Сочинение по картине Васнецова Три богатыря



Сочинение

учащейся 6А класса

МБОУ СОШ № 15 города Кузнецка,

Пензенской области

Юшиной Светланы.

Сочинение по картине В.Васнецова «Богатыри».

Меня всегда поражал талант художников. Глядя на их творения, переносишься в далекие эпохи, лучше начинаешь понимать историю нашей страны, нашей Родины, духовное богатство России.

Многие произведения искусства, как и люди, имеют свою судьбу. Полотна создаются ни один год. Художники работают над ними кропотливо, тщательно, посвящая, порой, всю жизнь своим творениям. Творчество Виктора Михайловича Васнецова является для нас творчеством «сказочного» мастера. Кажущаяся легкость его произведений искусства, на первый взгляд, подчеркивает глубину мысли талантливого человека. Рожденные художником живописные образы входят в нашу жизнь с самого детства. С возрастом их могут сменять другие впечатления, но полотна В. Васнецова навсегда остаются в нашей памяти. Всю свою жизнь В.М.Васнецов обращался к русскому национальному духовному богатству, фольклору, потому что с детства полюбил сказки и народную поэзию, знал и любил историю своей страны, ценил ее и гордился ею. Неторопливые, протяжные сказания про крестьянского сына Илью Муромца, который «славен не родом, а подвигом», про Добрыню Никитича — «грамотой вострого, на речах разумного», про «бабьего пересмешника» Алешу Поповича и других русских богатырей навсегда пленили художника. В минувшем прошлом он находит отклики на тревоги и чаяния окружающей его современной ему жизни. Главным творением жизни стала картина «Богатыри», в которой В. Васнецов выразил свое духовное понимание героизма и мужественной красоты русского народа. Для своего произведения художник выбирает самых известных и любимых народом защитников земли русской. Первоначальный замысел картины зародился у В. Васнецова, еще когда он был в Париже. Тогда своих богатырей он набросал в эскизе, сильно восхитившем В.Д. Поленова. В. Васнецов сразу же хотел подарить этот эскиз художнику, но В.Д. Поленов отказался. «Преподнесете, когда исполните картину, — сказал он, — а пока пусть он у Вас будет».Долгое время другие крупные работы отвлекали В. Васнецова от «Богатырей», но они неотступно были перед ним, преследовали художника, он считал их своим творческим «долгом, обязательством перед народом, который меня вырастил, воспитал, вооружил умением».И вот в 1881 году В. Васнецов возвращается к работе над «Богатырями» — к картине о доблестных рыцарях, защитниках угнетенных, а по сути — к рассказу о силе народа, его стойкости и героизме. Дать общий портрет самых прославленных, самых выдающихся русских богатырей, в которых народ по праву видел национальных героев, — задача была не из легких! Об этих героях во многих былинах рассказывается, согласно былинным описаниям и изобразил их В. Васнецов на своем полотне.Три богатыря стоят на защите Родины. В середине полотна изображен старший из них- Илья Муромец, могучий богатырь из города Мурома. Прославился он невиданной силой и воинскими подвигами. Илья Муромец по былинным сказаниям был главным из богатырей. Обращаясь к нему, киевский князь Владимир так и говорит:

Уж те быть над всеми во поле богатырями,Над всеми-то быть да атаманами,Распорядителем быть те, Илья Муромец.

Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. «Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья».



Илья Муромец связан с другими богатырями узами братства, неразрывными узами боевого товарищества.

Он наехал богатырей в белых шатрах:Во-первых, нашел Добрынюшку Никитича,Во-вторых, нашел Алешеньку Поповича.Он ведь тут с ними скоро все знакомится;Он побратался крестами золотыми тут,Называет их крестовыми все брателками.

Илья Муромец всегда готов встать на защиту обездоленных, бедных. Он. Могуч, силен как физически, так и духовно. В одной руке, поднятой к глазам, — палица, в другой – копье. Он напряженно смотрит вдаль, широкий лоб, прямой взгляд рисует художник. У Ильи одна забота – защита русской земли от врагов. «За землю русскую да за стольный Киев-град с врагами побиться, за вдов, за сирот, за бедных людей».

Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Прозвище Никитич связывает его с соседним селом Низкиничи. Добрыня Никитич — знатного происхождения, «сын богатого гостя рязанского и жены его Амелфы Тимофеевны». Особенно много работал он над образом Добрыни Никитича. Несколько раз переписывал В. Васнецов Добрыню, используя и эскиз, сделанный с одного крестьянина, и портреты родственников. Лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых — отца, деда и отчасти самого Виктора Михайловича. Добрыня обладает мужеством и физической силой, при этом он отличается учтивостью. Он готов действовать не только силой, но и дипломатией, умеет обходительной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха.  Добрыня вынул меч из ножен,  щит на грудь завел и ногу в стремена вздел. Вот-вот пустит он вскачь своего скакуна, которого добыл в схватке с чужеземцем.

Самый младший из богатырей – Алеша Попович. Его отец был попом, поэтому его и прозвали Поповичем, «сын соборного попа ростовского». Он победил Тугарина Змеевича и много раз отважно сражался с кочевниками.

В былинах Алеша показан как молодой красавец, полный отваги и смелости. Он большой выдумщик, певец, гусляр. Не прочь и схитрить, обмануть. Взгляд богатыря лукавый. Алеша держит в руках лук со стрелами, на боку- колчан.

Богатыри стоят на границе поля и леса. Васнецов показывает родные просторы, которые так дороги каждому русскому человеку. Небо пасмурное и тревожное, что означает грозящую опасность. На страже твердо стоят могучие богатыри.

. Традиционен для русской живописи подбор масти богатырских коней — белый, гнедой, вороной. У Ильи Муромца конь вороной масти, украшен золотыми цепями. У Добрыни – белый, у Алеши – гнедой. Это излюбленные цветовые сочетания народных преданий и сказок, достаточно вспомнить хотя бы только «Сивку-бурку, вещего каурку». Вот, например, грузный и лохматый «Воронеюшко» Ильи Муромца — самый «былинный» конь, такой же мощный и упористый, как и его седок. Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только «Воронеюшке» тронуться с места — загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут.

У Васнецова много картин, посвященных фольклорным образам: «Иван Царевич на Сером Волке», «Аленушка», «Кощей Бессмертный». Художника привлекала народная мудрость, заключенная в сказках, былинах. Он любил свою Родину и гордился ею, был преданным сыном своей страны.








sitemap
sitemap