Семья и брак глазами молодых людей Успенского района



Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 69

Краснодарского края

З52450 с. Успенское, ул. Школьная 5 а, 88614055775

СЕМЬЯ И БРАК ГЛАЗАМИ

МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УСПЕНСКОГО РАЙОНА

Выполнила: Жураковская Елена

Викторовна, учащаяся ПУ № 69

2 курс, группа 7 ПМ.

ст. Убеженская, ул. Кубанская

д. 20/1 89186842759,

Руководитель: Федоренко Елена

Юрьевна, преподаватель истории.

УСПЕНСКОЕ — 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….. 3

II. ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА. ……………………..………….. 4

1. Семья, ее типы……………………………………………… 4

2. Функции семьи в современном обществе…………… 5

3. Правовая основа семейного законодательства………….5

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ И БРАК ГЛАЗАМИ

МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УСПЕНСКОГО РАЙОНА» ….………….7

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..9

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………10

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………11

1. ВВЕДЕНИЕ.

Семья – один из важнейших и специфичных социальных институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Семья – это небольшая группа людей, в которую человек попадает при рождении. Причем человек не может выбрать, в какой семье ему родиться. А каким он придет в общество, как раз определяет семья. Именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе, происходит процесс социализации общества.

В средствах массовой информации сегодня появляется очень много публикаций, в которых говорится о том, что современная семья потеряла свою значимость. Актуальность работы состоит в том, чтобы выяснить мнения учащихся о роли семьи и ее перспективах в третьем тысячелетии.

Цель работы: определить в ходе исследования значимость семьи и семейных отношений для современной молодежи.

Задачи исследования:

1.Изучить правовые основы семейного законодательства.

2. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме.

3. Подобрать методики для изучения общественного мнения.

4. Проанализировать собранную информацию о состоянии современной семьи и тенденциях ее развития с позиции современной молодежи.

5. Выявить точку зрения и представление современной молодежи о семье и семейных ценностях.

Гипотеза исследования: Ценность семьи среди молодежи падает.

II. ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА.

1. Семья, ее типы.



Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, которые связаны узами супружества, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

На протяжении тысячелетий семья испытывала и продолжает испытывать на себе влияние самых разных факторов общественной жизни. Семья и семейные отношения за время существования человечества претерпели значительные изменения в своем развитии. [См. приложение № 1].

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют несколько типов семейных структур :

1. Моногамное супружество и полигамию.

2. Патрелинеальные и матрелинеальные семьи.

3. Патриархальные и матриархальные семьи.

4. Гомогенные и гетерогенные семьи.

5. Малодетные, среднедетные и многодетные семьи.

6. Однопоколенная, двухпоколенная, межпоколенная. (3, с.112).

У педагогов-практиков деление семей принято на «неблагополучные», «формально-благополучные», «благополучные», семьи «богатых».

В современном обществе появилось достаточно большое количество моделей современной семьи(4, с.35). [См. приложение № 2].

Это можно проследить и на основе анализа Социального паспорта ГДОУ НПО ПУ № 69 КК. Ребята нашего учебного заведения проживают в семьях различных моделей. [См. приложение № 3].

Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространённой.

2. Функции семьи в современном обществе.

Ученые-социологи выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т.п.

Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций.

3. Правовая основа семейного законодательства.

Отношения в семье между ее членами, которые главным образом связаны с их лично — доверительным характером, относятся к числу таких, где существенно ограничивается применение норм права. Семейное законодательство – это система законодательных актов, регулирующих семейные отношения, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные имущественные и неимущественные между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), и другими родственниками, а также определяет порядок устройства в семью детей оставшихся без попечения родителей, рассматривает выплату алиментов в случае развода супругов и мн. др.

Конституцией Российской Федерации закреплено положение, в соответствии с которым семья, материнство, детство находятся под защитой государства (1, с.13). Этот конституционный принцип развивается во многих законодательных актах. Основным нормативным актом (источником), где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс Российской Федерации. [См. приложение № 3].

Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые возникают между супругами и другими членами семьи.

К источникам семейного права относятся также Конвенция о правах ребенка и другие международные акты. Отдельные правоотношения в области семейного права регулируют Гражданский процессуальный, Жилищный, Трудовой, Уголовный кодексы.

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ И БРАК ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УСПЕНСКОГО РАЙОНА».

Методика исследования

1. Социологический опрос с целью выявления общественного мнения местного социума о роли семьи для личности.

2. Анализ полученных данных.

Описание исследования

В ходе исследования были опрошены учащиеся ГБОУ НПО ПУ № 69 КК. Возраст респондентов от 16 до 19 лет.

Анкета была представлена в виде теста. Тест состоит из 12 вопросов, где респондентам было необходимо выбрать те варианты ответов, которые отражают их представления о семье и браке, ответить на вопросы и проранжировать категории по степени значимости. [См. приложения № 5].

В ходе анкетирования были выявлены позиции респондентов по всем включенным в анкеты вопросам. [См. приложения № 6].

Результаты исследования.

В результате анкетирования нами были получены следующие данные:

Проведенное исследование показало, что учащиеся имеют достаточный объем знаний и грамотно обосновывают свою точку зрения. Выявлено, что семья и семейные ценности являются ведущими для молодежи нашего района [См. приложения № 7, 8].

Половина опрошенных считают значимыми для жизни семью и здоровье. 15% девушек отметили ведущей ценностью – любовь, а 13 % юношей – материальное обеспечение,11 % юношей – друзей. Наименее значимым для респондентов являются стремление к познанию (3 %) свобода в действиях и поступках (4 %). Молодые люди не видят необходимости регистрировать семейные отношения (56 %), предпочитая жить «гражданским» браком. Предпочтение отдается партнерскому типу семьи (56 %). Наиболее предпочитаемый возраст вступления в брак – от 20 до 25 лет (40 % девушек). Ранние браки осуждаются большинством опрошенных (52 %). 48 % девушек планируют иметь двух и более детей.

Выводы:

Большинство респондентов считает, что современная семья испытывает кризис (64 %), причем в наибольшей степени с этим согласны девушки (49), меньше юноши (15 %); совсем не задумываются об этой проблеме юноши (5 %). 31 процент респондентов считает, что кризиса семьи в современном обществе нет.

Для большинства респондентов семья и здоровье важны в равной степени, причем наибольший процент мы имеем среди юношей;

Для значительной части молодых людей семья является одной из ведущих ценностей в жизни.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Известный российский социолог И.Бестужев-Лада считает, что не так трудно создать семью, как ее сохранять. Сегодня на нее обрушились «четыре джинна», свирепствовавшие и до этого, но державшиеся в определенных рамках вековыми традициями, нравами, обычаями (6,с.192

Проведенное исследование показало, что учащиеся имеют достаточный объем знаний и грамотно обосновывают свою точку зрения. Выявлено, что семья и семейные ценности являются ведущими для молодежи нашего района. [См. приложения № 7,8].

Половина опрошенных считают значимыми для жизни семью и здоровье. Молодые люди не видят необходимости регистрировать семейные отношения (56%), предпочитая жить «гражданским» браком. Предпочтение отдается партнерскому типу семьи (56 %). Наиболее предпочитаемый возраст вступления в брак – от 20 до 25 лет (40% девушек). Ранние браки осуждаются большинством опрошенных (52%). 48 % девушек планируют иметь двух и более детей.

Под влиянием модернизации различных сфер общественной жизни в XXI веке сложилась тенденция к сосуществованию в обществе различных моделей семьи, но и наряду с этим, в нетрадиционных, модернизированных моделях семьи ограничена ответственность супругов, т.е. размываются некоторые обязательные функции, что негативно влияет на процесс социализации подрастающего поколения.

Вопросы о семье и браке выходят далеко за пределы чисто моральных дискуссий. На кону — проблемы демографии, следовательно, и темпов развития общественной и экономической жизни.

Практическая значимость работы: Результаты данного исследования можно будет применять на уроках обществознания и права, на классных часах и родительских собраниях по теме: «Семья и семейные отношения».

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011.

Семейное законодательство. – / Под ред. С.А. Подзорова – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Семейный кодекс Российской Федерации.-НПК «Модус», ТОО «ЮКЭА», 2009.

Акутина С. П. Воспитание = семья и школа.//Классный руководитель.- 2006.- №7.

Анкета «Молодежный образ жизни».// Воспитание школьников.-2005.- №2.

Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов.-2-е изд.-М.: Научно-технический центр «Университетский»: Айрис-пресс,2010.

Мачехина О. Семья в современном обществе.// Воспитание школьников.-2003.- №4.

Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учеб.Пособие.-М.:АСТ, 1996.

Обществознание.10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2009.

Самохина А. К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников.//Право в школе. – 2004. — №4.

Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая.// Воспитание школьников.-2002.-№ 3.

Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию.//Преподавание истории и обществознания в школе.-2006.-№4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Исторические типы семейных взаимоотношений

Групповой брак внутри общины

-Полигамия

Переход от Homo habilis к Homo sapiens

Многоженство

-Матриархат

Период собирательства как основного занятия

Патриархат

-Парный брак

Охота как один из основных источников обеспечения жизни

Переход к скотоводству и земледелию

Патриархальная семья

-Моногамия

Классический пример – «римская семья»

Церковный брак(неравноправное положение супругов в семье)

Средневековье

Добровольный союз мужчины и женщины, не всегда освященный церковью)

Начало эпохи Нового

времени – XX век

Появление разнообразных моделей семьи

С середины XX века

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ДАННЫЕ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ГБОУ НПО ПУ № 69 КК НА НОЯБРЬ 2011 Г. (ФРАГМЕНТ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Конституция РФ

Статья 38

1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Семейный кодекс РФ

Статья 10. Заключение брака

1.Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1.Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2.Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Статья 12. Условия заключения брака

1.Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Статья 13. Брачный возраст

1.Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2.При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (в ред. Федерального закона от 15.11.1997 № 140-ФЗ).

Статья 40.

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Статья 41. Заключение брачного договора

1.Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Дорогой друг! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, ваши ответы помогут нам сформировать представление о знаниях семейного права среди молодежи нашего района.     Ваш пол: — Мужской — Женский

1. Как вы понимаете слово «семья»?

2. Что вы ждете от семьи, в которой живете?

А) хорошо организованного быта; Б) радости общения;

В) покоя и защиты; Г) благополучия и согласия

3. Что заботит вас в семье:

А) здоровье всех членов семьи; Б) трудовое участие;

В) совместно проведенные вечера; Г) быт, еда; Д) свой вариант ответа:

4. Хотите ли вы, чтобы ваша семья была похожа на родительскую, почему?

А) да; Б) нет; В) не знаю.

5. Какой тип семьи из перечисленных ниже вы предпочтете для создания своей семьи: А) патриархальный Б) партнерский?

6. Какой брак для Вас предпочтительнее:

А) Официальный Б) Гражданский В) Церковный Г) Ни какой.

7. Допускаете ли вы гражданский брак?

А) да, Б) нет, В) не знаю.

8. Какой возраст вступления в брак вы считаете оптимальным?»

9. На каких ценностях будет основана Ваша семья?

10. Какое количество детей планируете иметь в будущем?

11. Считаете ли Вы, что семья в России в современных условиях испытывает кризис развития? Да, Нет, Не знаю.

12.Мои ценности.

Расставить по степени значимости критерии: цифра 1 – те критерии которые по вашему мнению представляют наивысшую ценность для вас (2 критерия), Цифрами 8 –9 обозначьте те ценности, которые для вас имеют наименьшее значение, остальные критерии пронумеруйте по степени убывания.

Здоровье —

Материальная обеспеченность —

Любовь —

Интересная работа —

Друзья —

Семья —

Стремление к познанию —

Активная деятельность —

Уверенность в себе —

Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе анкетирования были выявлены позиции учащихся по всем включенным в анкеты вопросам.

На первый вопрос: Как вы понимаете слово «семья»?

Респонденты предложили следующие варианты ответов:

Круг людей, всегда готовых поддержать, помочь.

Родители и дети.



Просто слово.

Родственная связь, взаимопонимание, что то самое дорогое.

Это самые надежные, люди, которые всегда за тебя, всегда рядом.

Группа людей, которые живут в одном доме и их связывают родственные отношения.

Это то место, где вас всегда ждут и встречают с теплом.

Это самое значимое в жизни человека, одно целое.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap