Синтаксис. Теория и практика.



III. СИНТАКСИС

Методический комментарий

ПОНЯТИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ

Предложение – наименьшая целостная единица речи, грамматически и интонационно оформленная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение.

Предложение является единицей общения (коммуникации), единицей формирования и выражения мыслей.

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные (Вы можете взять эту книгу в библиотеке.), побудительные (Пожалуйста, возьмите эту книгу в библиотеке. Перестаньте кричать!) и вопросительные (А в нашей библиотеке есть эта книга?). Среди вопросительных по форме предложений особую группу составляют конструкции, содержащие так называемые риторические вопросыРазве порядочные люди так поступают? (по смыслу соответствует предложению Порядочные люди так не поступают.);И что же в этом хорошего?(= Ничего хорошего в этом нет).

По эмоциональной окраске предложения (любого типа) могут быть восклицательными и невосклицательными.

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Члены предложения – слова и словосочетания, выступающие в предложении в определенной синтаксической роли.

Выделяют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое, этограмматическая основа предложения; и второстепенные члены предложенияопределение, дополнение, обстоятельство.

Простые предложения делятся на нераспространённые, которые состоят только из грамматической основы (Поезд ушёл. Погода великолепная! Светает.Он гений!) и распространённые, которые содержат второстепенные члены (Поезд ушёл час назад. Погода сегодня в городе великолепная! За окном уже светает. Он гений и для современников, и для потомков!)

Типы и формы главных членов

Подлежащее

Подлежащее – главный член предложения, который отвечает на вопрос Кто? Что? и, если оно выражено именем, имеет форму именительного падежа.Наш поезд опаздывает. Эта работа важна для меня. Он прекрасен.

Подлежащее может быть выражено:

— существительным (Мальчик рисует.);

— местоимением (Он рисует; Каждый может ошибиться; Ктопришел?; Что упало, то пропало; Вот человек, который поможет);

– числительным (Семеро одного не ждут; Два – чётное число);

— словосочетанием (Две птицы улетели; Несколько птиц улетело;Пачка книг рассыпалась; Каждый из нас может это сделать; Край неба уже заалел; Что-то недоброе было в его взоре; Море огней сияло и переливалось внизу.);

— неопределенной формой глагола (Учиться было интересно.);

— любой частью речи, используемой в роли существительного («И» –сочинительный союзВот и настало это страшное завтра; Раздалось испуганное «Ах!»;

— полным прилагательным или причастием, хотя и весьма редко; в том числе перешедшим в существительное, то есть прилагательным или причастием в роли существительного, субстантивированным словом (Синий – вот его любимый цветВчерашнее не выходило у него из головы; Рассказанноевами заинтересовало меня; Виновные были наказаны.

Внимание! Подлежащее имеет форму именительного падежа. В односоставных предложениях типа Мне скучноЕму хочется в отпускподлежащего нета слова мне и ему являются дополнением (в форме дат. падежа).

Особую трудность для учащихся представляют конструкции, которые содержат существительное-дополнение в винительном падеже без предлога, когда у слова совпадают формы именительного и винительного падежа, например:

Бланк надо заполнять печатными буквами; Класс убирают

ежедневно и др.

Это односоставные предложения, где словоформы бланк и класс являютсяпрямыми дополнениями в винит. падеже. Если подобные конструкции вызывают у вас затруднение, поставьте на место существительного такое слово, у которого формы именительного и винительного падежа не совпадают, и вы убедитесь, что данное слово – дополнение, а не подлежащее:

Открытку / бланк надо заполнять…; Комнату / класс убирают…

В двусоставных предложениях, даже при инверсионном построении фразы, обычно понятно, какое слово является подлежащим:

Это должен знать каждый; Солнце закрыло облако.

Обратите внимание! (Синтаксичекие нормы) Прямое дополнение,совпадающее по форме с подлежащим, рекомендуется ставить после сказуемого, то есть использовать прямой, а не инверсионный порядок слов, начиная предложение с подлежащего:

Мать любит дочь; Суды защищают законы; Лень порождает беспечность.

При перестановке изменится смысл или же возникнет какая-то двусмысленность; восприятие таких предложений при инверсии затруднительно, и потому вместо конструкций типа Солнце закрыло облакорекомендуется либо сохранение прямого порядка слов, либо использование страдательного причастия: Облако закрыло солнце; Солнце было закрыто облаком.

Сказуемое

Сказуемое – главный член предложения, называющий действие, состояние или признак (которое/-ый приписывается подлежащему) и грамматически связанный с подлежащим.

Таким образом, сказуемое имеет грамматическое значение (наклонения, времени и др.) и лексическое значение (обозначает определенное действие, состояние, признак, приписываемый подлежащему): Он работал. Он болеет /болен.

