СНГ на современном этапе развития



Оглавление

Введение ………………………………………………………………………С.3

Глава I. Предпосылки к интеграции в СНГ на современном этапе….……С.5

§1. Интеграция и ее виды ………………………………………………………С.5

§2. Предпосылки к интеграции в СНГ……………………………………….С.7

Глава II. Интеграционные процессы в СНГ……………………………….…С.12

§1 Интеграция на постсоветском пространстве.……………………………..С.12

§2 Итоги интеграционных процессов СНГ……………………………….….С.15

§3. Анализ итогов интеграционных процессов на постсоветском

пространстве в сравнении с европейским опытом интеграции…………..…С.17

Заключение ………………………………………………………………….…С. 19

Список литературы и источников ………………………………………….С.20

Введение

Темой представленной исследовательской работы являются интеграционные процессы на постсоветском пространстве, Содружество Независимых государств на современном этапе развития.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом. Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Политологические исследования с самого начала распада СССР и последующего этапа становления полной независимости бывших советских республик постоянно затрагивали идею о постсоветской интеграции. Одни эксперты видели в идее интеграции под началом России реставрацию в несколько ином виде бывшего союзного государства, другие – шанс сформировать равноправное сотрудничество независимых государств в формате международной организации, по типу ЕС. Третьи рассматривали СНГ, как переходный этап к формированию нового правового пространства.

Содружество Независимых Государств – региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР.

Объектом данной работы выступают интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Предметом исследования данной работы стали интеграционные объединения бывших республик СССР в формате СНГ.

Цель работы – обоснование важности интеграционных процессов в СНГ, изучить их причины, показать итоги и причины провала интеграционных процессов на постсоветском пространстве в сравнении с европейским опытом интеграции, выявить задачи дальнейшего развития Содружества и пути их решения.

Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:

1. Рассмотреть предпосылки к интеграции в СНГ на современном этапе.

2. Исследовать интеграционные процессы в СНГ в 2000-х – 2010-х гг.

3. Проанализировать итоги интеграционных процессов на постсоветском пространстве в сравнении с европейским опытом интеграции.

Материалом для написания работы послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочные материалы.

Глава I. Предпосылки к интеграции в СНГ на современном этапе

§1. Интеграция и ее виды

Важнейшей чертой современности является развитие интеграционных и дезинтеграционных процессов, интенсивный переход стран к экономике открытого типа. Интеграция является одной из определяющих тенденций развития, порождающей серьезные качественные изменения. Трансформируется пространственная организация современного мира: выделяются т.н. институциированные регионы, взаимодействие которых приобретает разные формы, вплоть до внедрения элементов однациональности. Включенность в формирующуюся систему приобретает стратегический характер для государств, имеющих соответствующий потенциал для того, чтобы играть важную роль в мировой политике и эффективно решать вопросы внутреннего развития в свете обострения проблем современности, стирания грани между внутренней и внешней политикой как следствия глобализации.

Интеграция – неотъемлемая составляющая политического, экономического и культурного развития современного мира. В настоящее время большинство регионов в той или иной степени охвачено интеграционными процессами. Процессы глобализации, регионализации, интеграции – реалии современных международных отношений, с которыми столкнулись новые независимые государства. Вряд ли будет считаться преувеличением утверждение о том, что современный мир — совокупность региональных интеграционных объединений. Занимая место в каких-либо интеграционных процессах, государства-участники имеют возможность получения больших материальных, интеллектуальных и иных средств, чем в одиночку. В экономическом отношении – это преимущества в привлечении инвестиций, укрепление производственных зон, стимулирование торговли, свободное перемещение капитала, рабочей силы и услуг. В политическом отношении — снижение риска конфликтов, в том числе вооруженных.

Необходимо акцентировать внимание на понятии типов и видов интеграции и дезинтеграции как взаимообусловленных процессах. В современном мире происходит как бы «двойная» интеграция:

1) всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транснационализации и глобализации – глобальная;

2) традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов – региональная.

Развиваясь на двух уровнях – глобальном и региональном – интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой – экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров. Интеграция государств это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизвод. процессов, в результате чего сближаются соц., пол., институт. структуры объединяющихся государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и руководителей.

Так, международная экономическая интеграция (МЭИ) объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. В его основе лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и международное разделение труда.

§2. Предпосылки к интеграции в СНГ

Для понимания характера интеграционных процессов, важно осмысление причин распада советской сверхдержавы. Любое многонациональное государство склонно к дезинтеграции. На месте Советского Союза и на базе его союзных республик образовалось Содружество Независимых Государств, которое существует и поныне. Все бывшие советские республики, кроме прибалтийских, являются на данный момент его членами. Исторический и политический контекст распада СССР далеко не однозначен, чтобы делать категорические утверждения о неизбежности этого распада. В целом существовали как объективные, так и субъективные факторы, которые в разной степени способствовали ослаблению государственности Советского Союза и подводили державу к кризисному состоянию. Политические и экономические альтернативы существовали в России и после 1991 года, и ни один из факторов, способствовавших гибели Советского Союза, не был необратимым.

Требования больших политических и гражданских свобод переросли в требования большей автономии, самостоятельности и самоуправления в республиках, которые, в конце концов, переросли в сепаратистские движения. Последние были нацелены на выход из состава Советского Союза и создание независимого государства. Союзные республики – национальные республики – объединившиеся в составе единого государства и развивавшиеся в его составе более 70 лет, вместе перенеся и тяготы, и невзгоды, и войну, вместе разделяя советскую форму самоопределения наряду с национальной. Практически все они проголосовали на референдуме в марте 1991 года за сохранение обновленного Союза. На месте Советского Союза и на базе его союзных республик образовалось Содружество Независимых Государств, которое существует и поныне. Все бывшие советские республики, кроме прибалтийских, являются на данный момент его членами. На постсоветском пространстве, сегодня происходят сложные, драматические трансформационные процессы. С самого начала на этом пространстве с разной степенью интенсивности развиваются интеграционные и дезинтеграционные процессы.

«Политическая трансформация постсоветского пространства после 1991г.» После 1991 года единое постсоветское пространство оказалось «поделено» между 15 государственными образованиями. Первоначальное соглашение о создании СНГ было подписано в Беловежской пуще 8 декабря 1991 председателем Верховного совета Беларуси Станиславом Шушкевичем, президентом РФ Борисом Ельциным и президентом Украины Леонидом Кравчуком. Они объявили о прекращении организованных президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым переговоров по заключению нового союзного договора, который был призван реформировать СССР. Горбачев назвал беловежское соглашение неконституционным и заявил, что распустить Советский Союз имеет право только Съезд народных депутатов. Тем не менее, 10 декабря решение о создании СНГ было ратифицировано Верховной радой Украины и Верховным советом Белоруссии, а 12 декабря – Верховным советом РФ. Договор 1922 о создании СССР был объявлен расторгнутым.

Рассмотрим некоторые предпосылки к Интеграции:

сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран;

территориальная близость государств;

общность экономических и других проблем;

демонстрационный эффект;

эффект домино (страны, которые оказались за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок).

Впрочем, в большинстве случаев имеет место сочетание нескольких факторов. Интеграция предполагает в отдельных случаях необходимость поступиться собственными интересами ради общей цели, которая выше (и в перспективе выгоднее) сиюминутной прибыли.

Обратимся теперь к специфике интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Сразу же после распада СССР в бывших советских республиках стали проявляться интеграционные тенденции. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, особенно в областях, в которых прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т. п.). В дальнейшем усилились стремления к интеграции на иных основах. Россия оказалась естественным ядром интеграции. Это не случайно — на Россию приходится свыше трех четвертей территории постсоветского пространства, почти половина населения и около двух третей ВВП. Это, а также ряд других причин, прежде всего культурно-исторического характера, легло в основу постсоветской интеграции.

Распад, то есть дезинтеграция сложной политико-экономической системы ведет к формированию в ее границах нескольких новых самостоятельных образований, ранее представлявших собой подсистемные элементы. Их самостоятельное функционирование и развитие при наличии определенных условий и необходимых ресурсов может привести к интеграции, образованию объединения с качественно новыми системными признаками. И наоборот, малейшее изменение условий развития таких субъектов может привести к их полному распаду и самоустранению.

Распад СССР – стал потрясением для экономик всех советских республик. Советский Союз был построен по принципу централизованной макроэкономической структуры. Установление рациональных хозяйственных связей и обеспечение их функционирования в рамках единого народно-хозяйственного комплекса стало первым условием относительно успешного экономического развития. Система хозяйственных связей выступала в качестве структурного элемента связей функционировавших в экономике Советского Союза. Хозяйственные связи отличаются от хозяйственных отношений. Соотношение этих понятий — предмет отдельных исследований. Принцип приоритетности общесоюзных интересов над интересами союзных республик определял практически всю экономическую политику. Система хозяйственных связей в Советском Союзе, по словам И.В Федорова, обеспечивала «обмен веществ» в народно-хозяйственном организме и таким путем — его нормальное функционирование.

Последствия распада СССР и разрыва экономических связей для производственной базы новых государств впечатляют. Сразу после образования СНГ они столкнулись с осознанием того факта, что эйфория суверенизации явно прошла, и горький опыт раздельного существования испытали на себе все бывшие союзные республики. Так, по мнению многих исследователей СНГ практически ничего не решало и не могло решить. Большинство населения практически всех республик испытало глубокое разочарование в результатах свалившейся независимости. Последствия распада СССР оказались более чем тяжелыми — полномасштабный экономический кризис отложил отпечаток на весь переходный период, который в большинстве постсоветских государств еще далек от завершения.

Помимо сокращения взаимной торговли, бывшие советские республики постигла проблема, определившая во многом дальнейшую судьбу национальных экономик некоторых из них. Речь идет о массовом исходе русскоязычного населения из национальных республик. Начало этого процесса датируется серединой — концом 80-х гг. XX века, когда Советский Союз потрясли первые этнополитические конфликты в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Казахстане и т. д. Массовый исход начался с 1992 года.

После распада Советского Союза многократно возрос въезд в Россию представителей соседних государств, обусловленный ухудшающимися социально-экономическими условиями и местным национализмом. В результате новые независимые государства лишились значительной части своего квалифицированного персонала. Уезжали не только русские, но и представители других этносов.

Не менее важной является и военная составляющая существования СССР. Система взаимодействий субъектов военной инфраструктуры Союза строилась на едином политическом, военном, экономическом и научно-техническом пространстве. Оборонная мощь СССР и материальные ресурсы, оставшиеся в хранилищах и складах бывших республик, а ныне самостоятельных государств, сегодня могут служить базой, которая позволит странам Содружества Независимых Государств обеспечивать свою функциональную безопасность. Однако новым государствам не удалось избежать ряда противоречий сначала при разделе оборонного ресурса, а затем допросах обеспечения собственной военной безопасности. По мере углубления геополитических, региональных, внутригосударственных проблем во всем мире, обострения экономических противоречий и всплеска проявлений международного терроризма военно-техническое сотрудничество (ВТС) становится все более важной составляющей межгосударственных отношений, поэтому сотрудничество в военно-технической сфере может стать еще одной точкой притяжения и интеграции на постсоветском пространстве.

Глава II. Интеграционные процессы в СНГ

§1 Интеграция на постсоветском пространстве

Развитие интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств (СНГ) — прямое отражение внутренних политических и социально-экономических проблем государств-участников. Существующие различия в структуре экономики и степени ее реформирования, социально-экономическом положении, геополитической ориентации государств Содружества определяют выбор и уровень их социально-экономического и военно-политического взаимодействия. В настоящее время в рамках СНГ для новых независимых государств (ННГ) реально приемлемой и действующей является интеграция «по интересам». Этому способствуют и основополагающие документы СНГ. Они не наделяют это международно-правовое объединение государств в целом, либо его отдельные исполнительные органы наднациональными полномочиями, не определяют действенные механизмы реализации принимаемых решений. Форма участия государств в Содружестве практически не налагает на них никаких обязательств.



