Социальный проект Азбука дорожного движения



«Дорожно-транспортные происшествия и Дети»



Социальная реклама. Видеоролик «Дорожно-транспортные происшествия и Дети»

Руководитель: учитель истории Дунюшина Татьяна Геннадиевна

Учебный предмет: ОЗОЖ

Учебные предметы близкие к теме проекта: обществознание, искусство, литература, информатика.

Возраст участников: 13-14 лет

Тип работы: творческий, исследовательский

Цели работы:

формирование активной жизненной позиции учащихся по соблюдению законодательства РФ

воспитание законопослушных граждан

создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации детей, педагогов и родителей

Задачи проекта:

воспитание законопослушного поведения школьников

развитие ответственного отношения школьников к соблюдению правил дорожного движения

повышение компетентности школьников в решении правовых вопросов, в пропаганде законопослушного поведения несовершеннолетних

привлечение внимания школьников к проблеме детского травматизма и к причинам его возникновения

привлечение учащихся школы к организации и проведению совместных мероприятий с отделом МВД России по Вольскому району Саратовской области.

Вопросы

Основополагающий вопрос: Как избежать ДТП?

Проблемные вопросы:

Что служит причиной дорожно-транспортных происшествий? Знаем ли мы правила дорожного движения? Что такое пропаганда законопослушного поведения? Верны ли слова «Дорога полна неожиданностей!» Как личная ответственность за свое поведение связана с жизнью и здоровьем?

Актуальность проекта

В любой стране на любом континенте есть дороги. Первые дороги возникали просто. Достаточно было всего несколько раз проехать на телеге по одному и тому же месту, чтобы появились две колеи.

Дороги соединяют небольшие поселения. Наши предки наводили мосты через реки, прокладывали пути в дремучих лесах. Перекрестки становились настоящим центром жизни. Там кипела торговля, путники меняли лошадей, отдыхали. Перекрестки больших дорог постепенно превращались в города.

За свою долгую историю дорога научилась разговаривать с людьми на своем языке. Этот язык – Правила дорожного движения. Каждый должен быть знаком с ним. Дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы светофора и жесты регулировщика понятны каждому человеку на планете, взрослым и детям. Порядок движения на улице регулируют строгие законы Правил. Они предписывают водителям вести транспортные средства по правой стороне дороге, а пешеходам ходить по тротуарам. Знать и выполнять их — наша обязанность и ежедневная необходимость.

Любой подросток или ребенок, когда идет в школу или домой, идет с родителями на машине или в автобусе, катается на велосипеде или роликах,

является участником дорожного движения. Он должен свободно ориентироваться в потоке уличного движения. Правильное движение должно войти в привычку. А это непростая задача.

Улица в глаза детей выглядит как площадка для игр: низкие стены, парапет, фонарные столбы, бордюры, на которые хочется взобраться и спрыгнуть. Дети бывают увлечены забавой, погружены в своей собственный мир и часто забывают о том, что им может грозить опасность.

Каждые сутки на дорогах России происходит более 430 дорожно-транспортных происшествии. Ежедневно на дорогах погибает, и получают травмы около 600 человек. Каждый восьмой пострадавший — ребенок или подросток. Около 30% дорожно-транспортных происшествий с участием детей происходит недалеко от дома.

Несчастие можно предотвратить. Надо знать секрет безопасности?

Дорога делится на две части: проезжая часть для транспортных средств и тротуары для пешеходов. Пешеходы могут выходить по проезжую часть, только если им надо перейти на другую сторону. Выходить на дорогу без причин нельзя. Здесь начинается «дорожный конфликт» между пешеходом самым беззащитным участником дорожного движения и транспортными средствами. Если происходит несчастие на дороге, то пострадавшим в большинстве случаев оказывается именно пешеход. Поэтому надо быть особенно внимательным и осторожным.

В действительности, правильно перейти улицу совсем не сложно, и для дисциплинированного школьника или взрослого это не представляет никакого труда. Только надо знать несколько правил перехода улицы.

Правило первое: нельзя неосмотрительно, внезапно выскакивать на проезжую часть и бросаться из стороны в сторону между машинами. Это может привести к несчастью.

Правило второе: переходить улицу можно только в определенных местах:

· по подземным переходам;

· по регулируемым пешеходным переходам (со светофором);

· в местах, где на проезжей части нанесена разметка «зебра» или установлен знак «пешеходный переход»

· если поблизости нет ни знака, ни разметки «зебра», дорогу можно переходить на перекрестках дорог по линии тротуаров или обочин;

· вне города дорогу можно переходить только на тех участках, где она хорошо присматривается в обе стороны.

Перед тем как ступить на проезжую часть, надо обязательно остановиться на краю тротуара, посмотреть налево. Если ни автомобилей, ни других транспортных средств поблизости нет, можно начинать переход. Дойдя до середины дороги, надо посмотреть на право. Теперь машины могут появиться именно оттуда. Если проезжая часть свободна, можно не спеша перейти оставшийся участок дороги. Если к месту перехода приближается машина, надо остановиться и пропустить ее. При пересечение проезжей части пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств.

Этапы работы над социальной рекламой

Подготовительный

Исследовать причины ДТП с участием детей и подростков.

Изучение статистических данных взвода ДПС отдела МВД России по Вольскому району Саратовской области по детскому травматизму.

Обсуждение основополагающего вопроса и проблемных вопросов социальной рекламы. Совместное планирование деятельности: цели, график работы, деятельность каждого участника.

Сбор информации. Анализ найденной информации

Реализация социальной рекламы

Создание видеоролика с участием сотрудников взвода ДПС отдела МВД России по Вольскому району Саратовской области по детскому травматизму.

Совместное патрулирование с сотрудниками взвода ДПС отдела МВД России по Вольскому району Саратовской области по детскому травматизму.

Установка предупреждающего знака на переходе в школу «Водитель осторожен будь! Здесь дети в школу держат в путь!»

Заключительный этап

Произвести оценку результатов работы, сделать выводы и опубликовать отчет в доступных формах.

Распространять идею пропаганды законопослушного поведения несовершеннолетних.

«Все должны понять, что жить, соблюдая закон, гораздо комфортнее и выгоднее, чем пытаться его обойти».  В. В. Путин

Для определения причин ДТП анализируются различные данные — место ДТП, погодные условия, состояние транспорта, дороги, время суток, день недели и т.п. Часто кроме сотрудников ГИБДД привлекаются инженеры по эксплуатации транспорта, конструкторы транспортных средств, врачи, физиологи, химики, криминалисты и другие специалисты.

Причин ДТП много, но как бы они не были разнообразны, 85-99% из них происходит по вине человека-пешехода или водителя. Особенно опасно сознательное нарушение Правил дорожного движения, получившее сегодня, к сожалению, самое широкое распространение. ДТП происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы. Большинство нарушителей знали Правила, но нарушили их. Есть, конечно, и такие, которые Правил не знают или знают плохо.



Знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспечивает человеку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке. К большом сожалению, очень часто пешеходы, особенно дети, не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Меж­ду тем, связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать пра­вила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание (осознанное и неосознанное) другим лицам, нарушающим Правила.

Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновен­но меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают (правда не всегда ус­пешно), в чем помогает им умение «прикинуть» расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети ?

Улица и транспорт — это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Вспомните первое знакомство с огнем, иглой и т.д. Но ситуацию с дорогой и транспортом ребенок не может «оценить» лично, а последствия дорожно-транспортных происшествий и легкий порез или ожог — не одно и то же. Дорожно-транспортное происшествие — это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ре­бенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрос­лые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже изда­лека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают на­блюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В резуль­тате — мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей сте­пени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. В отличие от взрослых у детей снижено чувство собственной безопасности.

Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера, физического состояния, цели и срочности передвижения, адапта­ции поведения к условиям движения.

Поведение ребенка не в последнюю очередь зависит от его природных данных. Внимание еще плохо распределяется: дети часто смотрят лишь в од­ном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. Многие психофизиологические особенности детей делают их по­ведение непредсказуемым. Так, ребенок из состояния покоя может неожи­данно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180 градусов, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу.

В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в стро­ну, а это в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает опасно чреватыми последствиями, и особенности при езде на велосипеде. Надежная ориентация приобретаемся не ранее, чем в 7-ми летнем возрасте.

Дети до 4-х лет, как правило, еще совершенно не знакомы с дорожными знаками. Ввиду отсутствия специальных знаний поведение детей базируется на аналогичных движениях из микромира игрушек. Например, представление о том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу оста­навливаться на месте точно так же, как и их игрушечные автомобили.

Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора окружающей обста­новки. Уровень глаз в возрасте 3-х лет находится на высоте около 90 см.. в возрасте 6 лет — около 110 см., но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.

В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определим, источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимание на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающеюся автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания. Внимание детей избирательно и направлено преимущественно на единичные объекты. И концентрируется оно не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и скорость восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых.

Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую об­становку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал све­тофора) в значительной мере зависит от провоцируемого попечения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют напрочь забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты.

Часто дети с большим трудом могут дать правильную опенку увиден­ной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать ре­шения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на ко­тором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным вы­бором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.

Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую надо проявить ему сообразительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, раз­вивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение. Многие из этих затруднений испытывают не только дети дошкольного возраста, но и школьники.

Анализ статистических данных показал, что 95% наездов на детей происходит в 30 одних и тех же, повторяющихся, типичных ситуациях. Всего лишь 30 ситуаций-«ловушек», которые до сих пор не умеют распознавать и прогнозировать ни дети, ни водители, ни родители!



Совершаемые ошибки часто повторяются потому, что лишь одна из 200 ошибок «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в сознании человека как допустимые или даже правильные действия. Таким образом, формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привыч­ки. В среднем из 400 ошибок одна ведет к гибели или серьезной травме под колесами. Но даже такое соотношение приводит к высокому уровню детско­го дорожно-транспортного травматизма. Достаточно сказать, что только за 5 лет (с 2000 по 2004 гг.) на дорогах Оренбургской области погибли 139 детей и 1954 ранены. Можно ли спокойно относиться к этим цифрам?

Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дороге, практи­чески ежедневно «ставят эксперимент на себе». Многие склонны рассматри­вать ДТП как некую случайность, несчастный случай: «Если бы пешеход был чуточку быстрее, а автомобиль ехал бы чуточку правее и медленнее, то…» и т.д. Попадание в ДТП следует рассматривать, как следствие совершения кон­кретных ошибок, отсутствие предвидения, опыта, неумение принимать пра­вильные решения, опасной самонадеянности. В конечном счете, причина ДТП — незнание Правил дорожного движения и отсутствие необходимых на­выков поведения на дороге.

Случайных ДТП не бывает!

Видеоролик — http://upp.volsk-sch17.edusite.ru/p13aa1.html








sitemap
sitemap