Сказка- ложь да в ней намек



Исследовательская работа

«Сказка- ложь, да в ней намек…»

Конкурс «Научно-практическая конференция учащихся начальной школы»

Номинация «Литература»

ученика 2 класса МКОУ СОШ п. Мизур

Хетагурова Руслана

Руководитель: учитель начальных классов

Кучиева Лилия Николаевна

2012-2013 учебный год

Вступление

Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители и учитель, а сейчас мы научились читать и сами можем знакомиться с народной мудростью.

Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Актуальность.

Когда мы пришли в первый класс, многие из моих одноклассников не умели выполнять правила поведения и уважительно относиться к старшим. Но, когда учитель задавал вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения и хороших манер. Получается, что ответы все давали верные, а поступали не всегда правильно. Когда мы обсуждали сказку, всем было интересно работать. Я решил продолжить эту работу и обратиться к сказкам , изучить их.

Область исследования: литература.

Предмет исследования: русские народные сказки.

Взрослые часто просят нас соблюдать правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Особенно их огорчает то, как мы ведём себя по отношению к своим родителям, бабушкам, дедушкам, учителям. А ведь эти люди о нас заботятся и стараются дать всё самое лучшее.

Гипотеза.

Я предположил, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу, а русские народные сказки могут научить меня и моих одноклассников добропорядочности.

Цель: проследить, как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим.

Задачи:

изучить русские народные сказки;

выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона;

проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим;

привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.

Мы провёли практическое исследование на основе русских народных сказок.

Практическая часть.

В ходе исследования я работал над русскими народными сказками и вот что я выяснил. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей наказывали отец с матерью, и её братец попал в беду. Но девочка не растерялась и побежала искать братца. По дороге она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами. Когда девочка обращалась к этим персонажам без уважения, никто не хотел ей помочь. А когда она стала обращаться ласково и уважительно: печка – матушка, речка –матушка, все девочке помогли. Родителей девочка называет батюшка и матушка. Даже к злой бабе-Яге обращается вежливо. В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие и вежливость.

Попала в опасность и Машенька из сказки «Маша и медведь», когда не послушала старших и отстала от подружек. В этой сказке Машенька тоже очень ласково и вежливо называет своих родных бабушкой и дедушкой. Девочке помогли выбраться из сложной ситуации смекалка и трудолюбие.

В сказке «Кашица из топора» солдат обращается к старой женщине «Здравствуй, божья старушка!» Хоть старуха и была вредная, но солдат не грубил ей, потому, что она была старше его и заслуживала уважения. В итоге, своей вежливостью и терпеливостью солдат добился желаемого.

В сказке «Морозко» девушка, которая была терпелива и вежлива с Морозко» и получила в награду соболью шубу, золото, серебро и короб с богатыми подарками. Мачехина то дочка за свою грубость, жадность и обжорство была наказана. Здесь мы видим как награждалось в сказках кротость и уважительное отношение в любой, даже самой тяжёлой, ситуации.

Заключение.

В результате исследования я выяснил:

в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы – читатели можем получить урок;

в русских народных сказках непослушание родителям или взрослым наказывалось, а терпение и послушность вознаграждались;

герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался за ней, и многим героям пришлось проходить целые испытания чтобы понять это;

обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, к родным – сестрица, братец;

главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.

Всё-таки моё предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся о нас и не разрешают нам грубить, вредничать и лениться. Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки, написанные много-много лет назад, помогают нам это понять.

Литература.

1. Русские народные сказки / Сост., вступ. и прим. В.П. Аникина. – М.: Правда 1985. – 576 с. 2. Интерактивный ресурс. Словарь Википедия. http://ru.wikipedia 3. Интерактивный ресурс. Русские писатели и поэты. Словарь литературоведческих терминов. http://writerstob.narod.http://www.deti-66.ru/Детский исследовательский проект



sitemap
sitemap