Сочинение на лингвистическую тему в формате ГИА-2013



Сочинение на лингвистическую тему

в рамках подготовки к ГИА-2013

учащейся 9 А класса

МБОУ СОШ № 2 г. Починка Смоленской области

Бровкиной Марии



Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и публициста А. С. Хомякова: “Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического: всё волнует, дышит, живёт.”

Текст

(1)Со времени своего производства в офицеры и в особенности с поступления в действующую армию, шестнадцатилетний Петя Ростов находился в постоянно возбуждённом и счастливом состоянии радости от того, что он взрослый, и старался не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства.

(2)Когда 21 октября 1812 года его генерал выразил желание послать кого-нибудь со срочным донесением в партизанский отряд под командованием Денисова, Петя так просил послать его, что генерал не мог отказать. (3)Но, отправляя мальчика, он запретил ему участвовать в каких бы то ни было действиях отряда, помня безумный поступок Пети в сражении под Вязьмой, когда тот поскакал в цепь под огонь французов, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан.



(4)Вечером, когда офицеры отряда сидели за столом в маленькой избушке и Петя вместе со всеми ел поджаренную на вертеле душистую баранину, он обратился к Денисову:

– (5)Так что же вы думаете, Василий Фёдорович, ничего, что я с вами останусь на денёк? (6)Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… (7)Только вы меня пустите, пожалуйста, в самую… в главную…

– (8)В самую главную, Пётр Ильич, – повторил Денисов, и глаза его сощурились улыбкой.

(9)Немного успокоившись, Петя стал перебирать в памяти события прошедшего дня и вспомнил о молоденьком французе-барабанщике, которого взяли в плен. (10)«Нам-то отлично, а ему каково? (11)Куда его дели? – думал Петя. –(12)Спросить бы можно, да скажут, что мальчик мальчика пожалел. (13)Стыдно будет, если я спрошу? (14)Ну, да всё равно!» (15)И тотчас же, покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал:

– (16)Господа, а можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? (17)Дать ему чего-нибудь перекусить… (18)Может, он голоден…

– (19)Да, жалкий мальчишка, – сказал Денисов, не найдя ничего стыдного в этом напоминании. –(20)Позвать его сюда. (21)Винсент Боссе его зовут.

– (22)Я позову, –сказал Петя и выбежал на двор.

– (23)Вам кого, сударь? – спросил голос из темноты. (24)Петя отвечал.

– (25)А! (26)Весеннего? – сказал казак. –(27)Он там у костра грелся.

– (28)Эй, Весенний! (29)Висеня! – послышались в темноте передающиеся голоса и смех.

– (30)А мальчонка шустрый, – сказал гусар, стоявший подле Пети. – (31)Мы его покормили давеча. (32)Страсть голодный был!

(33)В темноте послышались робкие, неуверенные шаги, и, шлёпая босыми ногами по грязи, пленный барабанщик подошёл к двери.

– (34)Хотите есть? – сказал Петя по-французски. – (35)Не бойтесь, вам ничего не сделают. (36)Войдите, войдите.

– (37)Благодарю, сударь, – отвечал барабанщик дрожащим, почти детским голосом и стал обтирать о порог свои испачканные в грязи ноги. (38)Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел этого сделать даже с глазу на глаз. (39)Потом в темноте взял его за руку и пожал её.

(40)«Ах, что бы мне для него сделать?» – проговорил сам с собою Петя и отворил дверь, чтобы пропустить мальчика.

(41)Когда барабанщик вошёл в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. (42)Он только ощупывал деньги, лежавшие в кармане, и был в сомнении, не стыдно ли будет дать их несчастному барабанщику.

Л.Н.Толстой

Сочинение



Русский поэт и публицист А. С. Хомяков писал: “Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического: всё волнует, дышит, живёт.” И с этим нельзя не согласиться. Действительно, русский язык, особенно в умелых руках великих писателей, превращается в произведения, способные оставить глубокое впечатление в душе читателя, поразить его своей ясностью, живостью, простотой. Обратимся за доказательствами к отрывку из романа “Война и мир” Льва Николаевича Толстого.

В предложениях 10-14 мы слышим мысли молодого офицера Пети Ростова. Через них автор смог выразить противоречивый характер юноши – борьбу врождённого благородства и боязни показаться смешным в глазах отряда. Без всяких словесных излишеств (с помощью вопросно-ответной формы повествования) Л. Н. Толстой показывает нравственное превосходство юноши.

С помощью предложения 33 автор показывает свою жалость к пленному французскому барабанщику и заставляет нас, в свою очередь, пожалеть его. “Робкие, неуверенные шаги”, “босые ноги”- эти трогательные эпитеты оставляют глубокое впечатление, вызывают невольное сострадание к Винсенту Боссе.

Итак, мы убедились в правоте А. С. Хомякова: русский язык, действительно, “волнует, дышит, живёт”, в нём нет ничего некрасивого и лишнего.








sitemap
sitemap