Современная семья как феномен культуры проблемы и перспективы



Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия»

г. Старая Русса Новгородской области

Исследовательская работа

по обществознанию

на тему:

«Современная семья как феномен культуры: проблемы и перспективы»

Выполнила:

Ученица 8 «с» класса

МАОУ «Гимназия»

Кучерова Мария

Научный руководитель:

Воробьева Алена Юрьевна

Учитель обществознания

Старая Русса

2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3

1. Теоретическая часть……………………………………………………. 5

1.1 Семья…………………………………………………………………… 5

1.2 Функции семьи………………………………………………………… 5

1.3 Современная семья…………………………………………………… 7

1.4 Нуклеарная семья……………………………………………………… 7

1.5 Многопоколенная семья……………………………………………… 8

1.6 Многодетная семья………………………………………………….… 8

1.7 Социально-опасная семья………………………………………….…. 9

1.8 Малообеспеченная семья………………………………… ………… 9

1.9 Развод……………………………………………………………….… 10

2. Исследовательская часть………………………………………….…… 10

2.1 Причины возникновения разногласий в современной семье……… 11

2.2 Семья как феномен культуры…………………………………….…. 12

2.3 Неполная семья, ее проблемы и причины………………………….. 13

2.3.1 Причины неполных семей……………………………………….… 13

2.3.2 Проблемы неполных семей………………………………………… 14

2.4 Социально-опасные семьи в нашем городе…………………….….. 15

2.5 Способы решения проблем малообеспеченных семей………….… 17

Заключение………………………………………………………………… 19

Список использованной литературы……………………………………. 20

Введение

Тема моей исследовательской работы звучит так: «Современная семья как феномен культуры: проблемы и перспективы». Актуальность этой темы состоит в том, что семья принадлежит к числу тех социокультурных явлений, интерес к которым носит устойчивый характер. Она является одной из важнейших ценностей любого общества, так как ее положение, взаимоотношения в семье, формирует человека, систему его взглядов, его нравственную ориентацию, раскрывают перспективы развития общества и культуры. В семье возникают определенные ценности и антиценности, которые непосредственно и постоянно влияют на состояние и уровень культурного комфорта, а, следовательно, и на устойчивость человека в мире.

Все чаще сейчас встречаются также утверждения о катастрофе семейной жизни, призывы к ее спасению. И действительно, оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние противоречия и конфликты.

Поэтому цель своей работы я определила так: выявить проблемы современной семьи на основе статистических данных города Старая Русса, влияние этих проблем на культуру общества, определить причины этих проблем и предложить варианты для их решения.

Исходя из этого, я поставила следующие задачи:

— дать определения следующим понятиям: семья, современная семья, нуклеарная семья, неполная семья, многопоколенная семья, многодетная семья, социально-опасная семья, малообеспеченная семья, развод;

— выделить функции семьи;

— определить параметры семьи;

— проанализировать причины разногласий в современной семье;

— выделить черты семьи как феномена культуры;

— определить и проанализировать причины и проблемы неполных, малообеспеченных семей города Старая Русса;

— выделить черты социально-опасной семьи нашего города;

— предложить способы решения проблем и оказания помощи семьям, состоящим на учете в центре социальной поддержки.

В ходе своей работы я использовала следующие методы:

— изучение и анализ литературы,

— анализ статистического материала,

-обобщение,

— статистика,

— классификация.

Предметом моего исследования являются проблемы и перспективы современной семьи как феномена культуры. Объект исследования – современная семья города Старая Русса.

1. Теоретическая часть

1.1 Семья

Семья – организованная малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Брак – институт, регулирующий отношения только супругов.

Родство – совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений.

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции.

1.2 Функции семьи

1) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения.

2) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

3) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных ценностей;

4) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что здесь огромную роль играет родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

5) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

6) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

7) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

8) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

9) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

1.3 Современная семья

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и что для нас еще важнее — коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, но для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.

Социальная активность семьи, ее структура, нравственно-психологическая атмосфера зависят не только от общих условий и закономерностей, но и от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живёт и функционирует. Среди этих обстоятельств — уровень образования и культура членов семьи, материальное положение, традиции и ценности, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, место жительства, социальная принадлежность семьи, нравственные убеждения супругов, от которых во многом зависит способность семьи к консолидации и сплочению. Все эти обстоятельства неизбежно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений.

