Систематические занятия физической культурой как средство укрепление и сохранения физ



РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Муниципальная Бюджетная Общеобразовательная

«Средняя Общеобразовательная Школа №42»

Систематические занятия физической культурой как средство укрепление и сохранения физического здоровья.

Автор: Найда Николай 5 «В» класса

Руководитель: Набокина А.В.

учитель физической культуры

Российская федерация

Иркутская область

Город Братск

2013 год

Тема: «Систематические занятия физической культурой как средство укрепления и сохранения физического здоровья»

Введение

Цель: изучить влияние систематических занятий физической культурой на здоровье школьников.

Актуальность данной темы неоспорима, так как давно учёные и медики устанавливают связь между физическим состоянием человека и его интеллектуальными способностями.

Итак, я поставил перед собой три вопроса: Каково же состояние здоровья моих одноклассников? Как оно влияет на успеваемость? Могут ли занятия физической культурой повлиять на успеваемость учащихся?

Для того чтобы ответить на них, я провёл исследование. Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:

Дать теоретическое обоснование понятию «Физическое здоровье»;

Проанализировать состояние здоровья обучающихся школьников;

Дать характеристику основным критериям, определяющим физическое здоровье;

Дать теоретическое обоснование комплексному влиянию систематических занятий на уровень сформированности физического здоровья;

Проанализировать и сравнить показатели физического здоровья детей, занимающихся систематически физическими нагрузками в урочной и во внеурочной деятельности, с детьми, занимающимися спортом только в процессе уроков физической культуры.

В настоящее время в современных школах выдвигаются высокие требования к организации занятий физической культурой, главной задачей которых является охрана и укрепление здоровья учащихся. Работа педагогов нацелена на поддержание у учащихся бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств.

Физическое воспитание в образовательном учреждении осуществляется как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни учащихся, в разнообразных формах организации двигательной деятельности.

Что же такое здоровье? В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дано определение термину здоровье — « это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Определяют здоровье и как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды ( P. M., 1979).

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Выделяют три вида здоровья: здоровье физическое, психическое и нравственное (социальное):

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются  основой социальной жизни  человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному  образу  жизни.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию.

Именно для укрепления здоровья учащихся в школе существуют уроки физической культуры. Но не у всех учащихся одинаковые возможности и способности для занятий физкультурой, поэтому у каждого обучающегося своя группа здоровья.

В настоящее время распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утверждённой приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621. В соответствии с данным документом система комплексной оценки состояния здоровья каждого ребенка основывается на четырех базовых критериях:

наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

уровень функционального состояния основных систем организма;

степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

к 1-й группе здоровья – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

ко 2-й группе здоровья – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Также в данную группу входят реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом веса тела или избыточной массой тела, дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

к 3й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций. Степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка;

к 4й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей. Также в группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

к 5й группе здоровья – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии. Также в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

По данным Комитета по здравоохранению г. Братска только 12% детей в возрасте от 0 до 15 лет признаны здоровыми (1я группа здоровья), от 56 до 73% имеют функциональные отклонения (2я группа здоровья), в среднем 26% – хронические заболевания (3я группа здоровья). Дети 4–5й групп составляют 1–2%. Подобная ситуация с незначительными колебаниями прослеживается на всей территории России. К сожалению, в подростковом возрасте практически каждый третий ребенок имеет хроническую патологию и соответственно 3ю группу здоровья.

Мы проанализировали листки состояния здоровья учащихся 5«Г» и 5 «В» — кадетского класса МБОУ «СОШ №42» и выявили:

5 «Г» из 24 учащихся, 1 группа здоровья – 8 человек, 2 группа здоровья – 11 человека, 3 группа здоровья — 5 человек.

5 «В» 24 учащихся, 1 группа здоровья – 9 человека, 2 группа здоровья – 13 человек, 3 группа здоровья- 1.

Мы видим, что большая часть детей  (24 человека) входят во вторую группу здоровья. Это дети, имеющие функциональные изменения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием. Например, функциональные систолические шумы в сердце, нарушение осанки, дефицит или избыток массы тела 1й степени. Это переходный период между здоровьем и болезнью. 

В первую группу здоровья входят 14 человек- это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья.

Третью группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации.

Для определения физической активности школьников мы провели анкетирование.

В анкетировании участвовали учащиеся 11 — 12 лет (5-е классы). Общее количество опрошенных 48 человек (100%). Из них 33 мальчика и 15 девочек.

Результаты опроса:

1)24 человек(50%)- делают по утрам зарядку; 15 человек(31,25%)- делают зарядку иногда; 9 человек(18.75%)- не делают зарядку вообще.

2) у 20 человек(41.6%) любимый вид спорта — футбол; у 16 человек (33.3%)- волейбол, пионербол; у 8 человек(16.7%)- баскетбол; у 2 человек (4.2%)-санный спорт; у 2 человека(4.2%)- любимого вида спорта нет вообще.

3)18человек(37,5%)- посещали спортивную секцию, когда учились в начальных классах; 23 человек (48%)- посещают спортивные секции; 7человек (14.5%) – не посещают спортивные секции.

4) 9 человек (19%)- регулярно посещают бассейн; 29 человек (60%)- купаются только летом в открытых водоемах; 10 человек (21%)- не занимаются плаванием совсем.

5) 10 человек (20.8%)- учувствуют в спортивных мероприятиях и довольно часто занимают призовые  места;26 человек (54.2%)- иногда участвуют в спортивных мероприятиях; 12 человек (25%)-вообще не участвуют в спортивных мероприятиях.

6) 34 человек (70.8%)- любят уроки физической культуры; 14 человек (29.2%)- не любят уроки физической культуры.

7) 20 человек (41.7%)- следят за ходом спортивных событий всего мира; 18 человек (37.5%)- следят иногда; 5 человека (10.4%)- следят в свободное время; 5 человек (10.4%)- вообще не следят.

Что же такое физическая активность? Физическая активность — это целеустремленная двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.

 Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома, а также других  причин  у  большинства школьников отмечается нарушение в  режиме  дня,  недостаточная двигательная  активность.

 Школьникам не только  приходится  ограничивать  свою  естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой, учебным или компьютерным столом.

 У малоподвижных учащихся очень  слабые  мышцы.  Они  не  в  состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается  плохая осанка,  образуется сутулость.

 При систематических  занятиях  физической  культурой  и  спортом происходит  непрерывное  совершенствование  органов   и   систем  в организме человека.  В  этом  главным  образом  и  заключается положительное  влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Опросный лист занятости учеников.

5 «Г» — обычный класс- 3 часа урока физкультуры в неделю, два внеурочных занятия (спортивные секции).

5 «В» — кадетский класс — 3 часа урока физкультуры в неделю, дополнительные занятия (строевая, карате, стрельба, ОФП и так далее), внеурочные занятия (спортивные секции) 10часов.

Проанализировав опросные листы, мы выявили, что занятость физическими нагрузками больше в кадетском классе. Не смотря на большую физическую нагрузку учащиеся чувствуют себя хорошо. Они активны, у них высокая работоспособность, хорошее настроение и меньше подвержены простудным заболеваниям.

 Физические   упражнения  благотворно  влияют  на  развитие  таких функций нервной системы как сила,  подвижность  и  уравновешенность нервных процессов.  Даже  напряжённая   умственная   деятельность  невозможна   без движения.

  Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

  Физические  упражнения  способствуют  хорошей   работе   органов пищеварения,   помогая   перевариванию   и   усвоению   пищи,  активизируют деятельность  печени  и  почек,   улучшают работу   желез внутренней секреции: щитовидной,  половой. Улучшают работу  надпочечников,  играющих  огромную  роль  в  росте и развитии молодого организма.

 Под   влиянием   физических   нагрузок   увеличивается   частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее,  повышается  выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка  системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы  в кровоток   включается  и  та  кровь,  которая  в спокойном   состоянии   не циркулирует  по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови  не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

 Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается  “жизненная   ёмкость  ”  лёгких, улучшается подвижность  грудной  клетки. Кроме  того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты,  т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Систематические занятия физическими упражнениями   также  вызывают   положительные эмоции. Поэтому  становится понятным,  почему человек, познавший “вкус” физических занятий,  стремится к регулярным занятиям ими.

Показатели развития физических качеств детей, занимающихся систематически физическими нагрузками в урочной и во вне урочной деятельности, с детьми занимающимися только в процессе уроков физической культурой.

5 «Г» класс

Уровень

Прыжок в длину с места (см)

Поднятие туловища

Шестиминутный бег

Низкий

8 человек

7 человек

6 человек

Средний

10 человек

12 человек

12 человек

Высокий

6 человек

5 человека

10 человек

5 «В» класс

Уровень

Прыжок в длину с места (см)

Поднятие туловища

Шестиминутный бег

Низкий

3 человека

3 человека

2 человека

Средний

9 человек

7 человек

10 человек

Высокий

12 человек

14 человек

12 человек

Заключение.

Результат проведенных мною исследований показывает большое значение регулярных занятий физической культурой и спортом на организм и здоровье подростков.

У обучающихся, которые регулярно занимаются физической культурой, наблюдается высокая работоспособность на уроках, большая активность, меньшая утомляемость, устойчивее иммунитет. Учащиеся с меньшей физической нагрузкой больше подвержены простудным заболеваниям, большей утомляемости, менее работоспособны.

Мои наблюдения показали, что занятия физической культурой и спортом вызывают положительные эмоции. При правильном распределении физических упражнений происходит гармоничное развитие всех отделов ЦНС. Также после занятий физическими упражнениями все дети отмечают улучшение настроения.



sitemap
sitemap