Несмотря на то, что в последние годы между бывшими советскими республиками устанавливались и сейчас преобладают двусторонние экономические отношения, на постсоветском пространстве в рамках СНГ возникли объединения отдельных государств (союзы, партнерства, альянсы): Союз Беларуси и России — «двойка», Центральноазиатское Экономическое Сообщество Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана — «четверка»; Таможенный союз Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана — «пятерка», альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы — «ГУАМ». Эти «разноформатные» и «разноскоростные» интеграционные процессы отражают сложившиеся реалии в постсоветских государствах, интересы лидеров и части формирующейся национально-политической элиты постсоветских государств: от намерений создать единое экономическое пространство в центральноазиатской «четверке», Таможенный союз — в «пятерке», до объединения государств — в «двойке».

Государства СНГ, бывшие сторонниками более тесного сближения, продолжали стремиться к дальнейшему взаимодействию. 29 марта 1996 президенты Беларуси, России, Казахстана и Киргизии подписали в Москве договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Он был направлен на создание более тесного объединения («Сообщества интегрированных государств»), расширение сотрудничества в экономике, науке, культуре и социальной сфере при сохранении суверенитета сторон. Предусматривалось создание механизмов координации внешней политики, общей системы безопасности и безопасности границ, а также создание межгосударственного совета (во главе с президентом Беларуси Александром Лукашенко) и паритетного межпарламентского комитета. 2 апреля 1996 президенты Белоруссии и России подписали в Москве договор о создании Содружества суверенных республик. Согласно этому документу, оба государства обязались тесно сотрудничать в области внешней политики, экономики и военных вопросах, планировалось создание совместных органов: Совета (с участием глав государств, правительств и парламентов) и паритетного Парламентского собрания. 2 апреля 1997 был подписан договор о союзе России и Белоруссии. В феврале 1999 президенты Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана одобрили создание общего экономического пространства; Таджикистан присоединился к таможенному союзу.

После отставки Ельцина председателем Совета глав государств СНГ в январе 2000 избран новый президент России Владимир Путин. В июне 2000 президенты стран СНГ приняли заявление о создании в Москве совместного Антитеррористический центр для борьбы с организованной преступностью и религиозным фундаментализмом.

В нач. 2000-х в СНГ фактически сложились два лагеря. С одной стороны, сторонники усиления интеграции (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) в октябре 2000 преобразовали таможенный союз в Евразийское экономическое сообщество (в качестве наблюдателей к нему присоединились Армения, Молдова и Украина). В октябре 2005 о намерении вступить в сообщество заявил также Узбекистан. В 2002 Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали соглашение о создании Организации договора о коллективной безопасности. В феврале 2003 президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины достигли на встрече в Ново-Огареве договоренности об образовании Единого экономического пространства (ЕЭП). Координирующим органом ЕЭП должна была стать межгосударственная комиссия по торговле и тарифам, не подчиненная правительствам государств-участников. ЕЭП объявлялось открытым для присоединения к нему других стран. Допускалась возможность введения в будущем единой валюты.

В январе 2003 председателем Совета глав государств СНГ был избран президент Украины Леонид Кучма. Влияние приверженцев укрепления СНГ сказалось в сентябре 2003 на встрече в верхах в Ялте. Лидеры Беларуси, Казахстана, России и Украины утвердили образование ЕЭП. По предложению министров иностранных дел СНГ были одобрены заявления об основных принципах экономического сотрудничества, решения о создании совместной комиссии по взаимодействию в борьбе с незаконной иммиграцией, о продлении срока полномочий руководителя Антитеррористического центра СНГ и командующего Коллективными силами СНГ по поддержанию мира в Абхазии. В июне 2004 исполнительным секретарем СНГ стал представитель России Владимир Рушайло. В сентябре того же года на встрече в верхах в Астане новым председателем Совета глав государств СНГ был избран Путин.

