Системно-деятельностный подход во владении стандарта нового поколения_10151



Системно – деятельностный подход во владение стандарта на уроках географии.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию.

Главная задача и цель курса географии — показать учащимся, что окружающий их мир познаваем и что каждому можно «прикоснуться» к Земле, что все явления природы могут быть научно обоснованы. Учащиеся должны понимать, как велик Мир в котором они живут, как важно знать, что нельзя получить сколько-нибудь целостный образ окружающего нас мира, если наблюдаемая территория не привязывается к определенной точке пространства, что людской мир очень сложный и в нем постоянно происходят явления, обусловленные физическими и химическими процессами, а растения и животные — результат биологических процессов; что человек не может жить вне природы, он в ней обитает и подвергается влиянию окружающей среды. В то же время человек сам влияет на эту среду, изменяет ее.

На уроках географии осуществляется попытка нетрадиционной подачи материала, реализуется деятельностный подход в обучении, базирующийся на концепции развивающего обучения. Это, во-первых, учебники, которые имеют большую практическую направленность, содержащие разнообразные многоуровневые задачи, богатые обширным иллюстративно-картографическим материалом, яркими описаниями особенностей природы материков и океанов, жизни и быта населяющих их народов. Во- вторых, это экскурсионный опыт педагога, подтверждающий презентациями,  с описанием географических и географо-исторических мест.

Работая по развивающим учебно-методическим комплектам, также учитываются требования к уровню подготовки выпускника по географии, что обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов.

Такая форма обучения способствует использованию творческих работ, которые выполняются учащимися в формах: реферата, проекта, доклада. Одним из критериев успешного усвоения учебной программы является владение системой новых географических понятий и терминов, работа с топографическим словарем. Учащиеся должны не только знать содержание понятий, но и уметь различать их существенные и варьирующие признаки, классифицировать их.

Кроме понятийного материала предлагается обучаемым усвоить причинно-следственные связи, основные картографические умения. Такие задания развивают навыки работы с тематическими картами.

У обучающихся развиваются навыки подготовки к сдаче экзамена по форме ГИА и ЕГЭ, что влияет на изменение требований к знаниям и умениям учащихся при изучении географии. Большое внимание уделяется опросу обучающихся и их оцениванию, поэтому в своей работе применяю разнообразные карточки-задания.

Также наиболее эффективными с точки зрения познавательной деятельности являются уроки с использованием проблемно-диалогической технологии. При таком обучении учащиеся сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения.

Проблемные вопросы и ситуации формируют у учащихся мыслительно — аналитические способности: умения делать выводы и обобщения на основе анализа, синтеза и оценки. Таким образом, новые знания, приобретенные самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно. Учащийся перестает быть пассивным объектом, а становится активным субъектом образовательной деятельности. Функциями же учителя становятся постановка задач, организация учебной деятельности, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия стандарту выполнения.

Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Ставя перед собой задачу, добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления, учитель должен помнить, что существует два взаимосвязанных пути ее решения:

— через содержание учебного материала;

— через организацию учебной деятельности учащихся.

Первый путь связан с новизной изучаемого материала, рассмотрением известных сведений в новом аспекте, с использованием историзма в преподавании, с раскрытием практического значения знаний, с показом современных научно-технических достижений, с использованием на уроках поэзии и художественных произведений.

Второй путь — это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа, занимательных опытов; разбор учащимися географических парадоксов; озвучивание ими учебных кинофрагментов; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование отдельных параграфов учебника или ответов товарищей; организация уроков — конференций, семинаров и диспутов.

Практическая ориентация и дифференциация работы на уроке строится на принципах вариативности, т.е. признания разнообразия содержания и формы учебного процесса. Разрабатывая проблему самостоятельной деятельности учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней. Обычно учитель задает вопросы: «Как называется…?», «Что такое…?» и т.д. Эти вопросы важны для запоминания и тренировки памяти, но они не способствуют всестороннему развитию мышления. Следовательно, необходимо задавать и познавательные вопросы, которые активизацию мышления; отвечая, учащиеся повторяют и закрепляют знание законов природы, понятий, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать наиболее целесообразные заключения и выводы, ориентироваться в областях применения своих знаний.

Итак, главной задачей обучения географии в   школе является обеспечение смены мировоззрения учащихся, воспитание людей гражданского общества через любовь к природе, своему краю, к своей стране.



sitemap
sitemap