Семейный сценарий



Районная научно-практическая конференция «Шаг в науку» — 2013

Тема: «Стиль семейных взаимоотношений как сценарий семьи ребёнка»

Автор: Должинова Елена Бадмаевна ученица 9 класса муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Засопка муниципального образования Читинский район

Руководитель:Фаркова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Засопка муниципального образования Читинский район

Засопка – 2013

1

«Стиль семейных взаимоотношений как сценарий семьи ребёнка»

Должинова Елена Бадмаевна

Россия, Забайкальский край, Читинский район, село Засопка, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Засопка, ученица 9 класса

Аннотация

Цель работы:на основании изученной литературы и исследования семей установить влияние родительской семьи на семейный сценарий ребёнка

Методы исследования:анализ, тестирование по методике PARI, обобщение.

Выводы:

1.По вопросам семейных взаимоотношений была изучена литература, в которой были даны понятия о стиле семейных отношений, типы воспитания ребёнка в семье, родительские директивы и семейный сценарий.

2.Для доказательства гипотезы была взята методика PARI, которая помогла исследовать взаимоотношения в семье. Были изучены две семьи в двух поколениях.

3. Данные методики были проанализированы и подведён итог, чтоприведенная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи, выполнены. Мы пришли к выводу, что родители закладывают в своем ребенке определенный стиль взаимоотношений в семье. Семейный сценарий сохраняется в последующих семьях детей.

4. По результатам исследования разработаны психологические рекомендации, которые будут полезны для старшеклассников и родителей нашей школы.

2

«Стиль семейных взаимоотношений как сценарий семьи ребёнка»

Должинова Елена Бадмаевна

Россия, Забайкальский край, Читинский район, село Засопка, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Засопка, ученица 9 класса

План исследований:

Проблема: Почему чаще всего дети повторяют судьбу своих родителей? Почему дочь алкоголика выходит замуж за потенциального алкоголика? Почему дети разведённых родителей чаще всего становятся покинутыми своими супругами? Такую предрасположенность детей повторять жизненные события, судьбу своих родителей или других ближайших родственников психологи называют семейным сценарием. Он может программировать не только неудачи и потери, но и успех и достижения. Мы можем только порадоваться обладателям счастливых сценариев. А если этот сценарий неуспешен? Как увидеть, распознать этот сценарий и уберечь себя от неудач?

Цель работы:На основании изученной литературы и исследования семей установить влияние родительской семьи на семейный сценарий ребёнка

Задачи работы:

1) Изучить специальную литературу по вопросам семейных взаимоотношений

2) Провести исследование двух поколений семьи ( А и Б);

3) Проанализировать результаты и подвести итог исследования.

4) Выступить с сообщением на родительском собрании

Объект исследования:Семья А исемья Б

Предмет исследования: психология семейных отношений

Гипотеза исследования: если родительская семья заложила в ребенке определенный стиль взаимоотношений, то он сохраняется в его будущей семье

Методы исследования: анализ, тестирование по диагностике, обобщение.

3

Список использованной литературы:

1. Жедунова Л.Г. «Основы психологии семьи и семейного консультирования»

2.Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений»; «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы» — Санкт-Петербург, 1992

3.Фромм Э. «Иметь или быть» — Москва, 1990

4

«Стиль семейных взаимоотношений как сценарий семьи ребёнка»

Должинова Елена Бадмаевна

Россия, Забайкальский край, Читинский район, село Засопка, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Засопка, ученица 9 класса

Введение

Вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего широко обсуждаются. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

Помимо типа отношения родителей и типа воспитания, формирования личности ребенка в семье во многом определяется родительскими директивами. Они могут являться источником многих эмоциональных проблем ребенка, как в настоящем, так и в будущем. Под директивой понимают скрытое, косвенное приказание, не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством виныперед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать неможет, они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя «хорошим». Директива – это своеобразное «скрытое послание» родителя ребенку, поучение. Сами родители могут не осознавать до конца глубинное содержание, котороезаключено в их директиве. Можно выделить ряд директив, негативно влияющих наформирование личности ребенка.

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет.