С другой стороны, наметилось сближение между государствами, которые не желали интеграции с участием России. В октябре 1997 Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина образовали собственную группу для усиления взаимодействия в сфере торговли, экономики и транспортных сообщений, а также укрепления региональной безопасности. В апреле 1999 к ней присоединился Узбекистан; организация получила название ГУУАМ (по первым буквам названий стран-участниц). В нач. 2000-х страны-участницы приняли ряд мер с тем, чтобы оживить ее деятельность, сделав упор, прежде всего, на торговле каспийской нефтью и другими ресурсами на западных рынках. В 2002 они объявили о создании зоны свободной торговли. Но расхождения между странами-участницами ГУУАМ делали формирующийся союз неустойчивым. Участие Узбекистана не было активным, а Украина, заинтересованная в поставках российского газа, одновременно искала взаимопонимания с Евразийским экономическим сообществом.

Деятельность ГУУАМ активизировалась после того, как в 2003–2004 произошла смена власти в Грузии и на Украине (т.н. «цветные революции»). Политика новых президентов Грузии (Михаила Саакашвили) и Украины (Виктора Ющенко) была ориентирована на присоединение своих государств к НАТО и на сотрудничество с ЕС. Представители ряда стран ГУУАМ выступили с заявлениями, в которых выражались сомнения в отношении потенциала и будущей роли СНГ.

В феврале 2006 Грузия официально вышла из Совета министров обороны СНГ, мотивировав это намерением вступить в НАТО. В апреле 2005 министр экономики Украины заявил, что на дальнейшее развитие СНГ проблематично, и его страна может сократить взносы в бюджет Содружества. Напротив, антиправительственное восстание в Узбекистане весной 2005 и осуждение странами Запада мер по подавлению мятежа способствовали выходу Узбекистана из ГУУАМ. Туркменистан в августе 2005 перешел от полного к ассоциированному членству в СНГ.

Грузия с 18 августа 2009 года официально перестала быть членом Содружества независимых государств. Тем не менее, Грузия останется участницей ряда подписанных ею договоров в рамках СНГ и будет выполнять по ним свои обязательства.

§2 Итоги интеграционных процессов СНГ

1. Интеграционные процессы в СНГ разворачивается не с «чистого листа». Страны СНГ были в течение почти многих лет частями мировой сверхдержавы и особой цивилизационной транснациональной региональной идентичности. Это не может не накладывать свой отпечаток на все пост-советские трансформационные процессы, в том числе на интеграцию.

2. Интеграция является фактором самоидентификации ее участников. Она находится во взаимосвязи с другими факторами составляющими процесс политической трансформации государств. Политическая трансформация может способствовать, а может и препятствовать интеграции. Именно этим определяется специфика интеграции/реинтеграции на пост-советском пространстве и ее отличие от интеграционных процессов в других регионах мира, особенно Европе.

3. Независимые государства, образовавшиеся на месте бывшего Союза, участвуют в различных — интеграционных объединениях. Наряду с СНГ, это ЕврАзЭС, ГУАМ, ОРИ, ШОС, ОЦАС, Союз России и Беларуси. Кроме того, все они члены ОБСЕ и участвуют в Программе ПРМ НАТО.

4. С Возникшая в процессе распада СССР и сохраняющаяся по cей день тенденция к дезинтеграции сводит на нет все потенциальные преимущества сохраняющихся цивилизационных взаимосвязей народов и стран СНГ. Это сдерживает координацию усилий в совместной борьбе с различными угрозами безопасности.

§3. Анализ итогов интеграционных процессов на постсоветском пространстве в сравнении с европейским опытом интеграции.

Европейский Союз (European Union) — крупнейшее региональное объединение, направленное на создание политического и валютно-экономического союза европейских государств с целью устранения всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также для формирования единой внешней политики и политики в сфере безопасности. В состав ЕС входят 25 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. В ЕС создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением.

Проблема интеграционных процессов на постсоветском пространстве по-прежнему стоит достаточно остро. Существует множество проблем, которые так и не были разрешены с момента образования интеграционных объединений. Организации созданы были, а проблемы  для решения которых, они были созданы остались не решены и на сегодняшний день. Результаты интеграции на постсоветском пространстве оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования. Необходимо активизировать процессы интеграции. А именно: Расширение военной интеграции на постсоветском пространстве; Улучшение торговой политики; Дальнейшее совершенствование таможенного регулирования; Обеспечить добровольность участия в интеграционных процессах и полное равноправие стран-участниц СНГ; Обеспечение единства гражданского, правового, информационного и культурного пространства; Объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ , непосильных для отдельно взятых стран; Беспрепятственное движение рабочей силы и капитала; Выработка гарантий взаимной поддержки соотечественников. В целом очевидно, что страны СНГ не соответствуют условиям, необходимым для интегрирования по образцу Европейского союза.  Ещё много нужно сделать.  Они не достигли экономического порога интеграционной зрелости; в них еще не сложились ключевые для межгосударственной интеграции институты плюралистической демократии; их общества и элиты не сформулировали широко разделяемой идеи, которая могла бы инициировать интеграционные процессы. В подобных условиях сколько угодно тщательное копирование сложившихся в ЕС институтов и механизмов не даст никакого эффекта.

Заключение:

1. Интеграция идет среди стран, бывших в течение длительного исторического времени частями одного супергосударства, мировой сверхдержавы и особой транснациональной и цивилизационной общности. Это не может не накладывать свой отпечаток на все постсоветские трансформационные процессы, в том числе на интеграцию.

2. По отношению к странам СНГ более приемлем термин «реинтеграция» или «переформатирование внутрирегиональных коммуникций», а не просто «интеграция». Эти государства находятся и, очевидно, долго, если не всегда, будут находиться в особых отношениях друг с другом, психологически и культурно обусловленных их общим историческим прошлым.

3. ННГ, образовавшиеся на месте бывшего Союза, участвуют в различных суб-интеграционных объединениях. Наряду с СНГ, это ЕврАзЭС, ГУАМ, ОРИ, ШОС, ОЦАС, Союз России и Беларуси. Кроме того, все они члены ОБСЕ и участвуют в Программе ПРМ НАТО.

4. ННГ прошли сложный период постсоветской самоидентификации, государственного и национального строительства. На этот процесс повлияли и продолжают влиять такие факторы, как роль элит и личностей руководителей искомых стран, а также судьба демократических реформ в этих странах, осмысление своей этно-национальной и региональной идентичности и происхождения.

Список литературы и источников

1. Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Изд-во Алетейя , 2008 — С. 14

2. Шумский Н. Экономическая интеграция государств Содружества: возможности и перспективы// Вопросы экономики. – 2003, N6. – С. 28-30

3. glazev.ru

4. Белоусов Р.Экономика России в обозримом будущем.//Экономист 2007,№7, -С. 27

5. Львов И. — О стратегии развития России//Экономист 2007,№2,3-11. С. 21, 10-16,

6. krugosvet.ru

7. Резникова О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 3. С. 26-32.

8. cis.minsk.by

9. Чистяков Е., Шульга В. Интеграционный потенциал СНГ и его роль в развитии мирохозяйственных связей // Экономист. — 1998. — № 6. -С. 41-45.

10. maps-world.ru

11. Кириченко. В.Эволюция и перспективы экономических отношений со странами СНГ// Российский экономический журнал. 2007, №9 -С 49.

12. political-dictionary.info

13. Сафарова С. С. Постсоветская экономическая и политическая интеграция в контексте трансформации новых независимых государств, — журнал «Новое в Экономике и Управлении».








sitemap
sitemap