Снегснег белый и пушистый А всегда ли он белый



Проект:

«Снег, снег белый и пушистый! А всегда ли он белый…»

Работу выполнили:

Ученицы 10 «К» класса

Арискина Регина, Арискина Кристина

РТ, Зеленодольский муниципальный район, п.г.т. Васильево.

МБОУ «Васильевская кадетская школа №1»

Руководитель: Гришина М.А., учитель биологии 1 категории

Цель исследования:

Изучение одной из экологических проблем родного края «Степень загрязненности снега и выявление его взаимосвязи с региональными и глобальными проблемами».

Достичь данные цели возможно при решении следующих задач:

Изучить и оценить степень загрязненности снега.

Установить причины возникновения экологической проблемы.

Анализ экологической ситуации применительно к человеку.

Актуальность проблемы:

Снег – это твердое состояние воды, это один из видов осадков, которые выпадают на Землю. Снег – один из наиболее информативных и удобных индикаторов загрязнения окружающей среды. Учитывая возрастающее воздействие на гидросферу, ученые со всей определенностью предупреждают, что дальнейшего ухудшения ее состояния допускать нельзя.

Методы исследования включают:

поиск основных источников загрязнения снега

оценка качества талой воды:

определение РН – среды

определение наличия твердых примесей в талой воде, запаха, цвета, прозрачности

определение жесткости талой воды

наличие свинца

вывод по полученным данным.

Вода на Земле присутствует в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. В зависимости от температуры эти состояния переходят из одного в другое.

Вода, самая счастливая, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей существующих на Земле. Поэты и прозаики издавна воспевали ее, посвящая ей удивительные строки.



Путешествие снежинки

Упала снежинка на мою ладонь и превратилась в капельку. Поднесла ее к глазам, посмотрела сквозь нее на солнце и так многое увидела и представила! Увидела, как капля, сливаясь со множеством других таких же капелек, стала ручьем, рекой …

И чем дальше она течет, тем более мутной и грязной становится. Все это я увидела в капле воды, которая образовалась при таянии снежинки. Человек состоит из воды, но уже не той чистой и светлой которая была вначале, а из грязной и мутной какой ее сделали люди. И страшно мне стало от этого, и я захотела , чтобы весь мир узнал об этом и поняли бы люди, как важна для них чистая вода.

Совсем немного осталось до того времени, когда зажурчат по улицам поселка ручьи и понесется талая вода в водоемы. Только вот что несет такой безобидный с виду ручей? И почему в последнее время потоки талой воды совсем не  радуют.В детских садах воспитатели объясняют малышам, почему нельзя есть снег, ведь дети так и жаждут поднести  это белое пушистое чудо ко рту. В качестве наглядного пособия используют растаявший снег и оставшуюся после него мутную консистенцию. Ясно, что употребление такой воды очень вредно для здоровья. А, между прочим, питьевую воду-то мы берем из Волги, куда стекаются все отходы производства. Конечно, прежде чем живительная влага попадет в водопроводный кран, вода проходит очистку хлором. Но таким химическим составом можно разве что стирать, и рискнуть отхлебнуть сомнительной жидкости из-под крана вряд ли кто решится. Каждому взрослому человеку известно, что снег еще в воздухе впитывает в себя ядовитые вещества. А то, что легкие нашего города давно и безнадежно «больны», нетрудно догадаться хотя бы по смогу, который нависает над городом в летний жаркий день. Зимой снег, как губка, впитывает в себя всю грязь, остатки солярки, бензин, мазут и так далее. Прибавим к этому строительный мусор, все, что намешано в воздухе, и получим настоящий смертоносный коктейль, который несется талой водой в Волгу и ее приток реку Сумку и озер – стариц Топучего и Карасихи.У нас появилось желание узнать как можно больше о снеге, как источнике загрязнения воды.

Мы взяли пробы снега из разных мест поселка и окрестностей:

1 проба – АЗС

2 проба – спальный район поселка

3 проба – Горьковское шоссе (в районе разъезда Зеленодольск, Ильинка, Казань)

4 проба – железнодорожная станция п.г.т. Васильево.

(фото №1)

Определение наличия свинца в пробах снега.

Взяли образцы снега в исследуемых районах (АЗС, железная дорога, Горьковское шоссе, спальный район). Пробы поместили в разные пробирки. Объем разных проб был одинаков.

Добавили во все пробы строго одинаковое количество спирта и воды. Затем некоторое время полученный раствор упаривали.

Добавили к раствору Na2S (сернистый натрий).

Проделав опыты, мы убедились, что ни в одной из проб свинец не обнаружен.

(фото №2)

2. Обнаружение органических веществ.

В одну пробирку наливают 5 мл дистиллированной воды, в другую – исследуемую воду. В каждую пробирку прибавляют по капле 5% перманганата калия КМnО4. В пробирке с дистиллированной водой окраска сохранится. Исчезновение окраски в исследуемой воде указывает на присутствие в ней органических веществ.

Дистиллированная вода

АЗС

Горьковское шоссе

Спальный район

Железная дорога

Лилово- розовое окрашивание

Исчезновение окраски

Исчезновение окраски

Лилово- розовое окрашивание

Исчезновение окраски

(табл.№1)

3. Определение физических свойств талой воды.

1. Для определения прозрачности проб талой воды в стеклянный цилиндр высотой 30 см налили определенное количество воды, через которую просматривали печатный текст. Сравнили каждую пробу с контрольным образцом – дистиллированной водой.

Самой грязный снег оказался в районе железной дороги.

(график №1)

Исследовали и другие физические свойства талой воды: запах, цвет, жесткость(омыление), наличие нерастворимых примесей.

Районы исследования

Жесткость

Запах

Цвет

Наличие нерастворимых примесей

Автозаправочная станция

Жесткая

Запах бензина

Слабо- желтоватый, с радужными кругами

Песок, мелкий гравий

Железная дорога

Жесткая

Запах дизельного топлива

Грязно — серый

Сажа, песок, каменно – угольная пыль

Трасса

Жесткая

Запах бензина и ГСМ

Серый

Песок, древесные опилки, мелкий гравий.

Спальный район

Мягкая

Запах отсутствует

Прозрачный

Примеси отсутствуют.

(табл.№2)

4.Содержание взвешенных частиц.

Определяется фильтрованием воды через бумажный фильтр и последующим высушиванием осадка.

(график №2)

Вывод: Мы провели исследования талой воды по химическим и физическим параметрам. Определяли прозрачность, запах, кислотность, жесткость, наличие свинца.

Тяжелых металлов в талом снеге в Васильево не обнаружено. Зато есть много чего опасного для природы и здоровья человека.

Грядет половодье. В этом году оно обещает быть особенно бурным и активным. Большой сброс в водоемы ожидается как раз в виде талых вод и ручейков с полей. Вода, размывшая ядохимикаты и минеральные удобрения, действует, как медленный яд. Впрочем, в том, что водоемы республики ежегодно «удобряются», виноваты только мы сами.

Эта локальная проблема касается не только нас, но и всего человечества в целом.

Океан седой гремит набатно.

Он таит обиду в глубине.

Черные раскачивая пятна.

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильные, как боги.

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги,

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, человек?

( А.Плотников)

Литература

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для учителя. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006. – 144с.

Мансурова С.Е. Кокуева Г.Н. Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. – М., 2001г. – 110с.

Энциклопедия для детей. Том 17. Химия /Глав. ред. В. А. Володин – М.: Аванта+, 2001.

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. — М.:АГАР, 2000. – 385с.

Губиш Г. В. Что мы оставим потомкам? – М.: Просвещение, 1982. – 204с.

Захлебный А.И. и др. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984. – 139с.








sitemap
sitemap