1.4 Нуклеарная семья

Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

1) элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

а) полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок;

б) неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей;

2)составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.

1.5 Многопоколенная семья

Расширенная многопоколенная семья — родители, дети и другие родственники супругов, поживающие совместно и ведущие общее хозяйство.

1.6 Многодетная семья

Многодетной принято считать семью с трёмя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

1.7 Социально-опасная семья

Социально-опасная семья — семья социального риска, где по объективным или субъективным причинам затруднено социальное функционирование. Это семьи беженцев или вынужденных переселенцев, малообеспеченнные, с избыточной иждивенческой нагрузкой, то есть многодетные или имеющие в своем составе инвалидов, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, неполные, семьи безработных. А также неблагополучная семья – это семья в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются «трудные дети», где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

1.8 Малообеспеченная семья

Семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособные граждане, в частности, не имеющие трудоспособных близких родственников; пенсионеры; инвалиды; одинокие пожилые люди; многодетные семьи; неблагополучные семьи; семьи безработных. Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи с малолетними детьми, особенно до 6 лет, молодые семьи, особенно студенческие, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников.

1.9 Развод

Разво́д — формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины.

2. Исследовательская часть

Семья, как система общественной жизни, воплощает в себе нынешние кардинальные изменения социально-экономических отношений. Поэтому понять состояние современной семьи, оценить перспективы ее дальнейшего развития можно только с учетом кардинальных изменений, происходящих в стране. Чтобы более четко представить современную семью, на протяжении всей своей работы я буду сравнивать статистические данные города Старая Русса 2011 года и 1998 года (год моего рождения). Итак, на 1998 год приходится 295 заключений браков, а в 2011 – 440. Это говорит о том, что в данное время люди более осознанно подходят к созданию семьи. В 1998 году родилось 369 детей, в том числе и я, в 2011 количество детей увеличилось до 440 новорожденных.

Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой происходят основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого человека, что накладывается отпечаток на все его развитие. Она представляет собой среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Поэтому я хотела бы выделить несколько параметров качества семьи:

1. демографический — структура семьи: большая, включая других родственников, или нуклеарная; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная;

2. социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

3. социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

4. технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

2.1 Причины возникновения разногласий в современной семье:

1. Большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений — родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, братьями — сестрами, и др.

2. При сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда, первый в массе семей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

3. Так как отношения супругов все более определяются их привязанностью друг к другу, резко повышаются их ожидания по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

4. Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.

2.2 Семья как феномен культуры

Культурологический смысл семьи чрезвычайно важен, он, может быть, даже более значим, чем социальный, экономический, политический именно потому, что первое, что дает человеку семья, это ценности. Семья есть связующее звено между обществом и личностью. Различные стороны общественной жизни, внешние условия и внутренние побуждения людей, объективные и субъективные воздействия разнообразных факторов проявляются и переплетаются в семье самым неожиданным образом.

Первая и важнейшая ценность, которую дает семья, — это дом. Прежде всего, с понятием дома с давних времен связано представление о надежности, защищенности человека от внешней среды. Даже элементарная пещера с костром была для первобытного человека островком безопасности: здесь он мог хотя бы спокойно выспаться, не опасаясь быть застигнутым врасплох, съеденным или плененным. Такое отношение к дому повсеместно в человеческой культуре.

Но дом не просто защищает человека от враждебности внешней среды, не только ставит барьер отрицательным эмоциям, но и порождает в человеке эмоции положительные. Человека тянет в дом, в нем он счастлив и тогда, когда внешний мир ему не враждебен. Дом дарит уют, покой, тепло, и между прочим, не только эмоционально, но и физически. Дом привлекает человека прежде всего потому, что в нем все привычное, родное, знакомое с детства, и это — важная составляющая уюта и эмоционального комфорта, так как обеспечивает человеку важнейшее культурное свойство — стабильность. Дома, в семье человека окружают родные люди, которые любят его не за какие-то качества, но просто потому, что он свой, потому, что он принадлежит к той малой, но очень компактной группе людей, которые называются родными. Человек возвращается в дом с радостным ожиданием, потому что там он будет среди родных, потому что он любит их, а они его, потому что в доме царит совершенно особая атмосфера благожелательности всех ко всем, радость ничем не заменимого взаимопонимания.

Во все времена и во всем мире бездомные, бродяги считались самыми несчастными людьми. Ему некуда пойти, для него нет теплого угла и сочувствия родных.

Еще одна важная ценность, связанная с категорией семьи — это особые близкие семейные отношения. К сожалению, не во всех семьях это есть. И это, на мой взгляд, — важнейшая психологическая, педагогическая проблема, требующая решения. В сложной ситуации человек отправляется к родным за советом, помощью, сочувствием. В кризисной ситуации даже надежные и преданные друзья не всегда могут заменить родных, беда родственника осознается эмоциональнее, чем беда друга.

У семьи есть еще одна весьма существенная функция: обыкновенно именно в семье человек обретает национальное самосознание. С самого раннего возраста из многих повторяющихся мелочей быта, из разговоров старших, из выполнения тех или иных ритуальных действий, из чтения книг и у ребенка постепенно развивается чувство национальной принадлежности.

2.3 Неполная семья, ее проблемы и причины

В нашем городе с неполными семьями ситуация такова: в 1998 году было 926 неполных семей, в которых воспитывалось 1166 детей, а в данное время (2011) насчитывается 1176 семей, в которых 1414 детей. Чтобы понять почему так происходит, следует выделить причины неполных семей.

2.3.1 Причины неполных семей

1.Развод родителей. По данным ЗАГСа г. Старая Русса в 1998 году было 172 расторжения браков, в 2011 насчитывалось 240 разведенных семей. Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов при разводе служит именно супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности. Говоря об алкоголизме, стоит отметить, что это вторая по популярности причина разводов. Именно мужской алкоголизм, реже женский, ломают каждую третью семью. И третья причина, которую можно отметить, это несовместимость характеров. Люди редко узнают друг друга до свадьбы, из-за чего разочарование в партнере приходит уже после того, как они женаты. А ведь выбор жены или мужа – это, пожалуй, самый важный выбор, который предстоит сделать человеку в своей жизни. И отнестись к нему нужно соответствующим образом.

2. Внебрачные рождения. 40% детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа. Мужчины часто не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку.

3. Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских (смертность у мужчин).

4. Расширенные неполные семьи. В результате потери родителей (смерть, потеря родительских прав, пьянство, в тюрьме) внуков воспитывают пенсионеры — бабушки и дедушки.

2.3.2 Проблемы неполных семей

1. Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. Семья живет на пособие по безработице и детские пособия, которые низкие, несвоевременно выплачиваются, при разводе выплаты алиментов с проблемами.

2. Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, свободный график работы, выполнять работу дома, без командировок, ночных смен. Одинокий родитель берет на себя чрезмерно трудную нагрузку, дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь детям. В расширенных неполных семьях доход низкий складывается, в основном, из пенсий.

3. Жилищная проблема. Может возникнуть при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.

4. Психологические проблемы. «Проблема родителей» — проблема совмещения ролей (отца, матери). В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.

5. Отсутствие опыта семейной жизни. Особенно у матерей-одиночек. После развода отношения между родителями могут остаться нормальными или находятся в состоянии конфронтации. Чаще всего мать препятствует общению детей с отцом или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально или даже не помогает.

2.4 Социально-опасные семьи в нашем городе

По статистическим данным Центра социальной помощи г. Старая Русса, в котором в 1998 на учете стояли 2093 семьи и 1003 детей. А в данное время – 2423 семьи, в которых воспитываются 2124 ребенка. Эти цифры заставляют о многом задуматься. А что касается социально-опасных семей, то в городе в 1998 было 98 таких семей, в которых воспитывалось 247 детей, а в 2011 году на учете 15 семей, в них 33 ребенка. Но как нам рассказали сотрудники Центра, это не говорит о снижении количества таких семей. Это говорит о разных критериях оценки в эти периоды. Поэтому невозможно сравнить эти данные.

Никого не может оставить равнодушным к воспитанию детей в семьях, находящихся в социально опасном положении. В таких семьях утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, думая о своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

Одним из типичных вариантов поведения в социально неблагополучной семье является оставление без попечения несовершеннолетних и членов семей, не способных к самостоятельному существованию , склонение или побуждение их к асоциальному образу жизни.

В семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, совершают правонарушения.

Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях, родители бросают своих детей на воспитание своим престарелым родителям, отказываются от их содержания, воспитания и обучения. Происходит деградация семей, дома таких семей становятся притонами, где собираются группы людей без определенного места жительства и рода занятий, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д.

2.5 Способы решения проблем неполных, малообеспеченных, социально-опасных семей

Проанализировав данные отдела ЗАГС и Центра социальной помощи семье и детям, я пришла к выводу, что нужно выработать определенные меры для поддержания неполных, малообеспеченных, многодетных семей, нужно искать такие варианты, чтобы социально-опасных семей становилось меньше и оказывать помощь детям, воспитывающимися в таких семьях. И эти меры должны быть не только со стороны государства. Если в этом будет принимать участие большее количество людей и учреждений, то ситуацию можно исправить. Предлагаю такие варианты:

— со стороны Центра занятости: поиск удобной работы для родителей-одиночек, родителей многодетных и малообеспеченных семей;

— со стороны Отдела народного образования: решить проблему бесплатного питания, материальной помощи, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга;

— юридическая помощь: вопрос алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца, вопросы жилья, проблемы по работе, вопрос взаимоотношений бывших супругов;

— со стороны Отдела социальной защиты: все виды пособий и пенсий;

-помощь с места работы родителей: все льготы по работе, материальная помощь, жилищный вопрос, вопрос психологического климата в коллективе;

— со стороны аналогичных семей: обмен опытом, организация совместного отдыха, вопросы межсемейного совместного предприятия, взаимопомощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.).

— со стороны соседей: решить проблему отрицательного общественного мнения и помощь семье;

— бывший родитель мог бы не создавать конфликтные ситуации, выплата алиментов;

— исполнительная власть: жилье;

— со стороны торговых организаций: спонсорская помощь в виде снабжения продуктами питания и др.

— психолог может помочь в решении проблемы психологического климата в семье;

— со стороны Органов здравоохранения: вопросы здоровья, организация медицинского социального патронажа.

— в числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются: льготное налогообложение, предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.п.), пособия по безработице, на детей, материнский капитал, пенсии и т.д.

— в современных семьях, где нет серьезных проблем, нужно пытаться предотвращать разводы. Для этого необходимо уметь прощать недостатки супруга, если они приемлемы для второго супруга, проявлять друг к другу уважение, взаимопонимание, умение прощать. Свои семейные конфликты решать только в кругу семьи или с помощью психолога. Делать все возможное, чтобы избежать измен, т.е. создавать дома благоприятную атмосферу, чтобы каждый член семьи чувствовал, что он любим и нужен. Если в семье возникают проблемы с алкоголем, остальные члены семьи должны попытаться убедить обратиться за помощью к специалисту.

Заключение

Если проанализировать статистику, то можно сказать, что в последнее время в нашем городе наблюдается рост количества заключаемых браков, но и количество разводов тоже увеличивается. Если посмотреть на цифры, то можно сказать, что распадается каждый второй брак. Стоит задуматься…

Количество новорожденных тоже увеличивается, а число многодетных семей уменьшается. Но в многодетных семьях растет количество детей.

Почти на 20% выросло число малообеспеченных семей, состоящих на учете в Центре социальной помощи семье и детям, в это число входят и многодетные, и неполные, и социально-опасные семьи.

Подытоживая сказанное, повторим: современные условия жизни очень жестоки. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества — по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и разнообразных услуг теряется. Возникают проблемы семьи не только как подструктуры общества, но и как самостоятельного феномена культуры.

По моему, мнению, ситуацию еще не поздно исправить, нужно только, чтобы эта проблема волновала не только людей, которые столкнулись с трудностями в семье, но и все общество. Если каждый из нас задумается и попытается сохранить благоприятные и доброжелательные отношения в своей семье и попытается хоть немного помочь нуждающимся в помощи семьям, в понимании, внимании и сочувствии детям из «трудных» семей, то можно рассчитывать на положительную динамику развития семейных отношений.

Список использованной литературы:

1. Афанасьева Т. М. Семья. — 2-е издание, перераб. и доп. — Москва: Просвещение, 2003

2. Богачёва Н. В. Дети как фактор стабильности семьи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, № 5, 2009.

3. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие. М. : Просвещение, 2007.

4. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи: Новокузнецк, 2010.

5. Ким Т. К. Воспитательный потенциал семьи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, № 11, 2008.

6. Мид М. Отцовство у человека — социальное изобретение // Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2007.

7. Соловьёва А. В. Семья как фактор профессионального самоопределения молодёжи // Научные исследования в образовании, № 5, 2008.

8. Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения долголетие. 2010.

9. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/



sitemap
sitemap