Сборник стихов Музыка слов



Стихи с музыкальными словами

Умение чувствовать, понимать стихи — удивительный дар, обогащающий духовный мир, наполняющий жизнь красотой и музыкой слов. Но доступна ли поэзия детям, долго ли ждать, пока ребенок сможет понять и оценить любимые строки, и с чего начать знакомство с серьезными поэтами?

Можно отыскать в поэтическом наследии простые строфы или доступные темы. Но нет в стихах Пушкина, Лермонтова, Крылова, Тютчева, Блока разделения на детские и взрослые. Поэтому читать ребенку стихи можно с рождения. Младенческий возраст — самое удобное время для знакомства с поэзией, поскольку ребенок будет всегда с радостью внимать всему, что бы вы ни говорили. Кроха чувствует ритм, получает удовольствие от мелодичности строк и так с самого начала жизни закладывается хорошая основа для развития речи и — привычка и любовь к поэзии.

Нет более естественного стихотворного произведения для крохи, чем колыбельная. Эта убаюкивающая песня успокаивает малыша и дает уверенность в близости любящих его родителей. Трудно сказать, что лучше и полезнее для ребенка — строчки, столетиями передававшиеся из уст в уста, или нежные слова любви молодой мамы, или авторские колыбельные. Но колыбельные на стихи классиков могут стать первыми образцами поэзии, с которыми познакомится малыш. Быть может это будут простые слова А.Фета:

Тихо вечер догорает,

Горы золотя.

Знойный воздух холодает —

Спи, мое дитя!

Малыш подрастает, его начинает интересовать окружающий мир. Подбирайте ему подходящие стихотворения. Используйте их по случаю.

Лиричные, точные, эмоциональные образы природы намного богаче наших собственных рассказов о смене времен года, природных явлениях. И лучше, если ребенок запомнит, представит поэтические картины, чем усвоит бесцветные описания.

Вот, к примеру, поэтические описания времен года:

Пройдет зима холодная, Леса зазеленеются,

Настанут дни весенние, И вместе с травкой бархатной

Теплом растопит солнышко, Взойдут цветы душистые.

Как воск, снега пушистые. ( С. Дрожжин )

Листами изумрудными

Читайте стихи в дороге. В условиях ограниченной подвижности ребенок будет рад такому развлечению.

Если ребенок увлечен поэзией, не стоит обрушивать на него сразу все сокровища мирового наследия. Читайте маленькими порциями. В длинных стихотворениях — первые строфы. Бывает, что он не хочет слушать стихи — сразу отложите книгу. А вот то, что во время чтения он занят своими делами, не должно вас расстраивать. Он, несомненно, слушает, впитывает каждое слово.

В младшем школьном возрасте у ребенка появляются стойкие интересы, увлечения. Подбирайте стихотворения на близкие малышу темы, и вы удивитесь, как внимательно он будет слушать, но здесь не удастся обойтись без вопросов.

Не стоит раздражаться. С этими вопросами входят в жизнь ребенка новые слова и понятия. И хотя большинство из них так и останутся в пассивной речи или забудутся, новое столкновение с этой лексикой в средней школе, взрослой жизни подарят радость узнавания.

Чтобы увлечь детей поэзией, можно придумать игры со стихами. Например, вместе вспоминать строки на определенную тему.

А вот другая игра, как раз для непосед. Прочитайте стихотворение Жуковского «Птичка».

Птичка летает, Где же ты, птичка?

Птичка играет, Где ты, певичка?

Птичка поет; В дальнем краю

Птичка летала, Гнездышко вьешь ты,

Птичка играла, Там и поешь ты

Птички уж нет! Песню свою.

Пусть ребенок представит, что он птичка, и действует по сюжету стихотворения: летает, прячется, вьет гнездо

Многие стихи могут стать интересными загадками. Более красивыми и образными загадками.

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

(Ф.Тютчев)

Попробуйте сочетать разные виды искусств, усиливая впечатление от них. Например, стихи и подходящую музыку или чередуйте поэтические и музыкальные отрывки. Обязательно предложите ребенку нарисовать стихотворение. Некоторые строки даже взрослого зовут взять в руки кисть.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И.Бунин)

И, конечно, обсуждайте сравнения, аллегории, использованные поэтами. Только делайте это просто, с удовольствием, придумывая множество примеров. Ненавязчиво вводите слова, выражения из стихов, басен в повседневную жизнь. Тогда поэзия станет ближе, а речь ярче. Поэзия, как и другие виды искусств, способствует воспитанию чувств, умению сопереживать и сочувствовать, эмоционально реагировать на разные ситуации. И хорошо, если ребенок кроме радости почувствует и грусть некоторых строк, и жалость к литературным героям.

Стихи нужно читать не просто с выражением, но и с душевным порывом, который хорошо чувствуют даже младенцы. Принимая всю пользу поэтического воспитания, стоит помнить, что больше стихов — не значит лучше. Перекормить ребенка поэзией так же опасно, как не познакомить с ней вовсе. Не забывайте о замечательных стихах и сказках, написанных специально для детей. Они — ступенька к настоящей литературе, которую невозможно перепрыгнуть. В детском чтении классическая поэзия может чередоваться с произведениями К.Чуковского, С.Маршака, народными сказками, и, дополняя друг друга, они обеспечат гармоничное развитие ребенка.

Рогинина Л. Н.

Красная книга.

Митусов Павел 10 лет.

Красная книга — особая книга.

Знает об этом любой человек.

На книжных страницах птицы

и звери,

Которых она приютила навек.

Нельзя истреблять никого из природы,

Ведь всем существам очень хочется жить!

Так будем беречь и хранить что есть силы,

Природу родную для нас же самих!

***

Ростовцева Екатерина 9 лет.

Чтоб экологами стать

Законы леса надо знать:

Не мусорить и не кричать,

Природу надо охранять,

Тогда планета наша

Намного будет краше!

И покорит Земля родная

Красотой своей сияя.

***

Комова Анна 10 лет.

Берегите нашу Землю люди!

Нашу Родину и город, где живём,

Место, где родились и где любим,

Улицу родную, где растём.

Берегите красоту родного края:

Шелест листьев, трав весенних цвет!

Чтобы Родиною милой нашей

Каждый мог гордиться человек.

***

Кравчук Алёна 10 лет.

Экология для нас – жизнь на белом свете.

И понять это должны взрослые и дети.

Не кидать повсюду мусор

И не рвать в лугах цветы,

Регулярно чистить нужно водоёмы и сады.

Должен всякий понимать-

Природу надо охранять.

И тогда планета наша

Непременно станет краше.

***

Савенкова Алина 10 лет.

Нам природа-матушка

Шлёт наказ такой:

«В лесу мусор не бросать,

Веток хрупких не ломать,

Насекомых не ловить,

Всем природу-мать любить!»

Новый год.

Кравчук Алёна 10 лет.

В Новый год Дед Мороз

Все мечты исполнит,

И ненастный грустный день

Он радостью наполнит.

Пробьют куранты на часах,

И Дед Мороз придёт,

С собой прихватит чудеса,

Подарки принесёт.

И закружит весельем всех

Наш дружный хоровод,

Зажжёт огни на ёлочках

Прекрасный Новый Год!

Мороз.

Кравчук Алёна 10 лет.

Постучал мороз в окошко

И подул на лес немножко.

На узорчатом стекле,

След он свой оставил

И поверить в чудеса,

Всех людей заставил.

Няне.

Кравчук Алёна 10 лет.

Слышу сладкий голос твой.

Понимаю ты со мной,

Ощущаю нежность рук,

Разыгрался сердца стук.

Я так рада, снова вместе

Не могу скрыть своих чувств,

И шепчу тебе на ушко,

Няня, милая старушка:

«Я тебя люблю».

О Крылове детям.

Митусов Павел 9 лет.

Басни дедушки Крылова

Знают все: и стар и млад.

Написать и мы готовы,

Только пусть нас подучат.

Написал он много басен,

Ничего не упустил.

Басни эти о животных,

А подумаешь-поймёшь

В них людские недостатки

Отразились без остатка.

***

Гудач Кристина 11 лет.

Надоели грязь и слякоть,

Серый дождь идёт с утра.

Настроенье — никакое,

Поскорее бы зима.

Взять бы санки

И скатиться вниз по горочке крутой.

И в тебя зима влюбиться,

В белоснежный образ твой.

***

Борисов Иван 11 лет.

Пришла зима холодная

С морозами, снегами.

Завыли вьюги лютые,

Петь птицы перестали.

Но скоро солнце яркое

Прольёт свои лучи,

Утихнет непогода,

Не хмурься, не грусти.

Любимый писатель.

Кравчук Алёна 9 лет.

Дедушка седой

Дарит нам стихи.

Взрослым и детишкам

Нравятся они.

Мы читаем басни,

Учим наизусть

И приносим в школу

Радость, а не грусть.

Дома мы читали

Про волка и кота,

А в школе рассказали

Про Моську и Слона.

Выучим все басни

Дедушки Крылова.

Был бы жив сегодня,

Попросили б новых.

Осень.

Кравчук Алёна 9 лет.

Вот проходит осень…

И в пути метели;

Попрощавшись с нами,

Птицы улетели.

Деревья засыпают,

Золото роняя,

Под моим окошком

Коврик расстилая.

Разноцветный, пёстрый,

Как руками тканный,

По утрам морозным

Серебром устланный.

Радугой сверкая,

Он горит, искрится,

И на землю тихо

Первый снег ложится.

О войне.

Кравчук Алёна 9 лет.

На кургане танк стоит

И огонь всегда горит.

Здесь защитники лежат;

Память прошлого хранят.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap