Слово о полку Игореве



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мешковская средняя общеобразовательная школа

ХII Международные Каяльские чтения

Образ Родины в «Слове о полку Игореве».



Автор работы Батальщикова Виктория, ученица 8 класса

МБОУ Мешковской СОШ.

Руководитель Насонова Л.И., учитель русского языка и

литературы МБОУ Мешковской СОШ.

Адрес 346160 проспект Победы, 11

станица Мешковская

Верхнедонского района

Ростовской области

8 – 863 – 64 – 4 – 11 – 84

Станица Мешковская

2013

Сказал брат брату:

«Это мое, и то мое же».

И стали князья про малое

«это великое» говорить

И сами на себя крамолу ковать.

«Слово о полку Игореве»

Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя, поросшая буйной травой дикая степь. Бесконечные отлогие спуски к далеким рекам. Скрытые от глаз кустарники и рощи по оврагам. Со всех сторон опасность: степь принадлежит тем, кто в ней кочует, кто идет весной с юга от зимовий на богатые северные пастбища, на села и города русских, чтобы захватить детей, женщин, мужчин, поживиться золотом, мехами, тканями, оружием. Степняки объединены, сплочены, у них быстрые кони, осадные катапульты, чтобы брать города, огромные, передвигающиеся на великих возах самострелы, тетиву которых натягивают пятьдесят человек. Воюя, они движутся всем народом: их жены и дети – в походных войлочных домах на телегах. Это страшный враг, ужас и проклятие Руси –половцы.

Волны подвижных народов перекатывались через степь и ударяли в деревянные стены Русской земли. Дед кричал со стены: « Хозары! » Сын кричал: «Печенеги!» Внук отзывался: «Половцы!» И дальше – перекликались правнуки. Поневоле… Моя бабушка тоже что-то кричала и, четырехлетняя, прыгала с телеги в жито, завидев тень немецкого самолета.

Небом крытая, светом перегороженная, южная Русь казалась легкой добычей. Непрошенные гости пудовыми камнями стучали в ворота Переяславля, Чернигова, Киева. Летели зажигательные стрелы. Трещали опоры. В проломы вонзалась ревущая Степь. И долго потом на обгорелых холмах боялась расти трава. А степные всадники с волчьими хвостами на шлемах пропадали внезапно, как и появлялись. Половцы владели искусством психологической атаки и уже применяли « греческий огонь»: «Кончак же за их спиной бежал… И лишь наложницу его захватили и того басурманина, у которого был живой огонь. И привели их к Святославу со всем устройством» (Ипатьевская летопись).

Овраги, кусты, камыши воевали вместе с людьми. Не спи, не зевай! Слушай во сне, как зверь! Научись видеть спиной! Утка закрякала в камышах: что-то не так. Весной утка молча сидит на гнезде. Правь на середину, подальше берега!..

Давайте представим, что мы живем в конце ХVIII века. Еще жива Екатерина великая, которая заявляет, что покровительствует наукам и искусствам. Это время дворяне называют «золотым веком» Екатерины. Русские дворяне путешествуют, подолгу живут в Европе, наблюдают другие народы. Русские люди чувствуют, с одной стороны, свое отличие от них, особенность своей национальной культуры. Возникает желание понять, в чем же причины этой особенности, и образованные люди России обращаются к истории своей страны. Так, Н.М Карамзин, возвратясь из Европы, начинает писать повести на материале русской истории. В это время в Москве живет Алексей Михайлович Мусин – Пушкин, граф, член Российской академии наук, позже ставший президентом Академии художеств. Мусин – Пушкин – страстный коллекционер. Он всюду разыскивает и собирает памятники русской истории. Старые, рассыпающиеся от ветхости рукописи он обрабатывает, делая текст доступным для чтения и изучения. Большой удачей его жизни была публицистика всем известной ныне по учебникам истории « Русской правды»- первого русского сборника законов. Читать древнерусские рукописи – кропотливая работа. Переписчики вносили изменения в первоначальные тексты, делали ошибки, включали отдельные произведения в сборники.

Собирали ли вы когда – нибудь что-нибудь? Марки, значки, плюшевых игрушек или другие предметы? Представьте себе чувства страстного собирателя, когда ему приносят такой сборник, и среди известных произведений он вдруг читает незнакомые строки, которые сразу выделяются из стиля сборника. У Мусина — Пушкина захватило дыхание: он был опытным историком и археологом и сразу понял, что перед ним новый, еще не известный памятник русской литературы, имеющий большую историческую и художественную ценность. Было это в 1792 году. Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто. В древнерусской письменности не существовало разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания. Были такие буквы, которые исчезал из русского алфавита после реформы Петра I. С текста нового памятника — «Слово о полку Игореве» — сразу сделали список для Екатерины II.Через восемь лет, в 1800 году, стараниями нескольких ученых, произведение было издано, а еще через двенадцать лет случилось неповторимое — единственный подлинный текст « Слово о полку Игореве» сгорел во время московского пожара. Оправившись после Отечественной войны, ученые начали сличать Екатерининский список и текст, изданный Мусиным — Пушкиным. Оказалось, что в них имеются многочисленные орфографические расхождения. В некоторых ситуациях эти расхождения вызывали затруднения при понимании смысла слов, возникали так называемые «темные места». Количество « темных мест» за десятилетия изучения этого произведения значительно сократилось, благодаря усилиям ученых самых различных специальностей, вплоть до историков, занимающихся вооружением.

Было сделано множество переводов « Слова…», как дословных, так и поэтических, « Слову…» посвящено более пяти тысяч исследований , как статей, так и монографий. Каждый факт, упоминаемый в произведении, был десятки раз проверен историками и литературоведами. « Слово…» восхищает и притягивает внимание множества читателей.

Само же «Слово о полку Игореве» занимает в современных книгах около пятнадцати страниц.

Партизанские летописи и блокадные хроники Василия Быкова, « Тихий Дон», «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Полтава», летописи о нашествиях с Запада, « Сказание о нашествии Едигея», «Повесть о нашествии Тохтамыша», «Сказание о Мамаевом побоище», « Повесть о разорении Рязани Батыем», « Слово о полку Игореве»…»Оборонная литература», как сказал Д.С Лихачев. От наших и до самых давних – веков Трояновых.

Недавно прочитала у известного советского поэта Игоря Шкляревского:

«Однажды я проснулся от нестерпимой боли. И пока медсестра дала обезболивающий укол, я вдруг представил себя в той степи со стрелой в боку. Вокруг – распоротые шатры, затоптанные в грязь шелка и овчины. Только раненые, русские и половцы, стонут одним стоном. И вот со своей звериной болью я ползу, сам не знаю куда. Ни врачей, ни лекарств… Какие же страдания переносили люди в те времена! Боль еще не утихла, и я думаю о тех, кому удалось выжить. С полуотрубленными руками, с рваными дырами в теле, на подпрыгивающих телегах добирались они в свои города и села. Огненная боль отнимала ум. Даже знахарей не было под рукой, да и что они могли? Каждая секунда дня – мука. И так десятки дней, сотни километров.

Тем обиднее было принимать страдания от своих, когда новгородцы шли на киевлян или киевляне на черниговцев. «Брату брат молвит: это мое, и то мое тоже. И стали малое называть великим». Отчаяние автора «Слова…» — на многое века.

На несколько столетий предсказал он несчастья Русской земле. Припал к ней пророческим ухом и услышал тупой гул ордынских коней, которые до дна выпивали ручьи. Он не знал, что в далеких степях набирала силу империя Чингисхана, но, как великий поэт, был одарен политической интуицией.

Тревожно в « Слове о полку Игореве». Восемь столетий прошло, а тревога осталась. Как запах гари в послевоенных развалинах. Он пробивался даже сквозь снег».

Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной земле. В гениальной древней поэме « Слово о полку Игореве» русская земля осознается как нечто иное, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств. Душа автора «Слова…», до сих пор к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в «Слове» заодно с человеком, заодно выступает с войнами –русичами, перегородившая « великие поля червлеными щитами».

Она радуется вместе с ним победе, тужит и печалится при поражении. «О, светло светлая и красно украшенная земля русская!- читаю в другом нашем древнем памятнике письменности.

-Многими красотами дивишь ты – озерами многими, дивишь ты реками и источниками , горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными».



Свое чувство единства родины автор « Слова о полку Игореве», воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем « Слова» является не кто-либо из князей, а русский народ. Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли – центральный в «Слове».

Автор» Слова о полке Игореве» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое. Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь, Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донец, а из городов – Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Преславль, Белгород, Новгород и многие другие – вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.

Образы родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи – « стране незнаемой», ее холмами, болотами,» грязевым» местам.



Русская земля для автора « Слова о полку Игореве»-это, конечно, не только «земля» в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, ее населяющий. Автор «Слова» говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он говорит о женах ,оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря.

Вместе с тем понятие родины включает для автора» Слова о полку Игореве» и ее историю. Излагая историю неудачного похода князя Игоря на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим.

Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественной и идейном замысле «Слова»: он вызывает сочувствие к ней читателя, он вызывает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту.

Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. «Слово о полку Игореве» в наше время, время социальных и национальных конфликтов, борьбы за всевозможные суверенитеты, звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения нашему поколению. Это «золотое слово» учит нас любить родину и хранить ее единство.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращена вся полнота личных чувств автора «Слова». Образ Русской земли – центральный в «Слове»; он очерчен автором широкой и свободной рукой. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное и живое существо.

Умирая, человек продолжает жить,- он живет в своих делах. И важно при этом то, что в человеке жило, живет и будет жить только лучшее. Худшее не наследуется в широком смысле слова, оно непрочно, оно легко возникает, но еще быстрее исчезает. Еще более это относится к жизни памятников искусства. Вот почему «Слово о полку Игореве», продолжает жить в сотнях произведений русской литератур, мы вправе считать произведением не только древней, но и современной литературы. Оно живо и действительно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к родине.

Более чем семь с половиной веков живет «Слово о полку Игореве» полнокровной жизнью, и сила его воздействия не только ослабнет, но все возрастает и расширяется. Такова власть над временем «Слова», его живой связи с мировоззрением и творчеством всего народа.

Слава всем, кто, не жалея сил,

За христиан полки поганых бил!

Здрав, князь, и вся дружина здрава!

Слава князям и дружине слава!

«Слово о полку Игореве»








sitemap
sitemap