеренные — конфликты, прово цируемые сознател ьно, заранее спланированные.

Случайный конфликт менее по двержен урегулированию, чем преднамеренный.

По количеству участников выделяются конфликты.

 внутриличностные;

 межличностные;

межгрупповые;

внутригрупповые.

Внутриличностные конфликты — столкновение внутри личности противоположно направленных мотивов,интересов, потребностей.

Межличностные конфликты — столкновения между индивидами, между их потребностями, ценностями, стремлениями.

Межгрупповые конфликты — столкновения между группами, затрагивающие интересы людей, объединенные на перио д конфликта в сплоченные группы.

Внутригрупповые конфликты — конфликты, происходящие внутри определенной группы.

От затронутых потребностей.

 конфликты взглядов (когнитивные);

конфликты интересов.

Конфликт взглядов — различное видение той или иной проблемы. Конфликт интересов — противоборство, основанное на столкновении интересов различных групп, индивидов и организаций. От масштаба и продолжительности.

 локальные;

 общие.

Основные понятия конфликтологии. Функции и границы конфликта

Основные функиии конфликта:

✓ объединяющая;

✓ активизирующая социальные связи;

✓сигнальная;

✓инновационная;

 преобразовательная;

 информационная;

 профилактическая;

 функция разрядки.

Объединяющая (интегрирующая) функция:

 положительные последствия: способствует согласованию индивидуальных и коллективных интересов, образовани ю формальных и неформальных групп;

 отрииательные последствия: ослабляет организованность и единство коллектива, нару шает баланс между интересами ли чности и группы, ведет к недобросовестному отно шению к делу и стремлению получить выгоду за счет других.

Функция активизации социальных связей:

 положительные последствия: придает взаимодействию людей большую динамичность и мобильность, усиливает партнерство и согласованность в действиях, стремлениях;

 отрииательные последствия: вызывает несогласованность в деятельности людей, создает препятствование сотрудничеству, взаимную незаинтересованность в успехе.

Сигнальная функция:

 положительные последствия: предупреждает об очагах социальной напряженности, позволяет обнаружить нерешенные проблемы, предоставляет возможност ь реализовать потребности, интересы и цели коллектива;

 отрииательные последствия: резкое выражение протеста, недовольства, нарастание неудовлетворенности.



Инновационная функция:

 положительные последствия: стимулирует инициативу, творческую активность, нестандартный подход к решению проблемы, повышение квалификации;

 отрииательные последствия: иногда творческая активность воспринимается как ненормальное поведение, тогда конфликт может вызвать проявление недоброжелательности сторон, их неудовлетворенность взаимодействием, подавление энтузиазма, снижение эффективности в работе, ухо д в себя.

Преобразование межличностных и межгрупповых отношений:

 положительные последствия: конфликт обычно разделяет его участников по разные стороны, но о дновременно может вызвать их объединение на новой основе. Укрепляет групповую сплоченность, сотрудничество и солидарность людей;

 отрииательные последствия: может ухудшить морально-психологическую атмосферу в коллективе, снизить уровень взаимного доверия, усложняя тем самым восстановление делового сотрудничества.

Информационная функция:

 положительные последствия: повышает уровень осведомленности о состоянии дел в организации, помогает оппонентам лучше друг друга узнать, найти общий язык, установить взаимопонимание;

 отрииательные последствия: усиление недоброжелательного отношения, уклонение от сотрудничества.

Профилактическая функция:

 положительные последствия: урегулирование разногласий, ослабление конфронтации;

 отрииательные последствия: распространение информации о возможных конфликтах.

Разрядка напряженной обстановки:

 положительные последствия: снимает у участников эмоциональную напряженность, приводит к снижению отрицательных эмоций;

 отрииательные последствия: большие эмоциональные затраты на участие в конфликте.

2.  границы конфликтаопределяются по 3 аспектам:

 пространственному;

 временному;

 внутрисистемному.

Пространственные границы определяются территорией, на которой происходит конфликт. Особо важно четко определять эти границы при международных конфликтах.

Временные границы — это продолжительность конфликта, его начало и конец. Важно для оценки роли новых присоединившихся к конфликту ли ц. Считается, чтоконфликт начался, если:

 один участник сознател ьно и активно действует в ущерб своему противнику;

 второй участник осознает, что действия направлены против е го интересов;

 второй участник предпринимает в ответ активные действия против своего оппонента.

