Сохранение элементов архитектурных стилей как основа традиций храмовых сооружений на пр



XIV ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Первые шаги в науку – 2011»

Секция иностранного языка и МХК

«Сохранение элементов архитектурных стилей как основа традиций храмовых сооружений»

(на примере Крестовоздвиженского храма

г. Лесосибирска)

(проектно-исследовательская работа)

Королёв

Александр Сергеевич, МБОУ «СОШ №1»,8 класс

Руководитель работы:

Сизых Александра Николаевна,

МБОУ «СОШ №1»,

учитель ИЗО высшей категории

Лесосибирск, 2011

Оглавление

Краткая аннотация…………………………………………3

Введение……………………………………………………4

Основная часть……………………………………………. 6

3.1 Структура храма…………………………………………… 8

Заключение………………………………………………..11

Библиография………………………..……………………12

Краткая аннотация

Королёв Александр

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 города Лесосибирска», 8 класс

«Сохранение элементов архитектурных стилей как основа традиций храмовых сооружений» (на примере Крестовоздвиженского храма г. Лесосибирска)

Руководитель: Сизых Александра Николаевна, МБОУ «СОШ №1», учитель ИЗО

Идея проведения проектно-исследовательской работы по теме: «Сохранение элементов архитектурных стилей как основа традиций храмовых сооружений (на примере Крестовоздвиженского храма г. Лесосибирска), возникла в процессе изучения различных стилей архитектуры на уроках ИЗО. Захотелось узнать как можно больше о стилях архитектуры применяемых при строительстве нашего храма. В процессе работы выяснилось, что многие элементы архитектуры применялись при строительстве храмов и соборов ещё в средние века.

Введение

Человечество на земле существует уже необозримо давно. Возникали, развивались и угасали, перерождаясь, целые мировые цивилизации, но по сей день о них напоминают оставшиеся предметы и постройки, культовые и светские сооружения.

Архитектура, как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. Язык этого вида искусства всегда строился на организации пространства и проживания в нём человека. В основе образно — выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, фактура, цвет и т.д.)

«Тысячу лет могучее древо русской культуры вырастало из благодатной и плодоносной почвы веры православной. Тысячу лет это древо корнями своими уходило вглубь веков и соединялось с христианской Византией, а через неё с апостольской Церковью». (Андрей Юревич. См. буклет «Сибирские художники 2000-летию Рождества Христова».)

На Енисейских землях, как и по всей России, строилось большое количество церквей и храмов. В начале XX века многие православные храмы, часовни и домовые церкви были закрыты или разрушены.

Спустя десятилетия на берегу могучего Енисея, посреди широкого поля на насыпном холме был построен чудо-храм. Обступили его вокруг посаженные кедры и сосны, и отражает тихая гладь небольшого озера позолоту всех его куполов и крестов. Крестовоздвиженский собор — главное украшение города, и не только города — он жемчужина всей Сибири. В процессе строительства были восстановлены и использованы способы кирпичной кладки, применявшиеся средневековыми русскими мастерами.

Строительство шло семь лет (1995-2002 гг.). Строили только в тёплое время, зимой, в холода, церковь не строили, так как хотели, чтобы здание было возведено качественно. Архитектура его сложна, а на морозе невозможно было вести кирпичную кладку внешних стен тщательно.

Но все-таки самое трудное и сложное — этап проектирования, т.к. была замыслена грандиозная композиция. Нелегко было найти настоящих мастеров.

Начиная работу по теме: «Сохранение элементов архитектурных стилей как основа традиций храмовых сооружений (на примере Крестовоздвиженского храма г. Лесосибирска), я поставил цель узнать как можно больше об элементах стилей архитектуры применяемых при строительстве Крестовоздвиженского храма (г. Лесосибирск.

Задачи:

познакомиться с архитектурой Крестовоздвиженского храма;

провести сравнительный анализ стилей архитектуры Крестовоздвиженского храма и Покровского собора (храм Василия Блаженного);

установить связь между применёнными стилями при строительстве Крестовоздвиженского храма и Покровского собора (храм Василия Блаженного).