5

Семейный сценарий – повторяющиеся из поколения в поколение шаблоны  взаимодействия членов семьи, обусловленные событиями семейной истории. Семейный сценарий  содержит представления о том, с кем, как и для чего нужно жить в семье, сколько нужно иметь детей, каким образом заботиться о них, как строить отношения с расширенной семьей и т.п. Пословица «Яблоко от яблони недалеко падает» является отражением идеи о сходстве различных аспектов жизнедеятельности родителей и детей.

Практическая часть

Для доказательства своей гипотезы я решила обследовать две семьи. Для этого понадобилась анкета на исследование взаимоотношений в семье. Мне помогла методика , PARI, предназначенная для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. Которая позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений особенности организации семейной жизни, в семье можно вычислить отдельные аспекты отношений, благодаря которым вырисовывается картина взаимоотношений в семье. Итак, немного о семьях.

Семья А – взрослая супружеская пара, повидавшая в жизни уже много. Жене 58 лет, мужу 60 лет. У них довольно не маленький бизнес. Есть взрослая дочь, проживающая отдельно, которой 31 год и у которой уже имеется своя дочь (7 лет), любимая внучка.

Семья Б – молодая, но уже опытная супружеская пара. Жене 36 лет, мужу 35 лет. Есть 3 детей (8 лет, 10 лет, 13 лет) забот очень много. Проживают с матерью жены. В большом доме. Жена занимается маленьким бизнесом, в котором помогает муж, и он же работает на своей работе.

Результаты тестирования

Семья А

Тестирование показало, что семья А мало конфликтная. Родители были довольно мягки в воспитании своей дочери. И это же подтвердилось у самой дочери к своей дочери. Мать очень хозяйственная, то есть в доме всегда тепло и уютно. Муж не принимал слишком активного участия в воспитании дочери. Но и жена-не глава семьи.

Семья Б

6

В семье Б довольно часто происходят конфликты. Высока чрезмерная забота своих детей. Удовлетворенность ролью хозяйки не так высока, как в семье А. В этой семье проявлено доминирование жены. Но они все же не слишком требовательны к детям.

Выводы

Приведенная мною гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи, выполнены. Мы пришли к выводу, что родители закладывают в своем ребенке определенный стиль взаимоотношений в семье. Семейный сценарий сохраняется в последующих семьях детей.

7

ПРИЛОЖЕНИЯ

8

Приложение 1

Типы воспитания и его основные характеристики

Тип семейного

воспитания

Его основные

характеристики

Гипопротекция

Полная безнадзорность или недостаток контроля и опеки. В условиях нормального материального обеспечения нет внимания к потребностям ребенка, он предоставлен сам себе в духовной жизни. Формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение

Доминирую-щаягиперпро-текция

Чрезмерная опека, мелочный контроль. Подавляет самостоятельность, лишает возможности учиться на собственном опыте. Не формирует ответственность и чувство долга. Усиливает реакцию эмансипации, непослушание

Потворствую-щаягиперпротек-ция («кумир

семьи»)

Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм

Эмоциональ

ное отвержение

Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка

9

Жестокие взаимоотношения

Часто сочетаются с крайней степенью отвержения ребенка. Могут проявляться скрыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие

Повышенная моральная ответствен-ность

От ребенка требуют честности, порядочности, не соответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Насильно приписывают роль «глава семьи»

10

Приложение 2

Схема семейных взаимоотношений

11

Приложение 3

Результаты исследования семей

Семья А

1-А

24-А

47-А

70-а

93-А

2-Б

25-а

48-а

71-а

94-а

3-А

26-а

49-б

72-а

95-Б

4-Б

27-б

50-

73-б

96-А

5-б

28-б

51-б

74-а

97-а

6-а

29-А

52-б

75-а

98-А

7-Б

30-б

53-А

76-б

99-А

8-а

31-б

54-А

77-а

100-б

9-Б

32-б

55-Б

78-б

101-б

10-Б

33-А

56-Б

79-б

102-Б

11-А

34-Б

57-б

80-а

103-А

12-б

35-б

58-а

81-Б

104-а

13-А

36-б

59-б

82-А

105-Б

14-А

37-А

60-б

83-А

106-б

15-б

38-А

61-А

84-А

107-а

16-А

39-Б

62-а

85-б

108-б

17-Б

40-А

63-Б

86-б

109-б

18-б

41-а

64-б



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap