Сленг в речи моих сверстников на материале анкет учащихся 6 классов гимназии 2 г Мурман



Сленг в речи моих сверстников

(на материале анкет учащихся

6 классов гимназии №2 г. Мурманска)

По возрастным критериям, которые предъявляют учёные, меня и моих сверстников можно отнести к «молодёжи». Я и мои одноклассники не просто познаём окружающий мир, но и выражаем в слове своё отношение к фактам действительности и жизненным ситуациям. И делаем мы это не так, как наши родители, а другими словами.

Сленг распространён среди школьников, студентов, городской молодёжи. Он подвержен частым изменениям, что делает его языковой приметой поколений. Идет процесс смены поколений, и те слова, которые казались модными и смешными пять-семь лет назад, сейчас выглядят устаревшими. Меняется мода, тенденции в обществе, некоторые слова просто надоедают.

Молодёжный сленг — это интереснейший феномен. Это проявление словотворчества, не сдерживаемого давлением норм. Сленговые слова и выражения бывают нередко вульгарны, но в то же время сленгу присущ и юмор. Сленг молодёжи призван показать особое, молодое, свежее восприятие жизни. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя особой общностью, представителями нового поколения.

Несколько месяцев назад я захотела выяснить, какие сленговые слова и выражения особенно популярны в среде школьников, какое место они занимают в бытовом общении моих ровесников. С этой целью я решила написать исследовательскую работу.

Объектом исследования стал молодёжный сленг (сленг школьников). Предметом – грубовато-фамильярная лексика, которую в бытовом общении используют ребята, обучающиеся со мной в одной параллели. Материалом для исследования стали сленговые слова и выражения, собранные при анкетировании учащихся 6 А и 6 Б классов (47 человек).

Желая выяснить, какие сленговые слова являются яркой чертой речи школьников, мы предложили учащимся 6 классов заполнить пропуски в следующих предложениях:

1. Посмотри, какие …………. кроссовки! (дайте положительную оценку)

2. Я так ………………………. отдохнул! (положительная оценка)

3. Был(а) в аквапарке, там …………….! (положительная оценка)

4. Я посмотрел ………………………… фильм! (положительная оценка)

5. Я прочитал ……………… книгу, журнал! (положительная оценка)



6. Хорошо получилось,…………………! (положительная оценка)

7. ………………, я заболел(а), не пойду гулять. (отрицательная оценка)

8. ………………., я опоздал! (отрицательная оценка)

9. ……………, контрольная была очень сложной! (отрицательная оценка)

10. ………………., какой страшный фильм! (отрицательная оценка)

Анкету предваряла инструкция: «Представьте, что Вы общаетесь со своими друзьями. Какие слова Вы бы употребили в данных предложениях?» При заполнении пропусков допускалось употребление нескольких слов.

В результате анкетирования мы получили данные, характеризующие речевое поведение шестиклассников в неофициальной обстановке.

Собранный материал позволил нам выяснить, что для выражения досады, печали, горечи, обиды в сленге очень мало слов. Эта тематическая группа лексики представлена узким набором слов.

Сленговые слова чаще используются для выражения положительных эмоций. Положительно окрашенных слов в сленге больше, чем отрицательно окрашенных.

Среди сленговых слов особенно популярными оказались

Круто – 55 слов (9 %)

Классно – 55 слов (9%)

Блин – 53 слова (8 %)

Офигеть – 19 слов (3 %)

Прикольно – 18 слов (3 %)

Клёво – 12 слов (2 %)

На эти слова приходится 32 % от всех слов, полученных нами для анализа в анкетах шестиклассников. Эти сленговые слова мы смогли найти в немногочисленных словарях молодёжного сленга и модных слов, что говорит о популярности этих лексических единиц в молодёжной среде в целом (особенно востребован сленг при обсуждении моды, увлечений, новинок кинематографа).

Анализ материала убедил нас в том, что сленговые выражения и слова при их экспрессивности, эмоциональности не очень информативны. Согласитесь: «интересный, захватывающий, смешной фильм» звучит конкретнее, чем «классный или прикольный фильм». Слова сленга порой кажутся ёмкими, но пустыми, как мыльные пузыри.

Подводя итоги, отметим, что в предложенные нами фразы учащиеся 6 классов вписали 611 слов, 378 из которых (61 %) являются литературными и употреблены с учётом норм русского языка. А это значит: мои сверстники в ситуации, допускающей употребление сленга, всё-таки отдают предпочтение единицам литературного языка.








sitemap
sitemap