Сочинение Русская бурятка



Муниципальный конкурс

творческих работ



в рамках проекта

«Многоликий мир»

Тематика:

«Национальная культура – часть нашей общей культуры»

Сочинение

ученицы 8 класса Б

МБОУ «СОШ №3»

Осодоевой

Ирины Андреевны, 14 лет

Руководитель: Новикова Т.А.,

учитель русского языка

и литературы

г. Ангарск

2012 г.

«Русская бурятка».

Когда я была совсем маленькая, то на вопрос, какой я национальности, всегда гордо отвечала «лоссиянка», имея в виду «россиянка». Взрослые смеялись и говорили, что я шутница. Немного повзрослев, примерно в 3 года, я начала задумываться, почему они смеются. Тогда мама объяснила, что такой национальности нет, просто мы жители большой страны России, а по национальности я бурятка. С тех пор я стала называть себя «российская бурятка», а родители всё чаще стали говорить со мной о том, что в России живёт множество людей разных национальностей, и всячески воспитывали во мне уважение не только к моей национальности, но и ко всем другим.

А когда мне исполнилось 5 лет, мы всей семьёй поехали к бабушке в Боханский район, деревню Укыр (по-русски – Бык), это место рождения моей мамы. У меня было ощущение, что я попала в сказку. Дело в том, что первый раз в жизни я увидела своими глазами то, о чём мне рассказывали родители: Новый год здесь отмечают по восточному календарю и называют этот праздник «Сагаалган» — праздник «саган сара» — белого месяца. Мне было очень интересно наблюдать, как взрослые освящают жилище, сжигая какие-то травы, потом молоком брызгают по четырём сторонам света. Я узнала, что новогодней пище придавалось магическое значение – способность содействовать процветанию и долголетию людей, богатому урожаю и приплоду скота. Как сказала бабушка, на столе обязательно должна стоять белая пища: творог, сметана, молоко, саламат (каша со сметаной), а люди должны одеваться в белое и даже подарки желательно дарить белые. Белый цвет означает чистосердечие хозяев дома, а также чистоту помыслов и хозяев, и гостей. А гостей в этот день было очень много. У нас существует поверье, что чем больше гостей будет в первый день года, тем счастливее будет наступающий год. Первый раз я увидела, как здороваются буряты в этот праздник: старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки более молодого, оба желают друг другу всего хорошего. Это означает, что старшие всегда могут найти уважение и поддержку со стороны более молодых. В общем, для меня этот первый Сагаалган был открытием истинной бурятской культуры, неразделимой с жизнью природы. Конечно, потом я стала выспрашивать у бабушки, что означают все её действия и слова, действия гостей, родственников. Именно от бабушки я узнала, что любимый мной Сагаалган когда-то был запрещён, восстановили его как бурятский национальный праздник только в 1990 году. В тот раз я поняла, что мне очень интересно сравнивать русские и бурятские обычаи, ведь большинство моих друзей русские.

Сейчас мне 14 лет, я много читаю, интересуюсь культурой своего народа, часто навещаю дедушку, потому что бабушка, к сожалению, уже умерла, беседую с ним, он рассказывает мне различные сказки и легенды, а пару лет назад рассказал мне о шаманке, которая живёт у них в деревне. От родителей я знала, что шаманизм – традиционная религия бурят, но, живя в городе, с этим не сталкивалась. От дедушки же я узнала, что издревле шаманы обоготворяют природу и верят в то, что в мире существует множество богов и духов, сами же шаманы — «посредники» между мирами людей, животных и духов — влияют на эти силы, чтобы обеспечить благополучие, отвести беду. Мне было немного жутковато слушать про то, как действуют шаманы, как они входят в своё необычное состояние, в общем, как будто сказку слушала. Дедушка с удовольствием вспоминал, что раньше буряты более бережно, чем сейчас, относились к растительному и животному миру, верили, что деревья живые. Например, с просьбой даровать здоровье и благополучие ходили молиться лиственнице. Выбрав молодое крепкое дерево, опоясывали его полоской материи или лентой, зажигали лампаду и обходили несколько раз вокруг дерева, излагая свои просьбы. Существовало поверье, что гибель дерева влечет за собой смерть человека. Считалось, что если во время грозы или бури было сломано много деревьев — много людей уйдет из жизни, плохим предзнаменованием являлось привидевшееся во сне поваленное дерево. Существовал запрет рубить дерево без особой надобности. Даже на зиму раньше не заготавливали дров, т.е. специально для этого не валили, а использовали для топлива обычно сухостой и валежник. Существовали так называемые «мунхэ модон» — «вечные деревья» (кедр, ель), к которым относились особенно почтительно. Разумеется, рубить эти деревья также запрещалось. Более того, это могло привести к болезни не только того, кто срубит дерево, но и его потомков. Некоторые деревья отмечались особым знаком — «эзэтэй модон» (дух дерева). Даже прах умерших шаманов хоронили в дупле деревьев или на специальном помосте, подвешенном к деревьям.

Так же относились буряты и к животным, и к растениям. А «хозяина тайги» чаще всего представляли огромным седобородым старцем, разъезжающим на лошади, добрым, но не терпящим грязи и беспорядка в лесу. Чтобы не прогневать его, надлежало соблюдать чистоту и тишину в тайге, нельзя было хвастаться, бросать в огонь шерсть, войлок или все, что издает при горении зловоние. Были обязательны обряды угощения «хозяина тайги». Буряты полагали, что «хозяин тайги» щедро одаривает тех, кто ему понравится. Жертвоприношения хозяину тайги приносили и на месте охоты. Несмотря на желание получить богатую добычу, нельзя было преступать меру дозволенного, убивать зверей понапрасну, оставлять раненых животных. Буряты верили, что на каждого охотника в жизни отпущено определенное количество зверей, если он убьет больше, то может расплатиться своей жизнью или жизнью своих детей.



Я поняла, почему во многих бурятских сказках рассказывается о природе как о важнейшей составляющей жизни человека. И очень обидно стало за некоторую часть нынешних бурят, которые отошли от национальных традиций, стали убивать животных, птиц, рубить лес ради наживы, на продажу. Становится страшно, что в будущем мне и моим детям придётся восхищаться национальными богатствами, глядя на картинки. Я не думаю, что природе важно, к какой национальности относятся люди, которые губят её. Важнее понимание необходимости объединиться, чтобы сохранить то, что осталось. Чем больше я узнаю об обычаях своих предков, тем больше завидую, что они не вставали перед такой проблемой, видимо, были чище душой и честнее, ближе к природе, отсюда берут своё начало и древние обычаи, объединяющие человека любой национальности и природу. А ведь если задуматься, у каждого народа есть своё понимание жизни природы, обычаи, праздники, связанные с природой, традиции. Так почему бы всем народам не объединиться для возрождения лучших традиций, ведь многие обычаи разных народов очень похожи, видимо, берут начало из общих древних обычаев, связанных с жизнью природы и земли, на которой живём все мы?

Иногда я думаю, что, будучи маленькой, я была очень даже права, называя себя «российская бурятка», просто сейчас я изменила бы первое слово на «русская», а ещё лучше просто «землянка», т.е. жительница планеты Земля, как и миллионы других людей. Это относится и ко всем, кто живёт в России, будь то армяне, ненцы, якуты, чуваши или кто-то другой, и к тем, кого мы называем иностранцами. Ведь все мы объединяем в себе и культуру своего народа, и элементы культуры многих других народов, просто мало об этом задумываемся. И все эти культуры говорят об одном: наши предки через сказания, обычаи, праздники учат нас, потомков, бережному отношению к самому святому – Природе, Земле, на которой мы все живём и от которой все зависим. Однажды на уроке литературы нам прочитали стихотворение В. Крючкова «Россия», которое очень созвучно моим мыслям.

Роса состоит из росинок, Из капелек пара — туман, Песок – из мельчайших песчинок, Россия – из россиян. Давно мы по духу едины И связаны общей судьбой, И знамя единства водило Всех нас и на труд, и на бой. Мы вместе: волжане, уральцы, Поморы и степняки — Похожи на крепкие пальцы Большой работящей руки. Мы вместе: калмыки, чуваши, Буряты, якуты, мордва. Опорой единственной нашей Всегда остаётся Москва. Земля и вода — неразрывны, Как берег или река, Неразделимы ливни, И ветер, и облака. У радуги — нет половинок. И если волна — то волна, И нету полуросинок, Вот так и Россия – одна.

Я бы только добавила, что не только Россия, но и Природа, и Земля у нас одна. Поэтому спасать их мы тоже должны вместе, независимо от национальной принадлежности.










sitemap
sitemap