Конфликт не развернется до тех пор, пока одна из сторон ведет себя безразлично.

Окончанием конфликта нужно считать прекращение действий противоборствующих сторон.

Внутрисистемные границы конфликта определяют количество участников в конфликте. Выделяются конфликтующие стороны из всех участников.

Каждый конфликт происходит в определенной системе. семья, организация, государство и т. д. Границы зависят от то го, насколько широк круг вовлеченных в конфликт участников. Расширение этих границ приводит к усложнению структуры конфликта, изменению характера развития конфликта и может вызвать необходимость искать новые оптимальные способы его решения. Знание внутрисистемных границ конфликта необходимо для воздействия на происходящие процессы, для предотвращения разрушения системы.

Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов

Качества, заложенные генетически

 темперамент;

        рефлексия.

Существует взаимосвяз ь между конфликтностью и темпераментом.

Темперамент — устойчивые свойства индивида, которые характеризуют динамические особенности психикиданного человека.

Рефлексия — способность человека смотреть на себя со стороны, желание узнать, как он оценивается другими людьми. Мнение о себе окружающих человек узнает в про цессе общение, и если оно совпадает с собственным представлением о себе, то это способствует укреплению доверительности в отношениях, если расходится — приводит к конфликтам.

Со времен Гиппократа людей по темпераменту делят

 на сангвиников;

        флегматиков;

 холериков;

 меланхоликов.

Сангвиник — жизнерадостный, деятельный, легкий в общении, активный, быстро схо дится с людьми, но в работе не переносит монотонности.

Флегматик — сдержан и терпелив, умеет владеть собой, но малоактивен.

Холерик — вспыльчив, излишне прямолинеен, несдержан, энергия и активность то бьют через край, то идут на спад.

Меланхолик — впечатлителен, эмоционален, отзывчив, но нередко медлителен, нерешителен, плохо а даптируется в новых условиях, болезненно переживает неудачи и часто впадает в депрессии. Особенности темперамента, характера и рефлексии мо гут проявляться в самых разнообразных формах и приво дить к внут- риличностным и межличностным конфликтам.

В профессиональной, трудовой деятельности важную роль играет ролевой конфликт, тесно связанный с социальным статусом.

Статус — положение человека в социальной системе, набор ролей, которые человек исполняет в обществе.

Применение теории социальных ролей в конфликтологии

Роль — различные функции, которые выполняет личность, вступая в групповое взаимодействие(водитель, пешеход, покупатель, продавец, учитель, ученик).

При этом каждый действует с учетом ожиданий остальных. Каждая роль имеет свое содержание, шаблон действий, реакций на поступки других членов группы, конкретные навыки и умения. Роли образуютсистемы. Таким образом, личность выступает как система ролей, которые исполняет человек в группах разной степени общности (один и тот же человек в разных ситуациях может пережит ь смену ролей, гражданин — студент — игрок футбольной команды — сын — друг — муж и т. д.).

Для каждого человека существуют наиболее важные роли — эталонные. Через них человек реализует себя в первую очередь.

А вокруг этих ролей по степени соответствия центральным, эталонным ролям распола гаются остальные. Каждая роль подразумевает пользование правами и выполнение обязанностей Возникает ролевой конфликт — столкновение между несочетающимися ролями. Например, женщина-руководитель часто разрывается между работой и семьей.

Сущность и виды стрессов. Управление стрессами

— состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

Факторы вызывающие стресс — это воздействие на человека со стороны внешней и внутренней среды, что приводит его в состояние стресса. Основные факторы, влияющие на возникновение стресса человека в организации: организационные, внутриорганизационные, личные.

Организационные факторы определяются позицией индивида в организации, в частности, отсутствием работы, соответствующей его квалификации; плохими отношениями с сотрудниками; отсутствием перспектив роста, наличием конкуренции на рабочих местах и др.

Внутриорганизационные факторы вызывают возникновения стрессов в результате действия таких обстоятельств:

отсутствием работы или длительным ее поиском;

конкуренции на рынке труда;

кризисного состояния экономики страны и региона в частности;

семейных трудностей.

Личные факторы, которые вызывают состояние стресса, начинают действовать под влиянием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и т.д.

Существует достаточно большое количество разновидностей стрессов.

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или такой, что существует длительное время) значительной физической и моральной нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которой его нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

Острый стресс — состояние человека после события или явления, в результате которого он потерял психологическое равновесие (конфликт с начальником, ссоры с близкими людьми).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap