Социологический портрет семьи учащегося МБОУ Малоянгорчинская ООШ



EXELSIOR-2012»

Секция: Социально-политические науки

(политология, обществознание, социология)



«Социологический портрет семьи учащегося МБОУ «Малоянгорчинская ООШ»

Яковлев Петр, МБОУ «Малоянгорчинская ООШ», 8 класс

Научный руководитель:

Журавлёва Ирина Владимировна

Введение

Тема моей исследовательской работы: «Социологический портрет семьи учащегося МБОУ «Малоянгорчинская ООШ». Для нашей школы давно назрела необходимость такой работы, так как, по существу, данный вид работы просто необходим не только для нашей школы, но и для всего Малоянгорчинского сельского поселения. Главная цель моей работы: получить обобщенный социологический портрет семьи ученика нашей школы. А задачами моей работы являются:

-выяснить состав семьи ученика, наличие бабушек и дедушек, уровень образованности родителей;

-выявить наличие компьютера и доступа к Интернет – ресурсам;

-узнать жилищно-бытовые условия ученика в семье;

-определить средний уровень доходов семей и их избирательную активность;

Основным объектом исследования является семьи учащихся МБОУ «Малоянгорчинская ООШ». Предметом исследования – социологический портрет семьи ученика МБОУ «Малоянгорчинская ООШ». Основным методом исследования являются: анкетирование семей учащихся Малоянгорчинской школы, а также сбор данных, обработка, анализ и обобщение информации в виде диаграмм и таблиц. На мой взгляд, данная проблема изучена слабо. И моя исследовательская работа может помочь при дальнейшем (более углубленном) изучении семей учащихся нашей школы, как администрации МБОУ «Малоянгорчинская ООШ», так и администрации Малоянгорчинского сельского поселения. Основной гипотезой работы явилась мысль, что семьи учеников МБОУ «Малоянгорчинская ООШ» находятся в тяжелой экономической и социальной ситуации.

Основная часть

В начале своей работы хочется описать, что собственно говоря, я сделал для раскрытия темы исследования. Всю работы можно разделить на 3 основных этапа: подготовительный, анкетирование и обобщение полученных результатов.

Для начала я прочитал и просмотрел статьи и учебники по социологии в Интернете. Провёл т.н. «разведку» пообщавшись с учениками своей школы, как бы они отнеслись к такой анкете. Получив из этих разговоров информацию, что «ничего плохого в этом нет», я приступил к составлению анкеты и основных вопросов к ней.

Не стану скрывать причину, почему я обратился к такой теме «Социологический портрет семьи ученика МБОУ «Малоянгорчинская ООШ». Просто мне очень сильно захотелось узнать, как выглядит (хотя бы приблизительно!) семья школьника, похожа ли она на мою семью или нет.

Вопросы 1 и 8 нужны были, чтобы узнать, насколько «местны» местные семьи школьников. Вопросы 2,9,19 необходимы для того, чтобы знать образовательный уровень родителей. Вопросы 3, 13, 20 взаимосвязаны: ведь компьютер сейчас невозможен без Интернета, а Интернет и библиотека – это источники получения информации. Наличие телевизора я не включил в анкету, т.к. думаю, что он есть практически у всех, разница только в марке и в цене. Вопросы 4,7,22 выясняют, есть ли связь между поколениями и насколько велика разница в возрасте родителей и детей. Социально-бытовые вопросы(11,12.14,15,17,21) также крайне важны, так как помогают понять, в каких условиях живут школьники. Вопрос 10 оказался мало результативен, так как практически все ответили, что родители чуваши. Поэтому значение этого вопроса оказалось сильно снижено.

Одним из самых дискуссионных и проблемных оказались вопросы, связанные с занятостью и доходами родителей (вопросы 5 и 6). Самыми лёгкими оказались вопросы 16,18,23 об активности родителей и детей. А в свете прошедших выборов и предстоящих интересны ответы на 24-й вопрос об участии в выборах.

Каковы же первичные (промежуточные) выводы по анализу анкеты?

1.Большинство родителей(69%) учащихся нашей школы родились в Цивильском районе, правда, только (35%) родителей в Малоянгорчинском сельском поселении.

2. Большая часть родителей получило или среднее специальное (53%) или высшее(18%) образование.

3. Большинство семей(64%)имеют Интернет, (68%)-компьютер, (50%) –библиотеку, (28%) постоянно её читают.

4. Количество бабушек (41%) почти в 3 раза превышает количество дедушек (14%); средний возраст мам – 39 лет, средний возраст отцов- 40 лет; в среднем количество детей в семье – 3(30%)

5. Часть домов или частично(23%), или полностью(43%) благоустроены, или находятся в частном секторе(30%); 75% детей имеют свои комнаты; 95%- рабочее место; 90% детей имеют дома кошку и собаку , а в хозяйстве – домашний скот и птицу; 29% родителей имеют личный автотранспорт;

6. При этом рабочих (50%), служащих (20%), безработных(14%); по уровню дохода на члена семьи: до 3 тыс. руб. (38%), от 3 до 6 тыс. руб. (36%), от 6 до 9 тыс. руб. (23%);

7. Более активны в школьной жизни мамы(60%); 54% школьников продолжают учёбу;

8.В подавляющем большинстве (80%) голосуют постоянно, те, кто иногда не голосуют(20%)

Заключение

В конце своей работы мне хотелось бы сделать следующие выводы:

Социологический портрет семьи ученика МБОУ « Малоянгорчинская ООШ» получился следующим.

Полная семья состоит из мамы(39 лет), папы(40 лет), бабушки и 3 детей (отсутствие дедов можно объяснить низкой продолжительностью жизни мужчин в РФ). Образование родителей: — среднее специальное.

Большинство семей используют компьютер и Интернет-ресурсы, реже библиотеки, которыми дети пользуются редко. Остальные семьи, по – видимому, это компенсируют наличием хороших и недорогих мобильных телефонов, на которых возможен доступ в Интернет к крупнейшим поисковикам (Yandex, Google, Rambler и т.д.)

У подавляющего большинства учащихся благоустроенные или частные дома, есть своя комната, рабочее место, кошка и собака, а также большое количество домашнего рогатого скота и птицы

У большинства родителей доходы невысоки (от 3 до 6 тыс. руб. на члена семьи). Дополнительными источниками доходов являются приусадебные участки и содержание домашнего скота (продажа мяса и молочной продукции).



Всегда голосует подавляющее большинство родителей

Литература:

Экономическая статистика. «Учебник», 2-е издание дополненное. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ. Москва. ИНФРА-М. 2006 г. Авторы: Ю. Н. Иванов; С. Е. Казаринова и др. Под редакцией Ю. Н. Иванова, Доктора экономических наук.

Б.С.Э. Компьютерное издание 2006 г.

Методичные рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения. 2006 г. в общеобразовательных учреждениях. Москва. 2006 г.



Орлов А. И. Как оценивать уровень жизни? Журнал «Обозреватель» №5, 1999 г.

Никитина Е. П. «Коллекция определений термина «Статистика» — М. МГУ 1972 г.








sitemap
sitemap