Методы работы:

изучение литературы по теме;

изучение материалов музея Крестовоздвиженского храма;

подбор иллюстрированного материала по данной теме;

сравнение полученных данных.

Основная часть

Причудливый силуэт собора царил над широко раскинувшейся территорией Китай-города. Новый храм вызвал восторг москвичей и неизменно удивлял приезжавших в Москву иноземцев. «И все послы и купцы дивились, говоря, что не видели мы ни в коих царствах, ни в своих, ни в чужих, такой красоты, и силы и славы великой», — свидетельствует летописец.

На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. Композиция храма необычна.

На берегу могучего Енисея, посреди широкого поля стоит на насыпном холме чудо-храм. Обступили его вокруг посаженные кедры и сосны, и отражает тихая гладь небольшого озера позолоту всех его куполов и крестов.

Крестовоздвиженский собор — главное украшение города, и не только города — он жемчужина всей Сибири.

Крестовоздвиженский собор является визитной карточкой города, любимым местом большинства горожан, а также местом паломничества многочисленных российских и зарубежных гостей.

Собор построен из красного кирпича и стоит вблизи реки Енисей. Проплывая по ней видны 13 куполов, главный из которых вознесен на высоту 67 м.

Построен собор в традициях древней Московской архитектуры.

В Крестовоздвиженском соборе, как и в Покровском соборе (храм Василия Блаженного), нет полной симметрии (как, например, в готическом соборе с его двумя одинаковыми башнями, окаймляющими фасад), но здесь найдено единственно живое равновесие частей. Богатство декоративных форм придаёт им сказочный характер.

В архитектуре соборов была использована редкая «персидская» кладка.

Их орнаментация выполнялась кладкой из фигурного кирпича.

Для постройки использовали великолепный обожженный кирпич высокой прочности.

Впоследствии кирпичный декор, получавшийся в результате разнообразных способов кладки (горизонтальной, торцевой, выступающей, углубленной и пр.) позволил архитекторам выработать стиль Хазарбаф («тысяча волн»), в результате применения которой возникает изящная игра геометрических форм. Используя в кладке кирпичи разных размеров и форм – половинки, четвертинки, клинчатые, дугообразные, каменщики создавали динамичный орнамент.

Основу построения Покровского собора (храм Василия Блаженного) образует стройный и вытянутый главный шатер, увенчанный небольшой главкой. Средний шатёр поднимается над боковыми, но не господствует над ними, не давит на них. Он окружен более низкими и массивными башнями с мощными главами. Между ними расположены другие, еще меньшие главы. Но, нарастая к центру, башни не образуют пирамиды. Скорее это своего рода дружеская беседа, в которой каждый собеседник, прислушиваясь к другим, сохраняет свое мнение.

Подобный шатёр видим и на макете Крестовоздвиженского собора.

Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Конструкция шатра обыкновенно очень проста. Несколько (чаще всего восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра. Снаружи шатёр обшивают досками и иногда покрывают лемехом. Сверху на него ставится небольшая главка с крестом. Интересен факт, что в деревянных храмах шатёр делался глухим, отделяясь от интерьера храма потолком. Это вызвано необходимостью защитить интерьер храма от атмосферных осадков, при сильном ветре проникающих через покрытие шатра. При этом пространство шатра и храма эффективно вентилируются отдельно друг от друга.

В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик. Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике»,

Четвери́к — четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской и украинской деревянной и каменной архитектуре. В храмовой архитектуре допетровского времени форму четверика имела основная часть здания храма, а внутри он мог иметь столбы, несущие своды и купол. В XVII—XVIII веках получили распространение бесстолпные храмы с четвериком, перекрытым крещатым, сомкнутым или ступенчатым сводом. В шатровых храмах и в архитектуре нарышкинского барокко четверик часто использовался в сочетании со стоящим на нём верхним восьмигранным ярусом — восьмериком. Такой многоярусный храм часто называют «восьмерик на четверике».

«Восьмерик на четверике» — популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной, так и деревянной. При этом нижняя часть представляет собой кубический объём (в деревянном зодчестве — сруб), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб «со скошенными углами»). Выше может быть расположен ещё один или два восьмерика, с завершением в виде шатра или купола. В России особенное распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках (в эпоху барокко).

Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве считается высшим достижением каменной шатровой архитектуры

Интересно, что в завершении всех шатровых церквей сохранился купол. Он приобрел миниатюрные формы, но имеет свой барабан и покрыт снаружи луковичной главой.

Сложный ритм башенных объемов, увенчанных сочными луковицами, обилие деталей, архитектурных и живописных— все это не имеет аналогии в русском зодчестве. Вместе с тем архитектура этих сооружений чрезвычайно убедительно выражает черты русского национального стиля, его народную основу, связанную, в частности, с русским деревянным зодчеством и прикладным искусством, с орнаментом, резными изделиями из дерева. Эти храмы ярко показывают, как можно было исходную византийскую концепцию изменить под влиянием местных условий.

Все это определило характер архитектуры храмов.

Структура храма

Структуру храмов можно разделить на части. Рассмотрим некоторые детали отдельно.



Купола

Купола существуют разного размера и разной формы, окрашенные в разные цвета. Они похожи на распускающийся бутон, на боевую булаву…

Ку́пол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) — пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. От вертикальной нагрузки в купольных конструкциях возникают усилия сжатия, а также горизонтальный распор на опорах.

В наших случаях применялись Купола-луковицы.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на Среднем Востоке. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви. Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину.

Изящная маковка Крестовоздвиженского храма покрыта пластинами, изготовленными из такого же сплава, как и купольное покрытие московского храма Христа Спасителя. Секрет его восстановили по старинным книгам умельцы столичной мастерской «РИК» (См. газету «Заря Енисея, № 77, 22.06.1998г. «Первый шаг к величию»)

Основной столп — восьмигранный шатёр.

Снаружи все столпы увенчаны рядами кокошников, взбегающих вверх к основаниям вытянутых барабанов.

Иногда кокошники чередуются с архитектурной декоративной формой, напоминающей фронтоны. Центральная церковь перекрыта высоким граненым шатром, на звездчатом основании которого первоначально были поставлены восемь декоративных главок, как бы повторяющих общую архитектурную композицию. Все церкви богато и причудливо украшены. Цельность декоративного убранства достигается благодаря применению единого набора элементов, характерных для кирпичной архитектуры XVI века.

Венец шатра — золочёная луковка

Формы глав

Главы бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными, зонтичными, конусовидными и т. п. Необходимо различать простейшее посводное покрытие (не являющееся главой в узком смысле) и шлемовидную главу (когда благодаря каменным или деревянным декоративным накладкам глава принимает форму, близкую к форме древнерусского шлема).

Определим и разницу между шлемовидными и луковичными главами: у последних также килевидный верх, но максимальный диаметр главы больше диаметра барабана, то есть присутствует визуальная «бочкообразность». Высота луковичной главы, как правило, не меньше ее ширины. У шлемовидной главы высота всегда меньше ширины.

Грушевидные главы характерны для «украинского барокко», зонтичные и конусовидные — для закавказской архитектуры. В древнерусском зодчестве и в соответствующей иконографии они практически отсутствовали.

Луковичные главы появились (эпизодически) во второй половине XVI века, а в XVII веке стали массовым явлением.

Глава в архитектуре — декоративное покрытие, расположенное над куполом храма и устраиваемое на световом барабане. Главка — глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия. Соответственно, к главам часто относят и простейшие посводные покрытия (металлом либо лемехом непосредственно по своду).

Цвет глав

При наличии финансовых возможностей главы в Древней Руси золотились, но гораздо чаще они крылись лемехом либо металлом, выкрашенным в любой светостойкий цвет (чаще всего зеленый или синий, голубой).

В современных храмах РПЦ формально не регламентирует форму и цвет глав. Выбор этих параметров производится исходя из исторического контекста, с учетом традиционной символики цветовых решений.

Барабаны

Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы т.е. нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.

Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно-колончатым поясом и другим архитектурным декором. Барабан часто употребляется в архитектуре купольных христианских церквей, в особенности, православных.

Барабан — цилиндрическое или многогранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное стрельчатыми окнами, треугольным орнаментом, ромбами, некоторые барабаны покоятся на ярусных закомарах

Крыльцо

В Покровский собор (храм Василия Блаженного) ведут два входа.

Они декорированы расписными изразцами, цветочным орнаментом

Выполнены в бело-красной цветовой гамме

Над входом в Крестовоздвиженский собор, на северном и южном фасадах расположены крупные мозаики, выполненные мозаистами Качаловым И. и Климовым Б. (г. Челябинск).

Колокольня

Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».

К Покровскому собору (храм Василия Блаженного) позже была пристроена шатровая колокольня.

Четырёхгранное основание колокольни венчает восьмигранный шатёр. Он покоится на сводчатых арках, сквозь которые мы видим колокола. Шатёр колокольни украшен тремя рядами декоративных окошек, которые, словно глазки, взирают на красоту Площади.

У Крестовоздвиженского собора колокольня возвышается значительно выше самого здания. Самый большой колокол «Благовест» весит 4444кг, самый маленький – 3кг, всего их 11, от 8кг. И до 4,6 тонн

Впечатление воздушности и легкости церквей достигается благодаря умелому сочетанию разнообразных деталей, украшающих соборы: карнизов, нишек, кокошников, обрамлений граней башен и окон.

Заключение

70-ти метровая громада величавого багрянца красного кирпича и золота 13 – ти куполов, взметнувшаяся над синью Енисея и видим далеко окрест, поражает и восхищает. Автор проекта рассказывает, что его творческая мастерская продела колоссальную работу в поисках старинных архивных данных, прежде чем воссоздала в проекте истинно русско-византийский архитектурный стиль. Затем восстановила забытые методы и способы кладки, которыми пользовались мастера XIII – XIV веков. По внешнему облику, конструктивным и строительным особенностям, подчёркивал автор проекта, в России аналогов лесосибирского Свято Крестовоздвиженского храма является Покровский собор (храм Василия Блаженного).

Необычайная архитектура. С одной стороны, в ней соблюдены все каноны православного храмостроительства. В то же время в ней символика именно нашего времени – конца ХХ века. Она проявляется в форме башенок и куполов, окошек и выступов, неизвестной в прежние века утонченности крестов. Схватит солнечный блеск такой крест – и смотрится он солнечным лучиком внезапно пронзившим тёмную тучу.

Проект сооружения, вобравший в себя элементы разных стилей церковной архитектуры, предполагает неповторимый по красоте дворец.

Проект выполнен красноярской фирмой «УРБАНУС» под руководством известного в крае архитектора члена Союза архитекторов России Александром В Банникова. И конечно же, немало идей в нём самого отца Андрея.

Построен собор в традициях древней Московской архитектуры. Храм «иже под колоколы» — колокольня храма находится под главным куполом и венчается шатром. На колокольне 11 колоколов – от 8кг и до 4,6 тонн. Собор стоит на высоком цоколе. В цокольном этаже размещены крестильный храм, музей, службы собора, трапезные.

Сейчас Крестовоздвиженский собор — главное украшение города, и не только города. Он жемчужина всей Сибири.

Библиография

1. Энциклопедия «Религии мира». М.: Изд-во «Аванта», 2000 г.

2. Буклет «Сибирские художники 2000-летию Рождества Христова».

3. Буклет Крестовоздвиженский собор, 2001 г.

4. Буклет «Лесосибирск-Маклаково», 2000 г.

5. Журнал «Енисейский благовест», № 5, 6, июнь 1995 г.

6. Материалы прессы. Статьи из газет «Заря Енисея», «Красноярский рабочий»

7. Сайт: http://krestsobor.by.ru








sitemap
sitemap