Совесть и раскаяние



Совесть и Раскаяние.

«Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли ,то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать, и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие стали чувствовать себя даже бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее было подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать…Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживала так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные признаки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие.»….

Так по прочтении произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» я задумалась: «А что же такое совесть? Нужна ли она нам? Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку? Не лучше ли жить, не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее?

С точки зрения христианской религии, совесть — это проявление Бога в человеке. Совесть неотделима от морали и нравственности. Говорят, что удовольствие без угрызений совести и есть счастье. Если так, то совесть является естественной преградой для достижения счастья, щитом между человеком и той его стороной, которая желает наслаждаться. Продолжив тему религии, можно сказать, что животное начало человека — это воля Дьявола внутри него. Многие желания человека, его страсти, его порывы идут от «темной стороны», и функция совести (то есть Бога) нас от них оберегать, предостерегать, а часто и наказывать. Совесть – это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. Совесть-это внутренний судья человека, который помогает ему отличать добро от зла.

Ошибиться в жизни может всякий. Даже первозданные люди — Адам и Ева, созданные Творцом для блаженной жизни, -не избежали греха. Кто не знает библейского повествования о запретном плоде, об изгнании их из Эдема. О покаянных трудах Адама и Евы и наконец, об искуплении греха! Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

– перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

– после ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесённых ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде, например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть, потому что совесть вдруг подняла из глубин памяти что-то, о чём не хотелось бы помнить. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки. А некоторые стараются просто забыть нанесённые кому- то обиды. Получается, что можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется само собой, наступит новый день новыми приключениями!

На самом деле, если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется «раскаяние». Раскаяние (покаяние) – это изменение той оценки, которую человек даёт своим поступкам.

Два шага в раскаянии:

1. согласие человека с протестующим криком своей совести;

переворот своих стремлений.

Раскаяние другим словом можно назвать покаяние, которое человек даёт своим поступкам. Тот поступок, который раньше виделся человеку хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь может оцениваться как глупый нечестный, трусливый.

Первый шаг в раскаяние – согласие человека с протестующим криком своей совести. Второй шаг в раскаяние – это переворот своих стремлений.

Раскаяние совсем не похоже на призвание своей математической ошибки. Понял, что был неправ – ничего, учись дальше.…Но когда речь идёт о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а разозлиться на неё. Кающийся человек именно ненавидит сой поступок, выталкивая его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет.

Можно представить: мальчик бросил мяч в чужое окно и целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своём «подвиге». А через полчаса въехала «скорая помощь» и врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна.…И теперь недавний «герой» готов отдать всё на свете, лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора. Угрызения совести являются не только наказанием, но и сдерживающим фактором: мы стремимся не совершать поступков, о которых потом будем жалеть. Муки совести не только сами по себе являются искуплением вины, но часто заставляют человека принять иное наказание для восстановления справедливости. 

Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправьте свою прошлую ошибку делом. Найти дело противоположное совершенному греху.

Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое плохое слово? – Проси прощение.

К сожалению, не всегда делом можно исправить причинённое зло.…Но если такая возможность есть, надо спешить делать добро.

У христиан есть третий шаг в раскаянии: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!».

И ещё надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто раскаиваются, а на самом деле подделывают раскаяние. Они думают, что стоит скороговоркой сказать: «Прости, мама!» или «Прости, Господи!», и можно спешить к новым приключениям.

Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой до слёз. Но – таких слёз приходит радость. Ведь теперь между душой и совестью, Богом и друзьями больше нет непостыдной тайны. Совесть и раскаяние у всех разные. И каждый из нас допускает ошибки в этой жизни. И ошибок много. Но как их исправить? Как мы говорили, ошибки можно исправить, пойдя в церковь покаяться, попросить у Господа Бога прощение. И исправиться!

Христос сказал: « Так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали Мне».

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?

«Не судите, да судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такую, и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними.

«И так, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Прощайте и прощены будете».

«Если ты заболел и ищешь исцеления, то, прежде всего, позаботься о совести. Всё, что она говорит, сделай – и найдёшь пользу» (Святой Марк Подвижник).

«Дверь покаяния всегда открыта, а неизвестно, кто прежде войдёт в неё,– ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою» (Святой Серафим Саровский).

Если нужно исправить ошибки, то не нарушать Десять Заповедей Божьих:

Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им.

Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему.

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.

Не убий.

Не прелюбы сотвори.

Не укради

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.



(Кн. Исход, гл. 20 ст. 2, 3, 4-5, 7, 8-10, 12-17).

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так:«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

(Евангелие от Матфея, 22, 37-39).

На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Нужно стремиться к созданию образа совестливого человека!Именно сейчас, пока мы еще живы, пока не наступил страшный и нелицеприятный суд, человек с Божьей помощью должен найти в себе самом смелость, чтобы осудить себя в грехах, совершенных им во дни его земной жизни. И в тот момент, когда мы, вопреки стремлению нашей падшей природы, станем не оправдывать, а осуждать себя, — в тот момент Сам Господь Бог станет оправданием нашим. Мы пойдем по пути обновления и покаяния.

«И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама!»








sitemap
sitemap