Сочинение Край мой Сернурский



Марий эл п сернурСреди лесов и полей раскинулись деревни и сёла . От деревни к деревне , из села в село пролегли дороги и тропинки. Они так и зовут в путь –дорогу , так и манят пройти и проехать по прекрасному Сернурскому краю.И хотя про эту землю пишут в газетах и журналах , рассказывают по радио , показывают по телевидению , о ней можно ещё многое рассказать интересного.И поэтому приглашаю вас совершить путешествие по Сернурскому краю и окунуться в его прошлое : «Добро пожаловать , дорогие друзья ! Пагален yжына , шерге танг – влак!»

Сернурский край называют краем множества рек и речушек, оврагов, уклонов и возвышенностей, между которыми располагаются луга и поля, леса и рощи. Жители Сернурского района разговаривают на марийском, русском и татарском языках. В содружестве с марийцами, русскими и татарами в районе проживают представители других национальностей. Сернурская земля богата талантливыми и знаменитыми людьми.

Но кто же был первым? Кто горел всем сердцем за развитие образования, за будущее своего народа? Когда открылись первые школы? Кто был первым учителем?



Первая школа в Сернуре, сельское начальное народное училище было открыто Министерством государственных имуществ в 1849 году. Через 10 лет обучалось только 17 человек, наставником был один студент. В первое время срок обучения не устанавливался. Мальчики обучались священной истории, катехизису ( изложение вероучения в вопросах и ответах), арифметике, чтению по церковной и гражданской печати, счислению на счетах, письму под диктовку, также упражнялись в счетоводстве и письмоводстве.

В 1877 году на средства волости в Сернуре строится собственное школьное здание.

В Сернуре церковно-приходская школа была открыта при церкви в 1896 г. Обязанности учителя выполняли священники и дьяконы. Дети неохотно посещали церковно-приходские школы, хотя следует отметить доступность такого образования. В 1897-1898 учебном году в Сернурской церковно-приходской школе обучались всего 21 детей, и все девочки. Изучали закон божий, церковное пение, славянское чтение, счет, письмо, русский язык, инородческий язык. В это же время в Сернурском двухклассном училище обучались 141 человек: русских мальчиков 57, девочек – 7, мальчиков мари 75, девочек – 2. Всего мальчиков 132, девочек – 9.

Приходские школы по церковному уставу должны были открываться в каждом церковном приходе. Они содержались на деньги, собранные с прихожан.

Первыми учителями в нашем крае были священники, они же стали первыми просветителями. Такими людьми в Сернуре были священники

Тимофей Семенов и Федор Егоров

Тимофей Семенов родился в д. Нурбель (п. Сернур). Он окончил Казанскую семинарию, работал священником, но был уволен за критику религиозных устоев. Получил известность как автор интересной статьи «К вопросу о родстве и связи меря с черемисами». Знаменательным событием явилась его публикация в «Известиях общества археологии, истории и этнографии» (Казань), сказки на марийском языке «Как мариец обманул черта». Т. Семенов участвовал в подготовке и других книг. По-настоящему первым ученым-историком стал Ф. Егоров «Отец Федор», более 20 лет проработал в Сернуре священником.

Тогда если кто бы сказал: «Я – мариец, беспокоюсь за марийский народ, стараюсь побыстрее просветить его, хочу, чтобы мариец остался марийцем», — то такого человека царские законы карали. Но все же пусть мало, старатели за марийский народ имелись.

В начале января 1918 г. «Отец Федор» в местной печати призывал марийский народ к пробуждению: «Хватит, как прежде, ходить, опустив голову, боясь всего. Перестать стесняться, что мы марийцы. А ведь многие образованные марийцы даже пытаются скрыть свою национальность, не говорят по-марийски. Есть такие полу-марийцы.

А почему мы должны стыдиться других? Мы никогда никому плохого ничего не делали. Народ наш, живя в разных местах, в окружении многих народов, никогда не забывал, что он – народ мари. Он жил, утверждая, я мари, у меня все собственное – язык, нравы, мелодии, обычаи, одежда, и пусть это всегда будет со мною. Он в долгой жизни пронес свой язык, культуру, былую одежду, гусли, барабан, волынки через века соседства с персами, сарацинами, хазарами, булгарами, татарами, ничего не растеряв. Неужели теперь потеряем это наше большое культурное богатство?

Давайте будем учиться, учит все, учиться всему – тому, чему научены англичане, французы, немцы, американцы. Но только при этом не будем забывать, что мы марийцы. Наше доброе, нам присущее пусть останется нашим; мариец пусть останется марийцем.

Только Октябрьская революция открыла марийскому народу свободный путь к просвещению, помогла преодолеть сплошную неграмотность и вековую культурную отсталость марийского народа.

В 1918 году в Сернуре открываются педкурсы, в 1921 году – педтехникум. Техникум был центром культурно-просветительской работы в округе.На вопрос: Кого, кроме видных марийских вождей Чумблата, Болтуша, Эшплата, Мамич-Бердея можно считать национальным героем? Наш земляк литературовед-краевед К. К. Васин ответил: Видных марийских просветителей, которые свою жизнь, силу отдали за Марий эл п сернурпроцветание народа. В Сернуре такими были Шабдар Осып, А. Ф. Конаков, М. И. Веткин.

«А. Ф. Конаков умер молодым, но и за короткую жизнь он сумел сделать для своего народа столько, сколько некоторые не сделают и за вековую жизнь. Он всем сердцем хотел видеть свой народ образованным, культурным».

Д. Орай.

Много раз вы проходили мимо памятника А. Ф. Конакова перед Домом культуры, не останавливаясь, может быть, не обращая даже внимания. Хочется верить, что узнав сегодня на уроке о его жизни и стремлениях, о его борьбе за будущее народа, за нас, вы воздадите дань памяти этому замечательному нашему земляку.

Марий эл п сернурВ скверике перед Сернурским Домом культуры стоит еще один памятник, возле которого все жители села и проезжие, знающего его, останавливаются с благоговением. Бронзовый бюст запечатлел облик человека с вдумчивым, умным лицом. На постаменте надпись: Марийский писатель И. А. Шабдар. Осып известен не только как писатель, но и как сильнейший педагог края, хорошо изучивший детскую психологию, школьную жизнь.

Он был хорошим учителем, добрым наставником в творчестве.

«Писательству, как и любому другому мастерству, нужно много учиться, … нужно хорошо

знать свой народ, любить его от чистого сердца, уважать обычаи, соблюдать традиции…»

Шабдар Осып

Марий эл п сернурПрошедшая жизнь, отразившись в судьбах конкретных личностей, которые росли, учились, трудились, любили, писали книги – в общем жили наполненной тревогами, надеждами, страстями жизнью — это наше прошлое. Познавая его не приукрашенным, но и не оплеванным, мы тем самым познаем и себя, какие мы есть на самом деле сегодня. И если мы лучше будем знать, какими идеалами руководствовались, какими стимулами втягивались в активную работу, какими надеждами и тревогами мучились наши предшественники, и, сравнивая все это с сегодняшними делами и процессами, будем стремиться к нравственному очищению и самоусовершенствованию, к самопознанию, к утверждению положительных сегодняшних дел и передаче следующему поколению. Наше поколение по сей день читают книги известного поэта Сернурской земли – Н.А.Заболоцкого. В своих стихах он воспевает каждый уголок родной земли , каждый журчащий родник ,каждый луг в полевых ромашках , каждую тропинку и травинку.

А как прекрасны и чисты родники Сернурского края ! Умоешься холодной, чистой водой родников и почувствуешь себя заново рождённым.Эти родники берут начало в реках , которые омывают могучие леса , ромашковые луга.

Мой край – потерянная сказка,



Мой край – укрытая мечта.

И тот , кто сердце здесь оставил,

Себя оставил навсегда.

Укрыты тайной , заколдованы,

Зардели гордые леса.

Безмолвны ели-великаны-

Их кроны «держат» небеса.

Поля , как в золоте пылают,

Журчит янтарная река,

И вдаль забвения уносит

Мои мечтания она.

Одна ты , Родина , такая!

Прекрасней не сыскать тебя!

Люблю душой и воспеваю

Сернурская моя земля !



ГОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Сочинение

» Край мой ,Сернурский»

Марий эл п сернур

2011г








sitemap
sitemap