Семинары по психологии



ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 2. Психология социального взаимодействия.

2.1. Общение как социально- психологическое явление.

План

1. Понятие общения в социальной психологии.

2. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

3. Функции общения (прагматическая, формирующая, подтверждение, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная).

4. Типы межличностного общения (императивное, манипулятивное, диалогическое).

Практические проблемы оптимизации общения (обратная связь, коммуникативные барьеры, эффективное слушание).

Целенаправленное коммуникативное воздействие. Проблемы и тонкости педагогического воздействия.

Задания:

1. Определить особенности общения, при помощи комплекса методик проведя самотестирование.

2. Собрав данные, составить характеристику, в которой постараться проанализировать особенности проблемы общения и внести практические рекомендации по оптимизации общения.

Диагностические материалы:

1. Тест «Общительный ли Вы человек?»

2. Личностный опросник Айзенка.

3. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко.

4. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1998.

2. Злобина П. Г. Общение как фактор развития личности. — Киев, 1981.

3. Леонтьев. А. А. Психология общения. — М., 1994.

4. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой. — М., 1987.

5. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

2.4. Интерактивная сторона общения.

План.

Феноменология мотивации.

Подходы и модели описания мотивации. Иерархия потребностей по Маслоу.

Мотивы социального поведения человека.

Стимуляция мотиваций.

Теории межличностного взаимодействия (символический интеракционизм, теория обмена, теория управления впечатлениями и т.д.).

Вопросы для обсуждения:

1. Укажите, в чём различие между сознательной и бессознательной мотивацией?

2. Опишите роли потребностей и стимулов в возникновении мотивации.

3. Объясните взаимоотношение между иерархической моделью Маслоу и человеческой мотивацией.

4. Укажите различия между внутренней и внешней мотивацией и опишите существующую между ними связь.

Конспектирование:

1. Кожухарь Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности // В.п. — 2007. — №2. — С.15.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1997.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. — М., 2001.

Руденский Е.В. Социальная психология. — М.,1997

4. Сущенко С.А. Социальная психология. – Ростов — на — Дону, 2005.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

Шибутани Т. Социальная психология. — М.,1996

2.8. Конфликт. Коррекция и управление конфликтом

План

1. Конфликт. Элементы конфликта.

2. Динамика конфликта.

3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

4. Методы исследования и диагностики конфликта.

5. Принципы управления конфликтом. Стратегии миротворчества: контакт, сотрудничество, коммуникация и т.д.

Задание для студентов:

1. Путем самотестирования определить профиль личности и типичный стиль поведения в конфликтной ситуации.

2. Проанализировать результаты тестирования и внести рекомендации по развитию личности, коррекции своего стиля поведения в конфликтной ситуации.

Практическая работа:

* Построить профиль личности. Опросник Кеттелла 14-факторный (вариант для подростков). Цель работы — оценить развитие личностных качеств.

* Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведениюТ. Томаса.

Проведите самодиагностику с использованием предложенных тестовых материалов и проанализируйте её результаты.

* Проигрывание ситуаций:

1. Методика « Драматизация конфликта».

2. Упражнение «Стратегия в диалоге».

3. Упражнение «Третий не лишний».

4. Упражнение «Управление конфликтом».

Конспектирование:

1. Пископпель А.А. Концептуальные предпосылки организационно-деятельностной модели социального конфликта // В.п. – 2002.- №6.- С.55.

Литература

1. Белкин А.С. Конфликтология: наука о гармонии. — Екатеринбург, 1995.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. — М., 1998.

3. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс…/ Ростов-на-Дону, 1991.

4. Скотт Г. Джинни. Конфликты: Пути преодоления / пер. с англ. — Киев, 1991.

5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

4.3. Социальное познание и депрессия.

План

1. Понятие «депрессия».

2.Факторы, способствующие возникновения депрессии.

3.Негативное мышление как причина и результат депрессивного настроения.

4.Пути выхода из депрессивных состояний.

Литература

1. Аннабел Браун, Хелен Джеллино. Как жить с вашей болью. — М., 1995.

2. Годфруа Ж.. Что такое психология?: В 2-х т. Т.2. — М., 1996.

3. Майерс. Дэвид Социальная психология. — СП б., 1996.

4. Фонтана. Дэвид Как справиться со стрессом. — М., 1995.

4.5. Любовь, дружба и межличностная сензитивность.

План

1. Понятие «любовь» и «дружба».

2. Факторы, способствующие возникновению привязанности: близость, физическая привлекательность, сходство и чувство, взаимная привлекательность.

3. Теория и вариации любви.

4. Любовь — дружба.

Рефераты:

1. Привязанность как социальная зависимость.

2. Супружеские привязанность и счастье.

Вопросы для обсуждения:

1. Что мы ищем в своих возлюбленных?

2. Чего мы ждем от дружбы?

3. Как измерить любовь?

4. Действует ли эффект привлекательности только в ситуациях, имеющих сексуальную окраску?

5. Какие факторы способствуют увяданию и расцвету тесных взаимоотношений?

Термины: любовь, дружба, привязанность, взаимная привлекательность, психологическая совместимость, межличностная совместимость, аффект, счастье, межличностные отношения, симпатия.

Литература

1. Витек Г. Проблемы супружеского благополучия. — М., 1988.

2. Майерс Давид. Социальная психология. — М., 1996.

3. Цельмер 3. На всю жизнь: Психология семейной жизни. — М., 1992.

4. Шевандрин А.Н. Социальная психология образования. — М., 1995.

5. Эллиот Арронсон. Общественное животное. Введение в социальную психологию. — М., 1998.

4.6. Альтруизм.

План

1. Альтруизм. Теории альтруизма.

2. Ситуационные и личностные факторы, влияющие на проявление альтруизма.

3. Социализация альтруизма.

Вопросы для обсуждения:

Природа альтруистических поступков?

• Является ли альтруизм замаскированным эгоизмом?

• Действительно ли люди, спасающие других, всегда руководствуются мотивами бескорыстной заботой о других?

• Какие обстоятельства побуждают людей к оказанию помощи, а какие нет?

• Как на альтруистическое поведение влияют черты и ценности личности?

• Какое значение в оказании помощи играет лидер или раса?

• Можно ли обучить альтруистическим нормам?

Термины: альтруизм, эгоизм, эмпатия, моральная эксклюзия, религия, поступок, норма.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1998.

2. Битянова М. Р. Социальная психология. — М., 1994.

3. Майерс Дэвид Социальная психология. — М., 1996.

4.Эллиот Арронсон Общественное животное. Введение в социальную психологию. — М., 1998.

Раздел 5. Психология социальных ситуаций.

5.1. Стресс как психологическое состояние личности в условиях социальной напряжённости.

План.

Стресс. Признаки стресса.

Окружающая среда как стрессогенный фактор.

Личность человека как стрессогенный фактор.

Фазы стресса.

Физиологические и психологические последствия стресса. Преодоление стресса.

Практическая работа:

* Самодиагностика:

1.Тест « Симптомы нервного срыва».

2. Тест « Стрессоустойчивость».

Тест « Подвержены ли Вы стрессу?»

Тест на стресс

Тест на эмоциональность

Тест на степень тревожности.

Тест «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?»

* Анализ результатов диагностики.

*Упражнения для профилактики стресса.

Литература

1. Аверченко Л.К. Управление общением. – М.,2001.

2. Браун Аннабел, Хелен Джеллино. Как жить с вашей болью. — М., 1995.

3. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. — СПб.- 1991.

4. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2-х т. Т.2. — М., 1996.

5. Дэвид Фонтана. Как справиться со стрессом. — М., 1995.

6. Китаев – Смык Л. Психология стресса. — М., 1983.

7. Леонова А.Б. Профилактика стрессов. — М., 1993.

8. Лупьян А.Я. Барьеры общения, конфликты, стресс .- Минск, 1989.



Раздел 6. Психология малых групп.

6.1. Межличностные процессы в малой группе. План

1. Общение в группе как специфический вид взаимодействия.

2. Структура межличностных отношений в группе.

3. Влияние группы:

A) социальная фасилитация

Б) социальная ленность

B) деиндивидуализация

Г) групповая поляризация

Д) огрубление мышления

Е) влияние меньшинства

Рефераты:

1. Психология взаимоотношений в малой группе.

2. Социальные роли личности в группе.

3. Социальный статус личности в группе.

4. Межличностное восприятие в группе.

Конспектирование:

1. Сидоренков А.В. Психологические противоречия в малой группе // Вопросы психологии. — 2003. — №1.

Термины: социальный статус, социальная роль, фасилитация, поляризация, социальная личность, деиндивидуализация, ролевой конфликт.

Вопросы для обсуждения:

• Какое влияние оказывает на нас сам факт присутствия других людей?

• На сколько распространена социальная ленность?

• Является ли лидерство частным случаем влиянием меньшинства?

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. -М., 1998.

2. Битянова М. Р. Социальная психология. — М., 1994.

3. Еникеев М. И. Общая социальная психология. — М., 1999.

4. Майерс Девид Социальная психология. — М., 1996.

6.8. Социально- психологические функции массовой коммуникации.

План.

1. Понятие «массовой коммуникации».

2. Функции массовой коммуникации, отражающие специфику человеческого общения:

A) социальный контроль и управление

Б) информирование

B) формирование общественного мнения

Г) распространение культуры

Д) социальная активность личности

Е) социальная релаксация

Ж) социальное воспитание 3) интеграция общества и его саморегуляция

3. Функции массовой коммуникации, определяющие социально- психологические потребности аудитории.

A) функция социальной ориентировки

Б) функция аффиляции



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap