Сочинение- исследование Основание Санкт-Петербурга Петром I



Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу

Отсель грозить мы будем шведу…

(А.С.Пушкин)



Эти бессмертные слова, которые написал наш русский поэт А.С. Пушкин, известны каждому. Как и другие — «Люблю тебя , Петра творенье, люблю твой величавый вид…».Они – о великом городе на Неве, об историческом и культурном центре нашей Родины, о Санкт- Петербурге. Всем известно, что этот город был заложен императором Петром I.Но мне кажется, мало кто знает, что история возникновения этого города связана не только с именем Петра Великого , но и с именем апостола Андрея Первозванного. Не знала этого и я, пока не начала работать над темой своего сочинения и не прочитала страницы из книги протоирея Сергия Петровского «Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного», посвященные истории основания города.

Вкратце эта история такова. В апреле 1703 года русские войска осадили Ниеншанц и взяли его 1-го мая. Петр немедленно переименовал город в Шлотбург. Именно в этот день в 1703 году Петр I основал Санкт-Петербург, лично заложив Петропавловскую крепость.

Первое письменное упоминание об основании Петербурга находится в «Ведомостях» 1703 года: «Его царское величество, по взятии Шлотбурга, в одной миле оттуда ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч человек подкопщиков, и тое крепость в свое государское именование прозванием Петербургом обновити указал».

Согласно преданию Петр заложил первый камень 16-го мая 1703 года в день святой Троицы. Предание гласит, что царь, осматривая остров Енисаари (Заячий), взял у солдата лопату, вырезал два куска дерна, сложил их крестообразно и сказал: «Здесь быть городу». Затем Петр взял у солдата заступ и первым начал копать ров. В это время в воздухе появился орел и начал парить над царем. Когда был выкопан ров глубиной около двух аршин, в него поставили высеченный из камня ларец, духовенство окропило его святой водой, а царь поставил в него ящик с мощами Святого апостола Андрея Первозванного. Затем ларец был накрыт каменной же доской с вырезанной надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703, мая 16-го, основан царствующий град С.-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским».

Затем государь приступил к рытью второго рва. Здесь из двух березок, воткнутых в землю, было сделано нечто вроде ворот. Паривший в небе орел опустился и сел на них. Ефрейтор Одинцов ранил орла выстрелом из ружья. Петр очень обрадовался этому, так как расценил все как доброе предзнаменование. Почему? Оказывается, могилу Андрея Первозванного в Патрасском храме святого апостола Андрея закрывает мраморная плита с изваянным на ней двуглавым орлом и надписью «Апостол Андрей парит как орёл; он взят Богом». Поэтому ПетрI и посчитал появление орла как добрый знак Орлу перевязали ноги платком, и царь посадил его себе на руку, сел в яхту с орлом на руке и отплыл к Канцам, так русские называли Ниеншанц. А город получил имя святого Петра, а не императора Петра I, как считают некоторые.

После того, как я изучила это предание, у меня возник вопрос: почему Пётр Великий заложил в основание святые мощи именно Андрея Первозванного? Что привлекало его в этом святом? Ведь сам этот факт говорит нам о почитании и глубоком уважении к Андрею Первозванному со стороны императора. Разобраться во всём этом мне помогла книга протоирея Сергия Петровского и изучение биографий Андрея Первозванного и Петра Великого.

Детство и юность Андрея Первозванного прошли на берегу Галилейского озера в городе Вифсаиде. Он родился в семье простого рыбака Ионы, который несмотря на свою бедность и тяжелый труд был «праведен и благочестив, богобоязнен». Своим сыновьям Петру и Андрею он сумел дать не только начальное еврейское образование, но они изучили греческий разговорный язык, чтение греческих книг и письмо. Но самое главное влияние, по- моему мнению, на Андрея, на его взгляды, на веру оказали воспоминания и рассказы его отца Ионы об удивительном событии, которое произошло в Вифлееме – о рождении Христоса –Спасителя. А позже на празднике Пасхи в Иерусалиме Иона случайно попал в храм, где ученейшие мужи Израиля задавали труднейшие вопросы Отроку, на которые он легко находил ответы. И подумал Иона, и рассказывал он сыновьям: «не есть ли этот Отрок- тот Христос, Спас миру, о Котором возвестили небожители и о Котором писали пророки? Верю, что близок час, и Он явит Себя людям, принесет великий свет язычникам и покроет вечной славой Израиля…». Умирая, Иона благословил своих детей, и Андрей получил в напутствие следующие слова: «Андрей, мужественный и неутомимый! Тебя первым позовет к Себе Отец будущего века, и «Звезда от Иакова» поведет тебя на край моря, в страны полуночи…Вы же оба идите на Иордан, к иудейскому пророку…»

Предсказание Ионы сбылось, и вскоре Андрей стал одним из первых учеников Иисуса Христа. Он был назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов. После крестной гибели Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. И при жизни Иисуса Христа и после его Вознесения и Воскресения, апостол Андрей был предан своему Учителю и его учению, готов отдать жизнь за веру.

Двенадцать апостолов разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. И тут начинается период жизни Андрея Первозванного, который особенно заинтересовал меня, так как он связан с историей Руси. Согласно жребию своего апостольства, Андрей проповедовал в странах греческих, скифских и других, по берегам Понта (Черного моря), а затем придя в Словенскую землю, где ныне находится Новгород, апостол пробыл тут некоторое время, проповедовал слово Божие… Отсюда, по Волхову, Ладожскому озеру и реке Неве он отправился в варяги…(из « Степенной книги»). Таким образом, Андрей Первозванный был первым, кто принес христианство на Русь. Он был преобразователем, который «тут, на севере, своим благословением и водружением креста», указал на крещение в России, а также на самодержавное правление, которое началось от Рюрика. Как сумели услышать и понять его русичи, не знавшие языка, на котором он проповедовал? Думаю, что в этом ему помогал сам Господь Бог и Вера, которой обладал Андрей Первозванный.

А теперь вернусь к личности Петра Великого. Он, как и многие другие выдающиеся люди его времени, смотрели на Андрея Первозванного как на просветителя Руси. Распространение христианского учения, а потом и Крещение Руси в 988 году привели к большим изменениям в нашем государстве и его культуре.

А разве сам Петр Первый не преобразовывал Россию и не проводил реформы? Реформа государственного управления, церковная и военная реформы, создание русского флота, борьба за выход к Балтийскому и Черному морю и это ещё не всё! Во времена Петра Великого Россия из боярской и отсталой превратилась в великую державу. Я могу только предположить, что во всех своих начинаниях и делах, Петр I обращался к Богу и к апостолу Андрею Первозванному. Именно во времена Петра Великого возросло чествование и прославление апостола. Сам государь считал, что предание о проповеди его в нашей стране — это исторический факт. Особенно он ценил в этом предании то, что апостол шел не только по суше, но и водным путём.

Я думаю, что Петр Великий, заложив при основании Санкт-Петербурга ковчег с мощами Андрея Первозванного, хотел ещё раз показать значение евангельской проповеди апостола на Руси и свое уважение к этому святому. Ещё до строительства Санкт-Петербурга в 1698 году Петр I учредил в России важнейший орден, посвященный Андрею Первозванному, знаки которого носят надпись: «Святой Андрей, патрон (покровитель России», а на самом ордене начертаны слова – «За веру и верность». Они , по-моему мнению, лучше всего показывают отношение русского императора к Апостолу Андрею Первозванному.

С именем Петра Великого связано строительство храмов, которые носят имя Андрея Первозванного или построены в память основания столицы. Так, в том же 1703-м году Петром Великим был построен на Петербургской стороне около крепости Троицкий собор. В ризнице этого собора сохранилась икона с мощами святого Андрея Первозванного.

В 1716-м году по плану императора Петра была заложена соборная церковь во имя Живоначальной Троицы. В основание этого собора был положен ковчег с мощами апостола Андрея.

На Васильевском острове по шестой линии и Большему проспекту находится собор апостола Андрея Первозванного. Впервые он был деревянный, а потом после пожара был построен каменный. В настоящее время собор украшают пять глав , колокольня устроена отдельно. Храм окружен каменною оградою; архитектура византийская. В царствование Петра I был сооружен каменный Андреевский собор в Кронштадте. Настенный образ Андрея Первозванного в этом соборе считается работы Петра Великого. На этом образе хранится Андреевская лента, которую император получил из рук Головина за взятие в 1703-м году шведских судов у деревни Калинкиной. На этой ленте повешен резной, из слоновой кости образ святого Андрея «от трудов великого Петра».

Таким образом, и дальнейшее строительство Санкт-Петербурга или «Северной столицы», каким хотел его видеть Петр I, его архитектура и вся история города так или иначе связаны с именем Андрея Первозванного. А история этого города очень интересна, в ней много событий –героических и трагических. Одна из таких страниц – блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. И кто знает, может быть город выстоял, потому что его оберегал Андрей Первозванный? Оберегал своей верой и верностью, своим мужеством. Неважно, что город в это время носил другое название, главное, что память людей хранила великое прошлое.

И, заканчивая своё сочинение, мне бы хотелось отметить, что работа над ним дала мне возможность прикоснуться к истории моей Родины и к истокам моей веры-православного христианства. Конечно, я не смогла ответить на все возникшие у меня вопросы, но узнала столько нового и интересного, а это- незабываемый опыт!








sitemap
sitemap