В школьной грамматике выделяется три типа сказуемых:

простое глагольное сказуемое;

составное глагольное сказуемое;

составное именное сказуемое.

Простое глагольное сказуемое

может быть выражено:

1) одним глагольным словом: Опять идут дожди. Я жду тебя.

Он встретил меня у метро.

2) составной глагольной формой Я буду ждать тебя. Экзамены

будущего времени будут проводиться в мае.

(у глаголов несоверш. вида):

составной формой повелительного Пусть они работают вместе.

и сослагательного наклонения: Давайте ему поможем.

Пришёл бы ты вовремя хоть раз!

3) может состоять из нескольких Он далеко не сразу пришел к

слов, если выражено устойчивым этому выводу.

словосочетанием, фразеологизмом: Ты целый день баклуши бьёшь.

Он задел меня за живое, и я

потерял терпение. Что ты мне

мозолишь глаза?

Составное глагольное сказуемое

всегда содержит две части:

Вспомогательная часть:

Основная часть:

слово с фазисным или модальнымзначением*

*значение выделенных терминов см. ниже

глагол в неопределенной форме, то есть инфинитив (или устойчивое сочетание, фразеологизм, в составе которого есть инфинитив)

Например: начал работать, хочет учиться, надо ехать,

могу потерять терпение, не должны идти на поводу.

Охарактеризуем подробнее разновидности составного глагольного сказуемого.

1) составное глагольное сказуемое с фазисными (фазовыми) глаголами, то есть с глаголами со значением начала, продолжения, конца (фазы) действия, например:

начать – начинать

продолжить – продолжать

завершить – завершать + инфинитив

закончить – заканчивать

перестать – переставать и др.,

а также с глаголами

стать, бросить – бросать,

броситься – бросаться + инфинитив

в фазисном значении.

Он начал рассказывать свою историю, а мы стали его слушать.

Мы перестали встречаться не по моей вине.

Он бросал курить уже несколько раз.

Юноша бросился помогать пожилой женщине с тяжелой сумкой.

Ты и дальше будешь продолжать дурака валять?

Он начал делать доклад только после того, как в зале прекратили

разговаривать.

2) составное глагольное сказуемое с модальными словами, то есть со словами и сочетаниями со значением

возможности / невозможностимогу, сумею, имею возможность, можно, нельзя, невозможно, способен / не способен и др.

+ инфинитив:

Я могу / имею возможность / сумею это сделать.

Ему можно / невозможно / нельзя верить после этого случая.

Он способен / не способен исправить всё самотоятельно.

Малыш больше не в силах идти.

Пока я не могу дать ответ на этот вопрос.

волеизъявления, желания: хочу, хочется, желаю, намереваюсь, имею намерение, задался целью, горю желанием, не прочь, готовлень, неохота и др.

+ инфинитив:

Он давно уже намеревается / имеет намерение навестить вас.

Ему не хочется / лень туда ехать.

Он готов тренироваться с утра до ночи.

Они горят желанием вам помочь.

Ей надоело учиться и в то же время лень работать.

долженствования, необходимостидолжен, обязан, вынужден, намерен, необходимонадо, не стоит, нужно и др.

+ инфинитив:

Ты ни в коем случае не должен оправдываться.

Она вынуждена работать в нескольких местах.

Вам необходимо / надо пересмотреть свое отношение к работе.

3) в роли вспомогательного компонента может выступать краткое прилагательное рад с оценочным значением + инфинитив:

Он всегда будет рад видеть вас в нашем доме.

Я рад вам помочь.

Таким образом, вспомогательные единицы с модальным значением – это слова разных частей речи, а не только глаголы(Это важно учитывать при выполнении заданий по данной теме.)

Обратите внимание! Инфинитив может не только входить в составное глагольное сказуемое, но и быть любым членом предложения, например:

Он просил (кого?) меня (о чём?) никому об этом не рассказывать. = действие подлежащего он только просил, а не рассказывать будет другое лицо, то есть инфинитив здесь – это дополнение.

Аналогично: Он научит (кого?) тебя (чему?) пользоваться справочной литературой. Сказуемое в этом предложении научит, а инфинитивпользоваться – это дополнение.

(Подробнее о синтаксической роли инфинитива будет сказано далее).

Составное именное сказуемое

всегда содержит две части:

связочная часть (глагол-связка)

именная часть

может быть выраженной словом и нулевой

может быть выражена как именами, так и, вопреки названию, другими частями речи.

Например: Она стала студенткой; Он будет экономистом;

Мой ответ – четыре; Здесь всегда многолюдно; Дом уже построен.

Охарактеризуем подробнее именную часть и типы связок.

Именная часть может быть выражена:

1) именем существительным (чаще всего в Им. или в Тв. п.):

«Война и мир» – это известный роман Л.Н.Толстого.

Он стала переводчиком.

2) именем прилагательным в полной и краткой форме, в форме простой или составной сравнительной и превосходной степени:

Эта станция метро моя любимая.

Она не кажется мне больной.

После этой истории он стал внимательней / более внимательным.

Как же она была в молодости красива!

Сегодня он оказался сильнейшим.

3) Причастием в полной или краткой форме:

Документы будут оформлены вовремя.

Ребята показались мне повзрослевшими после этого похода.

4) местоимением:

Эта книга моя / раньше была моей.

Ты стал другим.

5) числительным:

Высший балл за эту работу – десять.

Он будет первым на этих соревнованиях.

6) наречием и словом категории состояния (в школьном курсе этот разряд слов включается в категорию наречий):

Они будут рядом.

Здесь прохладно.

Мне стало стыдно.

7) предложно-падежным оборотом:

У него вся одежда в грязи.

Квартира у нас с балконом.

8) инфинитивом:

В такой ситуации уйти – значит подвести всех нас.

9) Словосочетанием и фразеологизмом, синонимичным имени:

По-моему, он опытный человек, хотя и себе на уме.

Ваш компаньон, так сказать, стреляный воробей, но и я тёртый

калач.

Типы связок:

1) глагол-связка быть (в настоящем времени имеет нулевую форму):

Она больна / была больна.

Работа сделана своевременно (ср.: была / будет сделана).

Связки есть и суть (3 лицо наст. вр. глагола быть, устаревшая форма) в современном русском языке употребляются преимущественно в научном стиле, а также в некоторых разговорных оборотах:

Мать есть мать. Да кто ты есть такой, чтобы меня учить?

Движение есть форма существования материиЧто есть истина?

Теория и практика суть альфа и омега познания.

Нулевая связка указывает на грамматическое значение настоящего времени в изъявительном наклонении:

Она студентка (ср.: была студенткой / будет студенткой в прош. и буд. времени).

2) полузнаменательные (неполнозначные) глаголы и сочетания:

стать, становиться, являтьсяпредставлять собой, казаться, представляться, считаться, слыть, приниматься, оказаться, делаться, называться и некоторые другие в любой грамматической форме:

Небо потихоньку становилось ясным.

А он стал бы неплохим мастером!

Спектакль представляет собой необычный диалог.

Он казался мне вполне надёжным человеком.

Это не представляется / не кажется мне важным.

Он давно уже является её верным другом.

В такую пору вокруг делается светлее и радостнее.

Он слывёт болтуном.

Перевод оказался на редкость удачным.

3) Более редко в роли вспомогательных выступают глаголы со значением движения и положения в пространстве прийти, лежать, наступитьстоятьи др., когда они синонимичны связке быть:

Осень пришла / стояла (была) дождливая.

Письмо лежало (было) распечатанным.

Обратите внимание на то, что между частями сказуемого, состоящего из нескольких слов, могут быть какие-то другие члены предложения:

Он не будет этого делать.

Мы хотим сегодня вечером пойти в кафе.

Надо правильно определять тип сказуемых, имеющих некоторое сходство. Сравните, например, такие предложения: Мы будем у вас около восьми. – Мыбудем учиться в первую смену. – Мы будем студентами этого вуза.

Я рада / буду рада вашему приходу. – Я рада видеть вас.

Наконец-то на небе показалось солнышко. – Задание показалось мне трудным.

В заключение отметим ещё раз, что если простое глагольное сказуемое чаще всего выражено одним глагольным словом (спрягаемой формой глагола: Она преподает /преподавала / будет преподавать в вузе), то составные сказуемые всегда состоят из двух частей, хотя в составном именном сказуемом вспомогательная часть может быть нулевой связкой. Изобразим составные сказуемые так:

вспомог. часть: инфинитив:

составное хочу, хочется подумать, спать,

глагольное = могу, нужно + работать, учиться

сказуемое не надо, не стоит унывать, бояться

начал, перестал заниматься, болеть

связка: именная часть:

был, станет студентом, другим,

составное казался умным, спящим

именное = представлялось + иным, чудом

сказуемое делается старше, умней

пришла=была усталая

Синтаксические функции инфинитива

Глагол в неопределённой форме (инфинитив) может быть не только главным, но и любым второстепенным членом предложения. Надо отличать инфинитив в грамматической основе от инфинитива, выполняющего другие синтаксические функции.

1) Ехать (подл.) на такой лошади было для него наслаждением.

2) Читать (подл.) – это не только узнавать (сказ.) факты.

3) Инфинитив выступает в роли обстоятельства цели чаще всего при глаголах движения:

Он зашел к княгине (с какой целью?) проститься.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap