Сочинение на конкурс посвящённый 200 — летию со дня рождения МЮ Лермонтова И вижу я себ_21614



Сочинение.

«И вижу я себя ребенком»

13 сентября 2013 года.

Я веду дневник давно, записываю в него только то, что не могу сделать достоянием общественности. Если мне встречается в жизни интересный человек, я обязательно пишу в дневнике, чем увлек, покорил меня новый знакомый. Третьего сентября в наш класс пришел учитель, о котором мы много слышали от ребят из параллельного класса. Их этот педагог учит шестой год. Чего только не делали они вместе со своим преподавателем! Ездили в театры и музеи, устраивали вечера и конференции. Уже несколько лет подряд они ставят спектакли, которые никого не оставляют равнодушными. Нам довелось увидеть спектакль «Он больше, чем поэт…» (о М.Ю. Лермонтове). И мы поняли, как трепетно, бережно относятся наши сверстники к лермонтовскому наследию, потому что литературу у них преподает человек, знающий и любящий свой предмет.

И вот 3 сентября в нашем классе появился педагог, который поразил нас не только своей эрудицией, манерой общения, но и отношением к делу, которому служит. Когда учитель с необыкновенным волнением рассказывал о своей поездке летом этого года в музей-заповедник «Тарханы», объясняя, что давно хотел поклониться могиле любимого поэта, мы чувствовали, как дорого педагогу все, что связано с именем Лермонтова. После же рассказа преподавателя о судьбе поэта, его творчестве ни у кого из нас не осталось сомнения в том, что лучший в мире поэт – Лермонтов. Такого, как он, не было, нет и никогда не будет на Земле…

14 сентября 2013 года.



Сегодня наш учитель предложил любителям литературы поучаствовать в конкурсе, который проводится музеем-заповедником «Тарханы». Я решила попробовать свои творческие силы и написать сочинение на тему «И вижу я себя ребенком…». Зная, что эта строка принадлежит зрелому художнику, я решила обратиться к ранним стихам поэта и разобраться, что же волновало «нежный ум» и горячее сердце Лермонтова — ребенка.



15 сентября 2013 года.

В 14 лет пишет Лермонтов стихотворение «Поэт». С точки зрения художественной формы это произведение не шедевр. Но какая глубокая мысль в нем заложена! Поэзия способна «очаровать свет», а сам поэт служит «кумирам своей души». Мне кажется, подросток Лермонтов уже понимает, что у поэта особая миссия на Земле. Не случайно в стихотворении упоминается имя Рафаэля, автора бессмертной «Сикстинской мадонны», просто и великолепно изобразившего на полотне мать. Мадонна с лицом, полным невинности и более чем женского величия, смотрит на нас. Она гордится своим малышом. Но на руках у нее особенный мальчик, сквозь невинность детства в его лице прорывается луч божественности.

Как пишет Лермонтов, Рафаэль перед картиною упал, «своим искусством восхищенный». Многие из нас готовы последовать его примеру и преклонить колени перед «Сикстинской мадонной». Вот и поэт должен так писать, чтобы люди видели в нем художника, подобного «Рафаэлю вдохновенному».

16 сентября 2013 года.

В 1829 году Лермонтов делает перевод баллады Шиллера «Перчатка». Мне трудно судить о поэте как о переводчике. Я, к сожалению, не знаю немецкого языка и не могу сравнить с оригиналом перевод. Но то, что именно «Перчатка» заинтересовала Лермонтова, вовсе не удивительно. События, описанные в произведении, привлекают своей необычностью. Но главный интерес у читателя вызывает рыцарь, который поднимает перчатку Кунигунды, несмотря на то, что юноше лицом к лицу предстоит встретиться с опасностью. Он входит в круг диких зверей, которые в любую минуту могут его растерзать. Зрители в восторге от смелого поступка юноши, да и у Кунигунды « нежный, пылающий взгляд». Но рыцарь отказывается от своей возлюбленной, бросает ей в лицо принесенную перчатку и заявляет, что даже благодарности от девушки ему не надо.

Мне кажется, герой баллады по духу очень близок поэту. Насмешек, а Кунигунда именно подсмеивается над рыцарем, Лермонтов никому и никогда не прощал, да и в благородстве поэту не откажешь. И мужеству у Лермонтова можно поучиться. Достаточно вспомнить, как проявил себя поэт в битвах с горцами. Смелость, решительность, ответственность за каждый шаг – все это закладывалось в Михаиле Юрьевиче с детских лет.

17 сентября 2013 год.

Лермонтова многие считают певцом уныния, тоски, разочарования, грусти. У В. Ключевского есть очерк, посвященный памяти поэта, который так и называется «Грусть». Скажу честно: я не разделяю точку зрения тех, кто видит в Лермонтове поэта разочарования, хотя меня поразило стихотворение «Монолог», написанное 15-летним автором. В этом произведении Лермонтов говорит о невозможности реализации идеальных устремлений человека, оказавшегося посреди однообразной и монотонной действительности. И как следствие этой невозможности – преждевременное увядание душевных сил. Настойчиво ищут приложения в «здешнем свете» «глубокие познанья», жажда славы, талант, «пылкая любовь». Но косность жизни и повсеместные бездарности делают эти качества ненужными, приводят к тому, что они гибнут в личности без должного употребления. Это вынужденное самоуничижение приводит человека к состоянию глубокой тоски, к утрате интереса к жизни («ничто души не веселит»). «Ничтожество есть благо в здешнем свете» — вывод, который делает автор стихотворения «Монолог», мог бы сделать человек солидного возраста, пройдя по дороге жизни и совершив много мучительных ошибок. А юный Лермонтов начинает свою жизнь, уже придя к такому мнению. У поэта зрелый взгляд на жизнь сформировался слишком быстро, без приобретения первоначального жизненного опыта, потому что Лермонтов – необыкновенный человек, наделенный недюжинным умом и проницательностью. Он ничего не додумывал в своих представлениях о жизни, ничего не приукрашивал в ней, не идеализировал ее в соответствии с потребностью своего юного сердца. Он вглядывался в нее своим трезвым, проницательным взором и имел мужество видеть ее такой, какая она есть.



18 сентября 2013 года.

«Вот это ребенок!» — скажете вы. Взрослому бы разобраться в тех вопросах, которые волновали юного поэта. Гений потому и гений, что ему многое дано и многое открыто. Он видит и слышит то, что не видит и не слышит обычный человек. Гений живет не только настоящим, но и способен предсказать будущее, как это сделал 16-летний Лермонтов в стихотворении «Предсказание». Честное слово, когда я читала это произведение, у меня по спине бегали мурашки. Особенно потрясли слова о мощном человеке с булатным ножом в руке. Поэт критически относился к самодержавию. Власть монарха его не очень устраивала поэта. Но и год, когда «царей корона упадет», Лермонтов называет для России черным. Видимо, человек с ножом в руках будет страшнее самодержца. Пищей многих станет «смерть и кровь», голод обрушится на «бедный край», так поэт, как мне думается, называет Россию. Грядущие перемены ничего хорошего не сулят. Ведь даже плач и стон вызовет только смех у «мощного человека». Когда я читала это стихотворение, почему-то ловила себя на мысли, что описанное Лермонтовым будущее России так похоже не годы сталинских репрессий, да и сам «мощный человек», в котором «все ужасно и мрачно», напоминает «вождя народов».

21 сентября 2013 года.

Сегодня я прочитала стихотворение «Нищий». Лермонтову было 16 лет, когда он написал это произведение. Поэт к 1830 году уже не ребенок, но он еще слишком молод. А произведение гениальное. Когда я прочитала название, поняла, что разговор в стихотворении пойдет далеко не о лучшей доле человека, ставшего нищим. У бедного хоть что-то есть. А нищий же – человек, лишённый всего.. У него нет не только средств к существованию, но и порой крыши над головой. Сердце мое наполнилось состраданием к герою лермонтовского стихотворения. Я только представила себе картину, нарисованную поэтом, и чуть не расплакалась от жалости к стоявшему «у врат обители святой» человеку, просившему милостыню. Нищему некуда идти, только к храму. Бедняк надеется, что ,следуя заповеди Христовой «возлюби ближнего, как самого себя», входящие в храм или выходящие из него люди проявят милосердие к тому, кто нуждается в поддержке. Поэт создает поразительно запоминающийся образ. Бедняк предстает перед нами иссохшим. Листья, трава могут засохнуть, а тут человек почти в тень превратился. От голода, болезней, страданий он исхудал до такой степени, что стал походить на умирающего. Лермонтов пишет, что подаянья просил «чуть живой человек». Многого бедняку не надо было. Куска хлеба ждал он от людей. Но жестокости, бессердечности нет границ в этом мире. Вот и положил кто-то камень в руку нищего, не подумав, какую боль причиняет своим поступком бедняку. Лермонтов ничего не пишет о собственном отношении к подавшему «милостыню». Наверное, у поэта не нашлось подходящих слов, чтобы передать чувства, вызванные поведением человека, лишенного души. А вот к нищему Лермонтов относится с уважением. Не случайно поэт широко использует старославянские слова в своей речи. Обратите внимание, что у нищего не взгляд, а взор. Слово «взор» стилистически окрашенное. Кажется, в поведении бедняка нет ничего такого, что вызывало бы уважение автора, а вслед за ним и читателя. Но если подумать… Отчаяние могло бы толкнуть человека на преступление. Бедняк просто бы ограбил или убил кого, сытым сам бы стал, да и близких сумел бы накормить. А он просит милостыню, никому и ничем не угрожая. Больше же всего в этом стихотворении меня потряс переход от разговора о нищем к сокровенным признаниям лирического героя. Ведь отношение возлюбленной к нему такое же пренебрежительное и бессердечное, как к просящему «подаянья» бедняку. Не понимает избранница лирического героя его душевной драмы. Не дай Бог обмануться в самых светлых чувствах. Можно потерять на всю жизнь веру в людей после этого. В стихотворении, на мой взгляд, глубина потрясения лирического героя как раз подчеркнута словом «навек». Бесспорно, «Нищий» — одно из лучших стихотворений М.Ю. Лермонтова. Мне еще много придется прочитать книг, статей, чтобы глубже проникнуть в художественный мир поэта. И я это обязательно сделаю. Ведь М.Ю.Лермонтов заворожил меня музыкой стиха, заставил по-новому взглянуть на происходящее вокруг, разбудил мысль.

23 сентября 2013года.

Я прерываю пока свои дневниковые записи. Надо еще раз подумать над прочитанным. Ведь проникновение в текст не может быть одноразовым. А закончить эту часть дневника мне хочется размышлениями о стихотворении «Ангел».

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой…

Представляю поющего ангела, и становится светло на душе. Так и тянет в небо. Хочется разбежаться, поднять руки, как крылья, и взлететь под облака, чтобы увидеть воочию певца, которому внимают звезды, месяц, тучи… Ангел несет в объятиях молодую душу. Он знает, что ждет её «мир печали и слез», и старается поддержать святой песней. Душе, привыкшей к божественным небесным звукам, на Земле будет трудно и скучно. Так пусть же хоть мотив ангельской песни связывает её с небом. Я не знаю, удалось ли мне хоть немного постичь душу юного поэта. Но если бы все в детские и отроческие годы задумывались над жизнью так, как великий и неповторимый М.Ю. Лермонтов, поубавилось бы среди нас равнодушных, которых много, к сожалению, даже среди моих сверстников. Я точно знаю, что не пройду теперь мимо нищего, просящего подаянья, не назову «совком» свою Родину, трагическую судьбу, которой предсказал 16-летний поэт, не посмотрю на поэзию как на забаву, потому что всему этому научил меня Лермонтов, неравнодушный к жизни человек, автор изумительных произведений. Я благодарна судьбе за то, что она свела меня с учителем, перевернувшим моё представление о бессмертном и навеки молодом поэте, имя которому – ЛЕРМОНТОВ.








sitemap
sitemap