Семейный архив



МБОУ СОШ №85 с углубленным изучением отдельных предметов

Проект

«Семейный архив»

Автор:

Невежкин Максим

ученик 3 «В» класса

Руководитель: Панкратова Н.К. , учитель высшей категории

г.Н.Новгород

Содержание

Введение…………………………………………………….…………………..3

1.Актуальность темы…………………………………………….……………..3

2. Проблема. Гипотеза. …………………………………………………….….3

3. Результаты анкетирования…………………………………………….……..5

4. Цель и задачи …………………………………………………………..……7

5. Воспоминания о моем дедушке Ветеране Великой Отечественной войны…………………………………………………….……………….……..8

6. О тех, кто помогал фронту в тылу…………………………………………10

7.Выводы………………………………………………………………………. 11

8. Приложение………………………………………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

Еще теплы стволы орудий

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал. Вздохните, люди,

Переступив войны порог…

А.Твардовский.

Актуальность проблемы.

Известно, что в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией огромную роль сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше, и если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории. Проходит время и о ветеранах начинают забывать. Память о них должна быть сохранена на века и рассказы наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек должны передаваться подрастающим поколениям из года в год. Память о них жива, зачастую, лишь в их семьях. Рассказы о подвигах дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек в годы войны внуки слышат уже от своих мам и пап. С годами информация теряется, забывается.

При анализе проблемы нами было применено 2 метода:

Интервью, беседа с родственниками (интервью с родителями о жизни наших родственников (дедушки, бабушки) в годы войны).

Социологический опрос учащихся нашего класса, их родителей.

Медаль за победу над германией фото

социологический
опрос

Проблема:

Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и ребята нашего класса и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях?

Гипотеза:

Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста — прадедушки и прабабушки ребят нашего класса. Возможно, их родственники были участниками Великой Отечественной войны или работали в тылу и внесли вклад в Победу над фашистской Германией.

Провели опрос среди учащихся нашего класса, их родителей, бабушек и дедушек (Приложение 1).

Было опрошено 26 учащихся в возрасте от 9 до 10 лет, 26 человек родителей.

Результаты анкетирования.

Результаты анкетирования учащихся школы:

2. Есть ли в Вашей семье кто-либо, кто принимал участие в Великой Отечественной войне?

А. да, есть, это……….

Б. кажется, есть

В. не знаю

Интересовался ли ты подробностями участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне?

А. да, узнал, что……

Б. интересовался, но ничего не узнал

В. не интересовался

Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните и передаёте из поколения в поколение?

А. да, есть, это……….

Б. наверное, есть, по-моему, это….

В. не знаю



Результаты анкетирования родителей:

2.Передаются ли от старшего поколения младшему исторические факты и подробности участия членов Вашей семьи в Великой Отечественной войне?

А. да, от поколения к поколению

Б. хотели бы, но информация не сохранилась

В. нет, в нашей семье это не принято

3.В каком виде хранится и передается информация об участии членов Вашей семьи в Великой Отечественной войне?

А. из уст в уста

Б. печатный или рукописный вариант

В. вырезки из газетных статей, очерки в книгах

4.Хотели бы Вы познакомить молодое поколение с историческими подробностями участия членов Вашей семьи в Великой Отечественной войне?

А. да

Б. нет

В. затрудняюсь ответить

По результатам опроса учащихся и их родителей мы сделали следующие выводы:

незначительное количество семей ведут летопись своей семьи и хранят реликвии, в основном информация передаётся из уст в уста

большой процент опрашиваемых хотели бы сохранить информацию о семье в печатном варианте.

Цель и задачи.

Цель проекта:

Донести до ребят информацию о ценности и значимости того, что сделали для нас наши предки в годы войны; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно — исследовательской деятельности.

Развитие чувство гордости за историю России, края, своей семьи.

Задачи:

Расширение знаний ребят о Великой Отечественной войне;

Вызвать у детей интерес и желание самим узнать у родителей о жизни родственников в годы войны; а также вести летопись своей семьи и хранить реликвии.

Сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;

Развитие у ребят духовно-нравственных качеств личности.

Медаль за победу над германией фото Медаль за победу над германией фото

Воспоминания о моем прадедушке ветеране Великой Отечественной войны

Мой прадедушка, Иванов Григорий Ионович, родился в Кировской области в деревне. Семья была большая, 11 человек, но дружная и работящая. Жили скромно. И вот пришла страшная весть: «Началась война!» Мой прадедушка пошел добровольцем на фронт, ему было всего 17 лет. В военкомате он прибавил себе 1 год. Так он попал на фронт. Воевал и защищал, как и другие бойцы, свою Родину, свой отчий дом, своих родных.

Его сослуживцы тоже были молоды, от 17 до 22 лет. Командиром был грузин, храбрый и смелый юноша. Дедушка рассказывал, что у них была интернациональная, очень сплоченная команда солдат. Все относились друг к другу с уважением, а главное они были верными и надежными товарищами. «Война,- говорил дедушка, — это страшно! Это слезы, горе, боль утрат и потерь. Разрушенные города, деревни, села, сколько убитых и замученных людей…»

С августа 1941 года по 09 мая 1945 года мой прадедушка сражался в составе 64 отделения минометного полка. С 1941 года до мая 1945 года Григорий Ионович воевал на территории России, а потом прошел почти всю Европу: освобождал от немецких захватчиков Польшу, Чехословакию, Болгарию, Румынию и другие страны; дошел до Берлина. Воевал он мужественно, храбро, о чем говорят боевые награды: орден Ленина, орден Отечественной войны I степени и ряд медалей, в т.ч. и медаль «За победу над Германией, Японией» и др.

Я узнал от прадедушки, что нашим солдатам приходилось преодолевать серьезные испытания. Вот один из примеров. Их расчет спешно отступал, и пришлось провести долгую ночь в лесу, без еды и воды. Было холодно, стояла суровая и морозная зима. Нельзя было не только развести костер и погреться, но боялись пошевелиться, сидели тихо, тихо. У многих солдат портянки примерзли к ногам, хотя они все были в валенках. Потом многие наши бойцы попали в госпиталь с сильным обморожением. Но солдаты выстояли, немцы их не обнаружили. Все машины были целы.

Наши «Катюши» были стратегическим боевым расчетом, находились при ставке Верховного Главнокомандующего. Дав залп, во время которого все ракеты выпускались практически одновременно и за несколько секунд территорию в районе цели буквально перепахивали наши снаряды, «Катюши» срочно уезжали с этого места, чтобы противник не запеленговал их местонахождение. Немцы любой ценой желали получить нашу «Катюшу». Но им это не удалось!

Наступил май 1945 года. Вот он долгожданный День Победы! Прадедушка вместе со своими товарищами участвовал в параде на Красной площади. Сколько было радости, счастья, смеха и веселья! Но после парада, солдаты из их расчета, узнали, что отправляются в Китай, где шла война с Японией. И это после Дня Победы!

С 09 мая 1945 года по 7 марта 1947 года Григорий Ионович служил в составе 334 отделения минометного дивизиона на территории Китая, где шла война с Японией. Демобилизован 7 марта 1947 года. В конце войны был ранен.

Трудная и суровая юность была у моего прадедушки, но он был сильным и мужественным человеком, не падал духом, поддерживал своих товарищей. Войну он закончил, когда ему исполнилось 24 года, а военный стаж составил 14 лет, так как каждый год, проведенный на войне, считался за 2 года. Закончилась война и для дедушки. Он вернулся домой. Женился. Семью свою любил, заботился о жене и дочке. И в 1949 году он с семьей переехал в город Горький, где он и прожил всю свою жизнь. Время шло, дочка вышла замуж, появилась внучка, которую дедушка любил всей душой, а потом по прошествии многих лет и я правнук – Максим.

В г.Горьком в течение 27 лет прадедушка работал в уголовном розыске следователем.

Из воспоминаний Н.Комарова — начальника отдела кадров УВД, коллеги и друга моего прадедушки (очерк в интернете):

«Природная смекалка и наблюдательность, решительность и настойчивость в достижении цели – позволили Григорию Ионовичу со временем стать опытным розыскником. Его умом, находчивостью, хваткой восхищались оперативники с большим милицейским стажем.

Григорий Ионович не любил рассказывать о себе. Скромность и порядочность постоянно были неотъемлемыми чертами его характера. В трудную минуту они всегда был готов помочь товарищу. Свой богатый опыт и накопленные знания Иванов охотно передавал милицейской молодежи.

Очень хочется, чтобы Максим вырос копией прадеда, таким же тружеником, честным, порядочным, патриотом земли Российской и был бы продолжателем милицейской династии Ивановых, ничем себя не посрамивших, стоявших насмерть на страже правопорядка».

За долгие годы службы во время второй мировой войны и работы в следственных органах неоднократно награждался за выполнение боевых задач командования, мужество, личную храбрость. Его награды (которые сохранились, и удалось восстановить, остальные награды утеряны):

Орден Ленина

Орден Отечественной войны II степени

Медаль «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 г.г.»

Медаль за победу над Японией: 03.09.1945г.

Медаль «За оборону Ленинграда» № АВ 23153

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль «20 лет Победы ВОВ 1941-1945 г.г.»

Медаль «30 лет Победы ВОВ 1941-1945 г.г.»

Медаль «40 лет Победы ВОВ 1941-1045 г.г.»

Медаль «50 лет вооруженных сил СССР»

Медаль «60 лет вооруженных сил СССР»

Медаль «Имени маршала Жукова»

Медаль «Ветеран труда»»

Медаль «За безупречную службу в» Министерстве внутренних дел»

Награжден значком «отличник милиции»

Кроме этого, несколько раз заносился на Доску Почета и в Книгу благородных поступков личного состава РОВД.

Но не смотря на все пережитые моим прадедушкой трудности и испытания, он всегда был жизнерадостным, активным, веселым, решительным и смелым человеком. Вот уже 6 лет, как нет с нами нашего дорогого дедушки. Мы его помним, мы им гордимся, любим и никогда не забудем!!!

Мой прадедушка – славный солдат Великой Отечественной войны! Если задуматься, почему Россия смогла победить такого сильного, грозного врага? Конечно, было много причин, но главнейшая – благодаря солдатам, таким как мой прадедушка, которые любили свою Родину и не могли допустить, чтобы она была порабощена немецкой Германией. И эту любовь мой прадедушка и другие солдаты, которые прошли Великую Отечественную войну, передали своим детям, внукам и правнукам: любить Россию и делать все, чтобы она была великой державой.

О тех, кто помогал фронту в тылу.

Моя прабабушка Иванова Августа Дмитриевна родилась 24 ноября 1926 года в деревне Чичулята Кировской области. Когда наступила война, моей прабабушке исполнилось 15 лет.

Из рассказа моей бабушки: «Все односельчане в годы войны жили очень тяжело, но помогали фронту всем, чем только могли. Работы на полях и фермах продолжались. Старики, женщины и дети трудились день и ночь, чтобы спасти урожай. Работали, в основном, вручную: косили, убирали свеклу, вязали снопы, молотили зерно, скирдовали, веяли. Было очень голодно, хлеба не хватало. Чтобы выжить, женщины пекли хлеб из отрубей, мякины, жмыха, лебеды. Ели медуницу, щавель, ягоды, картофель. Обувь, одежду покупать было не на что. Несмотря на трудности, помогали фронту. С наступлением холодов вязали теплые варежки и носки и отсылали на передовую. Отдыха не было. Осталась в памяти у нас фраза «Все для фронта, все для Победы», вот так и выстояли. Когда пришел День Победы — 9 мая 1945 года, мы плакали от радости».

Отличительной особенностью тех лет является то, что наши земляки, как и люди всей страны, работали самоотверженно, не жалея сил и энергии.

Выводы

Пройдут века, и лучше и чище станут люди, шар земной будет жить по-иному – радостно и светло. Никто не услышит тяжких стонов земли, не обагрит золотые нивы человеческой кровью. И далекие наши потомки преклонят головы перед памятью людей-героев, людей особого склада, жизнь свою посвятивших тому, чтобы добыть человечеству счастье.

Я думаю, что никогда не забуду об этих людях, благодаря которым живу, учусь.

Для всех нас они наши герои – герои Победы.

О героях забывать нельзя, а тем более, если они живут рядом.

В результате работы над проектом мы достигли следующих результатов:

— сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;

— появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;

— чувство гордости за историю России, края, своей семьи, а также чувство уважения к ветеранам войны и труда; — приобрели навыки поисково-исследовательской работы;

— получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

Приложения

Приложение 1

Анкета для учащихся.

Дорогие ребята, предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе, ответив на следующие вопросы анкеты:

Интересовался ли ты тем, откуда произошла твоя фамилия?

А. да, узнал, что……

Б. интересовался, но ничего не узнал

В. не интересовался

Есть ли в Вашей семье кто-либо, кто принимал участие в Великой Отечественной войне?

А. да, есть, это……….

Б. кажется, есть

В. не знаю

Интересовался ли ты подробностями участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне?

А. да, узнал, что……

Б. интересовался, но ничего не узнал

В. не интересовался

Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните и передаёте из поколения в поколение?

А. да, есть, это……….

Б. наверное, есть, по-моему, это….

В. не знаю

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе, ответив на следующие вопросы анкеты:

Есть ли в Вашей семье кто-либо, кто принимал участие в Великой Отечественной войне?

А. да, есть, это………

Б. кажется, есть

В. не знаю

Передаются ли от старшего поколения младшему исторические факты и подробности участия членов Вашей семьи в Великой Отечественной войне?

А. да, от поколения к поколению

Б. хотели бы, но информация не сохранилась

В. нет, в нашей семье это не принято

В каком виде хранится и передается информация об участии членов Вашей семьи в Великой Отечественной войне?

А. из уст в уста

Б. печатный или рукописный вариант

В. вырезки из газетных статей, очерки в книгах

Хотели бы Вы познакомить молодое поколение с историческими подробностями участия членов Вашей семьи в Великой Отечественной войне (статьи в газетах, исторические очерки в «Книге памяти» и т. д.)?

А. да

Б. нет

В. затрудняюсь ответить

Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните и передаёте из поколения в поколение?

А. да, есть

Б. нет

В. не знаю

Спасибо за участие.

Приложение 2

Приложение 3

Награды моего прадедушки:

Военный билет

Медаль за победу над германией фотоМедаль за победу над германией фотоМедаль за победу над германией фото

Орден Ленина

Медаль за победу над германией фото

Орденская книжка и орден «Отечественной войны II степени»Медаль за победу над германией фото

Медалью «За Победу над Германией»

Медаль за победу над германией фото

Медалью «За Победу над Японией»

Медаль за победу над германией фото Медаль за победу над германией фото

Медалью «За боевые заслуги»

Медаль за победу над германией фото Медаль за победу над германией фото

Медалью «За оборону Ленинграда»

Медаль за победу над германией фото



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap