Современное искусство Что это



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово

Отделение – гуманитарное

Секция — искусствоведческая

«Современное искусство. Что это?»

Работу выполнили:

Ступак Софья Александровна, 15 лет

и Пилицин Данила Алексеевич, 15 лет

обучающиеся 9 «В» класса

Научный руководитель: Шитова Ольга Константиновна,

учитель мировой художественной культуры

г. Павлово

февраль 2013г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3

Основная часть. Современное искусство. Что это? ………………….4

История возникновения современного искусства……………..5-6

Искусство 20 и 21 веков ……………………………………….7-11

Что думают подростки о современном искусстве? Результаты исследования…………………………………………………..12-13

Заключение. Современная живопись: творчество или искусство?……14

Литература……………………………………………………………….15

Приложения …………………………………………………………16-18

Введение

На уроках искусства мы не раз затрагивали тему современного искусства: рассматривали художественные течения 20 века (модерн, авангард, реализм, символизм, футуризм, декадентство), смотрели картины современников. По реакции сверстников на картины современных художников мы поняли, что не все понимают, что изображено на картинах. И мы задумались: а что вообще такое – современное искусство? И что думают наши сверстники о современном искусстве?

Цель исследования:

Узнать, что думают подростки о современном искусстве.

Задачи исследования.

Узнать историю возникновения современного искусства.

Рассмотреть искусство 20-го и 21-го веков.

Исследовать мнения подростков.

Выяснить: современная живопись – искусство или творчество?

Гипотеза.

Не всем дано понять современное искусство.

Методы исследования.

Метод опроса (анкетирование).

Изучение литературы (реферирование).

Статистический метод (диаграммы).

Основная часть

«Ты так уродлив, что мог бы стать

шедевром современного искусства».

Стенли Кубрик

Что мы знаем об этом искусстве сами?

Современное искусство в нашем представлении это то, что происходит со временем. Люди с годами придумывают что-то новое, необычное и если окружающие это воспринимают, то творение рук становится чем-то восхитительным.

Ну, конечно, не всем дано это понять. Например, некоторые картины не могут войти в представление людей как реальность. Они думают, что человеку, который это создал, просто нечего делать. Люди высказывают отрицательную критику, возмущаются, не понимают, как это вообще могут выставлять напоказ публике.

Вывод: Не всякому дано то, что дано каждому.

Что мы узнали из источника о современном искусстве?

Искусство (лат. eхperimentum — опыт) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Современное искусство (англ. contemporary art; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением.

История возникновения современного искусства.

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перфоромансы и хеппенинги). Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.

Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.

Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.

На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х — видео и аудио, затем — компьютеры, и в 90-х — Интернет.

Современное искусство-это как детский рисунок.

Современное искусство отошло от реалистичности и натурности. После импрессионистов, писавших впечатление от увиденного, и выражавших эмоции цветом, искусство все дальше отдалялось от натуры. Живопись отошла от классической школы, цвета, пропорции, линии, построение композиции – полностью рушат представления прошлых веков и тысячелетий.

Если рассматривать современное искусство – того же Кандинского, Малевича, Ван Гога – все ясно. Да, их не сразу поняли, не сразу отказались от стереотипов, но у них за плечами высшее художественное образование, классическое. Это гении, люди умеющие рисовать натуру с удивительным мастерством, писать реалистично, но использовавшие эти навыки только в ученических работах, отправившиеся на поиски новых образов. Их картины (я не говорю о некачественных репродукциях в книжках) производят огромное впечатление. Приводят в состояние шока, остаются в памяти нестираемым пятном яркой краски. Совершенно неправильно будет назвать их картины «мазней», или сравнивать с детским рисунком, хотя бы по тому, что детский рисунок это целый предмет осмысления и исследования, несущий в себе огромную художественную ценность и подоплеку. Однако, не смотря на всю ценность детского рисунка у него совсем другой смысл и эмоциональное наполнение.

Современное искусство выходит на первое место.

При отсутствии академической школы все чаще люди интересуются академическими произведениями. Новые художники реалистической живописи появляются на небосклоне западного искусства. Значит ли это что три кита актуального искусства: инсталляция, перфоманс (форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время) и хэппининг настолько отошли от привычного и возможного к восприятию? Возможно… Искусство становится не эстетичным, отпугивая человека. Актуальное искусство становится понятно лишь избранному кругу искушенного и подготовленного зрителя. Наряду с замечательными и интересными произведениями стоят произведения, выбрасываемые по ошибке в мусор и, что самое страшное, произведения демонстрирующие жестокость.

Современное искусство смеялось над классическим, переосмысливая классические сюжеты на новый лад, актуальное искусство спустя почти 100 лет – смеется над современным, сравнивая его с «каракулями».

Современное искусство 20-го века.

Художественная культура XX столетия — одна из самых сложных для исследования в истории всей мировой культуры. Это и понятно, ибо ни один век не знал таких трагических социальных потрясений, таких страшных мировых войн, такого ошеломляющего научно-технического прогресса, такого широкого национально-освободительного движения. В общекультурное развитие включились народы, ранее не имевшие профессионального искусства. Территориальные границы изменились, и теперь почти невозможно нарисовать картину развития только западноевропейского искусства, не затрагивая искусства стран других континентов. Поэтому мы и позволяем себе в этой главе более расширительные примеры.

В XX в. «европейское человечество» впервые столкнулось с глобальностью катастроф, с ощущением порвавшейся «связи времен», с утратой традиционных этических и эстетических ценностей. Все это породило трагический разлад в душах даже крупнейших самобытных художников, привело к девальвации образцов, к отсутствию авторитетов. Каждый более или менее оригинальный мастер XX в. стремится породить свой стиль, свою манеру, утвердить свой почерк. Размытость всех и всяческих критериев приводит к тотальной иронии, скепсису, чувству опустошенности, подчас к стремлению паразитировать на художественных явлениях прошлого, одновременно и цитируя их, и подвергая осмеянию. Прекрасное подменяется безобразным, духовное — бездуховным, подлинное искусство — подражанием или издевкой. И художник, и зритель остаются один на один с технократической цивилизацией, которая в XX в. вытесняет культуру или — в лучшем случае — приспосабливает ее к своим прагматическим целям. Так создается одержавшая к концу столетия победу массовая культура и китч как ее крайнее выражение.

Живопись

Абстракционизм.

Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление не фигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Основоположники: Василий КандинскийКазимир МалевичНаталья Гончарова и Михаил Ларионов.

Монохромия.

Монохромия (от греч. μονόχρωμος — одноцветный) — одноцветность, имеющая в различных областях деятельности следующие значения:

Оптика: Световая эмиссия в очень узком частотном и/или волновом диапазонах;

Фотография: Снимок или фильм, на котором изображение заснято лишь в различных оттенках серого или какого-либо другого — но обязательно одного цвета;

Первая монохромная фотография.

Живопись: Художественное полотно создано в одном цвете, но в различных оттенках этого цвета. Подобная живопись носит название камай (Camaieu). Если исполняемый цвет серый — то этот вид живописи носит название гризайль

Информатика: Модуль изображения только в двух цветах. Монохромные мониторы имеют экраны, показывающие изображение лишь в чёрно-белом, чёрно-зелёном, черно-красном или чёрно-жёлтом цветах.

Авангард.

Авангард (фр. avant-garde, дословно: avant — впереди; garde — стража, охрана) — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.

В истории изобразительного искусства авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями.

Казимир Малевич

Архитектура

В середине 50-х гг. 20 века строительная техника переживала настоящую революцию. Всё более широко использовались возможности современных материалов: тонкостенного бетона, алюминия, пластмасс, синтетических плёнок (надувные сооружения) и др. Именно тогда обрело реальную почву высказывание бразильского зодчего Оскара Нимейера: «Я стою за неограниченную свободу пластических форм, противопоставляя их рабскому подчинению соображениям техники и функционализма».

С середины 50-х гг. архитектура Запада — это пёстрый, разнообразный мир. Представители зародившегося в Англии направления — брутализма (от англ. brutal — «грубый»), считая главным содержанием архитектуры строительство, выставляли напоказ конструктивную основу сооружения. Примером может служить здание редакции журнала «Экономист» в Лондоне (1964 г., архитекторы Элисон и Питер Смитсоны). Но господствующее направление архитектуры того времени называют новым барокко: в моду вошли выразительные криволинейные формы и конструкции, принцип которых был заимствован из мира живой природы. Так, аэровокзал компании TWA в Нью-Йорке (1960—1962 гг., архитектор Эро Сааринен) по форме напоминает морского ската.

Конец 60-х гг. — время «переоценки всех ценностей» в западной культуре. Подверглась сомнению возникшая в 20-х гг. традиция современной архитектуры с её идеалами функционализма и порядка. Новая концепция строительного искусства, ставшая в 70—90-х гг. господствующей, получила название постмодернизма.

Архитекторы-постмодернисты жертвуют логикой и «чистотой стиля» ради уюта и декоративности. Их здания и ансамбли — причудливое сочетание разнородных форм. Часто в них воспроизводятся мотивы антично-ренессансного зодчества, но без музейного почитания, а с игривой иронией или даже в окарикатуренном виде. Иногда архитектура прячется от зрителей за зеркальной облицовкой («здания-призраки»), иногда «украшается» вынесенными наружу трубами и проводами технических коммуникаций.

Скульптура

В XX веке грянул поразительно резкий и стремительный разрыв со старыми традициями. Легким намеком он обозначился уже в творчестве величайшего скульптора конца XIX века Огюста Родена. Роден, с его великолепным видением красоты и внутренней энергии человека, еще может считаться традиционалистом. Однако и в его произведениях можно заметить типично модернистские контрасты фактуры и световые эффекты. И все же те радикальные перемены, которые в начале XX века принесло с собой зародившееся во Франции движение кубизма, застигли публику врасплох. Лидеры кубизма — Пабло Пикассо и его друг Жорж Брак — революционизировали искусство, демонтируя предметный мир (кафе, гитару, лицо) и собирая его заново, зачастую в форме набора геометрических элементов. Именно здесь берет начало ключевая идея модернизма — автономность искусства. Из прежнего зеркального отображения реальности художественное произведение превратилось в совершенно новую реальность, ничем не обязанную окружающему ее миру.

С 1945 г. началось постепенное признание модернистской скульптуры, и, за немногими широко известными исключениями, новые идеи и материалы утратили свою шокирующую новизну. К числу достойных внимания течений относится создание абстрактных металлических конструкций, чаще собранных из отдельных деталей, нежели цельнолитых. Пионером этого направления стал американец Дэвид Смит, успевший несколько лет проработать сварщиком. Некоторые его творения расписаны красками. Позднее этот метод перенял Энтони Кэро, видный английский скульптор по металлу 19б0-х годов.

Поп-арт

С конца 1950-х гг. наибольшую известность в искусстве приобрело направление поп-арт, находившее самые разные пути воплощения. Будучи осознанно модернистским, оно, тем не менее, воспевало не машины, а век потребительской культуры. К характерным творениям поп-арта относятся бронзовые пивные банки Джаспера Джонса (р. 1930) или гигантские виниловые гамбургеры и рожки мороженого Класа Ольденбурга (р. 1929).

Все это подводит к мысли о том, что в последние годы привычные категории живописи и скульптуры зачастую утрачивают былую актуальность. Однако, судя по тому фурору, который произвели в 1990-е гг. выставленные Дэмьеном Херстом трупы животных в сосудах с формальдегидом, скульптуре еще есть чем шокировать публику.

Музыка

Музыка 20-го века — общее обозначение группы течений в искусстве конца 19 и нач. 20 в.в., в частности Модернизма, выступающего под девизом современности, новаторства. Эти течения включают в себя также Экспрессионизм, Конструктивизм, Неоклассицизм, а также Додекафонию, электронную музыку и т.п. Музыка 20-го века в целом — образ собирательный и требует более детального рассмотрения.

Современное искусство 21-го века.

Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы, и пессимизм у художников.

Ряд художников 2000-х, возвращаются к товарному объекту, отказываясь от процесса, и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма 21 века.

Современное искусство экспонируется галереями современного искусства, частными коллекционерами, коммерческими корпорациями, государственными художественными организациями, музеями современного искусстваарт-студиями или самими художниками в artist-run space. Современные художники получают финансовую поддержку за счёт грантов, наград и премий, а также получают средства от продаж своих работ. Российская практика несколько отличается в этом смысле от западной.

Существует тесная связь между государственными учреждениями, занимающимися современным искусством и коммерческим сектором. Например, в Великобритании большинство работ ключевых современных художников, выставленных в государственных музеях, приобретены у нескольких влиятельных арт-дилеров.

Музеи, Биеннале, фестивали и ярмарки современного искусства постепенно становятся инструментами привлечения капитала, инвестиций в туристический бизнес или частью государственной политики (см., например, Пермский музей современного искусства).

Частные коллекционеры оказывают большое влияние на всю систему современного искусства. Например, на рынке современного искусства Великобритании с 1980-х годов доминирует Чарльз Саатчи, с именем которого иногда связывают целое десятилетие в британском современном искусстве.

Попытки непосредственно интегрироваться в систему современного искусства предпринимают коммерческие корпорации: проводят выставки современного искусства на своей территории, организуют и спонсируют премии в области современного искусства и приобретают работы художников, формируют большие коллекции.

Институции современного искусства нередко выступают объектом критики со стороны художников и независимых арт-критиков. Такой вид деятельности называется институциональная критика. В России этот вид практики отсутствует за редкими исключениями.

Что думают подростки о современном искусстве? Результаты исследования.

Всего в исследовании приняли участие 36 подростков. Им были предложены примеры современного искусства (10 примеров). Респонденты должны были выбрать один из предложенных вариантов, либо написать свой вариант ответа.

1

1. Какая-то картина

5

2. Игральная карта

27

3. Свой ответ

Картина в виде карты, гадальная карта, обложка книги, мазня.

2

1. Комиксы какие-то

16

2. Никакое это не искусство.

Просто извращения над классикой

14

3. Свой ответ

Бред, китайская дрянь, не искуство и не комиксы, манга, искуство, современное изображение.

3

1. Книжка для детей

20

2. Пример современной детской литературы

14

3. Свой ответ

История пингвина, роман для детей.

4

1. Рисунок, сделанный в Photo Shop-е, и эскиз к нему

18

2. Пример компьютерной графики

14

3. Свой ответ

Детский рисунок-3,не понятно.

5

1. Детский рисунок

9

2.Современная графика

18

3. Практически то же самое я рисую у себя в тетради на лекциях

5

3. Свой ответ

Искуство, уродство, рисунок, картина.

6

1. Граффити

11

2. Чудный пример стрит-арта

24

3.Свой ответ

Что-то непонятное.

7

1. Неудавшийся носок

4

2. Может это и искусство, только

вижу я такое в первый раз

23

3 Свой ответ

Детские шалости, фигня, хрень какая-то, фигня какая-то, хрень, не о чем, бред, это не искуство, фигня.

8

1. Картина 21 века

12

2. Улица города

18

3. Свой ответ

Мазня индейцев, ерунда, рисовал упоротый, наркоманы, не о чём, херня.

9

1. Картина крестьянства

13

2. Сельское хозяйство

14

3. Свой ответ

Барашек, мир вокруг нас, абстракция, хрень, красота, и тут меня накрыло, бред, непонятно, ерунда.

10

1. Это мазня а не картина

12



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap