Сборник Этнокультурные традиции эвенков



Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

«Этнокультурные традиции эвенков»

Сборник составлен по материалам участников районной виртуальной викторины «Включись!»

Нерюнгри, 2013

Авторы проекта О.М. Трандафир, Понамарева А.С.

Составитель О.М. Трандафир

Редакционная коллегия: Н.В. Аксенова, А.С. Пономарева,

В.М.Мещан

В сборник вошли лучшие работы школьников Нерюнгринского района, представленные на творческий конкурс, виртуальной викторины «Включись», проводимой в рамках детско-юношеского фестиваля эвенкийской культуры, организованной отделом творческого развития ЦРТДиЮ г. Нерюнгри РС(Я).

Орфография и пунктуация произведений представлена в редакции авторов:

Артюкова Дмитрия МОУ Гимназия №1, 5 А класс

Кузнецовой Ульяны ДДТ п. Беркакит

Постоноговой Анастасии МБОУ СОШ № 15, 5 Б класс

Филипповой ЛюбовиСОШ № 3, А класс

Шамсутдиновой Альбины МБОУ СОШ № 15, 8 класс

Григорь АнастасииМОУ Гимназия № 1, 6 в класс

Шукюровой ЭльмирыМОУ СОШ № 3, А класс

Бровкиной Александры МБОУ СОШ № 15, 5 А класс

2013 г.

Юный друг!

Тебе повезло, ведь ты живешь в уникальном месте, на юге Якутии, где сохраняются культура, язык и традиции удивительного эвенкийского народа, имеющего богатую историю на нашей Северной земле.

Если ты стал участником викторины «Этнокультурные традиции эвенков», то это означает, что ты неравнодушен к судьбе и истории коренного народа, значит, ты стремишься к сохранению его духовных ценностей!

Оргкомитет

История села Иенгра

Под яркими северными звездами, у подножия одной из красивейших гор Станового хребта с поэтическим названием Спящая красавица, на берегах небольшой речушки Иенгра, широко раскинулось село с тем же названием.

Если смотреть на гору с села она похожа на спящую девушку на восходе «просыпается» на закате «спит». Его примечательность в том, что в нем живут представители традиционного кочевого народа-эвенки у которых сохранилась до сих пор культура, язык эвенкийского народа. Село основано 126 году именно здесь эвенки остановились на постой, и так выросло не заметно село Иенгра.

Село Иенгра свое название получило от эвенкийского слова, означающего «ветвистые рога». Само название эвенков – тунгусы. Впереводе — эвенкил – идущие поперёк хребтов. Существует гипотеза, что в 3 веке до н.э. народ Увань переселился с территории северного Китая. Эвенки – малочисленный народ Крайнего Севера России. По мнению этнографа Р.М. Василевича этот термин первоначально означал «человек». Называли эвенков также орочонами, что следует понимать как «оленный».

Эвенки – единственный народ Севера, который освоил не только огромные пространства тайги, но и проник далеко на север, достигнув лесотундры.

Эвенки-тунгусы разделялись по формам своего хозяйства на «пеших» или «сидящих» — охотников и рыболовов, «оленных» — охотников и оленеводов.

Эвенки говорят на эвенкийском языке. Письменность эвенков была оформлена в 131 году на основе латинской графики, с 137 года письменность ведется на основе русского алфавита.

Родовые общины эвенков

Заселение эвенками Нерюнгринского улуса шло с Амура. Это подтверждается названием родов, которые по сей день сохранились у жителей села Иенгра

Чувство родства у эвенков развито очень глубоко и в наше время люди с одной родовой общины носят одинаковые фамилии. Общее происхождение эвенков объединяло родственников до седьмого-восьмого поколения. От каждого поколения отделялось по 0 семейств. Представители старшего поколения могли на память назвать имя любого представителя своего рода. В селе Иенгра 24 общины самые знаменитые «Кэптукэ» «Алгома» С Началом христианизации стали входить в среду эвенков и разные фамилии и имена. Якут Колэ из учурского рода Бута дал поколение Колесовых. Наум из этого же рода дал поколение Наумовых, один из потомков Бута дал поколение Пудовых. Представитель учурского рода Трофим дал начало поколения Трофимовых. Так появлялись у эвенков современные фамилии.

Народная мудрость эвенков

Эвенк – человек, привыкший к кочевой жизни. С оленями, с природой связана вся жизнь эвенка, от рождения до смерти. С оленями тесно связана эвенкийская культура, много поверий, легенд, сказок, пословиц.

Эвенкийские пословицы, как и у других народов, отличаются краткостью, образностью, широтой и отточенностью мысли.

Охотнику нужны олени, как глухарю крылья.

Олень и собака – друзья охотника.

Стельную важенку резать – оленей не увидишь.

Когда убьёшь дикого оленя, после еды все кости собери и положи в лабазе. Если будешь бросать на землю, дух охоты Хинкген рассердится, и тебе на охоте не будет удачи.

Не бей оленя, а то дух оленя рассердится, и от тебя уйдут все олени.

Прикочевав на старое стойбище – не кричи и никогда не ругай. Напугаешь духов этой земли – тебе на охоте не будет удачи.

Рано вставай, тогда будешь иметь добычу.

Помогай старым, их не серди. Если будешь злить старых, жизнь станет плохой.

Много раз не злись, а то скоро состаришься.

Когда приедешь к большому озеру или к реке, то не кричи и камни в воду не кидай: обидится и рыба не будет ловиться.

Если на охоте ничего не добудешь – не ругай те места и ту землю, где охотился. Дух охоты услышит и обидится, надолго убежит от тебя.

Прикочевав на старое стойбище – не кричи, дух земли испугается. Напугаешь духов этой земли – тебе на охоте не будет удачи.

Нельзя бросать палку поперёк дороги, по которой кочуют или прошёл зверь.

Из озера не вылавливай всю рыбу, а оставь своим потомкам.

Как люди достойные живи, не обрубая их тропы. Свои прихоти во вред другим не убаюкивай, как младенца. Тех, кто раньше тебя увидел солнце, слушай.

Поверья эвенков

«Тайга кормит оленей, а олени кормят и одевают нас», «Если мальчик играет с оленятами, то из него вырастет хороший оленевод» — так говорят эвенки-оленеводы. От количества оленей всегда зависело благополучие их жизни.

В летний период вся забота об оленях ограничивалась устройством дымокуров, вокруг которых животные собирались сами, спасаясь от гнуса. У эвенков давно вошло в поговорку, что летом оленей пасёт гнус. Наиболее беспокойное время для оленеводов–эвенков – это осень, когда олени разбегались в поисках любимого лакомства – грибов. Зимой же олени уходили недалеко.

По-видимому, олени с глубокой древности находились в личной собственности каждого охотника. Об этом свидетельствуют обычаи эвенков: уплата калыма в виде оленей непосредственно отцу, а не родственникам невесты; выделение оленей в личное пользование женатому сыну сразу после женитьбы. Особого внимания заслуживает обычай эвенков: в случае потери оленей собирать пострадавшему коллективно по оленю со всех сородичей. У эвенков был обычай обмениваться оленями в виде своеобразных взаимных «подарков», когда родственники встречались в тайге на промысле.

Численность оленей всегда зависит от ритма северной природы и хозяйственной деятельности человека в освоении новых территорий. Большой урон оленеводству Амурской области был нанесён при строительстве Зейской ГЭС и промышленном освоении зоны БАМа, из-за этого сократились богатые оленьи пастбища, нарушена экология. В легендах эвенков в годы «большой оленьей беды» звучал скорбный мотив песни:

Куда ушёл олень, дающий нам жизнь?

Он давал нам мясо и кровь для супа,

Давал нашим собакам силу бежать по глубокому снегу.

Его жилы сшивали нам одежду,

А в его костях был нежный мозг – уман.

Наши жилища согревал огонь его жира,

И наши щёки лоснились от его соков…

Эйах-эйа, куда же ты ушел, наш олень?

Поверье – предание, основывающееся на суеверных, мистических представлениях. Например, у эвенков существует такое поверье. Когда охотник отправляется на охоту, он должен знать, что если встретит медведя, то нельзя называть его словом «медведь», надо обращаться к нему уважительно – «дедушка».

У шаманов для сохранности поголовья оленей были свои атрибуты – ровдужные коврики, в середине которых вышивали силуэт оленя, стоящего в кругу.

Традиционные эвенкийские праздники

… В июльском лесу неподалеку от стойбища прокуковала кукушка. «Что слышишь?» — спросил старый эвенк у внука, помогавшего подгонять оленей. – Кукушка сказала: «Икэнипкэ». Пора собираться на встречу всех родов».

Каждое лето в селе Иенгра проводится национальный праздник Новый год, эвенкийский «Икэнипкэ». На этот праздник собираются все эвенки живущие в этих краях. Середина лета – время рассвета всего живого, когда природа начинает излучать жизненную энергию с новой силой. Для эвенка наступает Новый год, который приносит новые силы жить. Этот праздник один из любимых и почитаемых праздников эвенков. Это праздник возрождения древних обрядов, народных традиций. Здесь можно познакомится с фольклором, песенной культурой эвенков, национальными играми: бросанием маута, перетягиванием палки, борьбой хапсагай, прыжками через нарты.

Эвенкийский праздник встречи солнца БАКАЛДЫН. В конце марта проходит уникальный праздник Бакалдын – праздник встречи солнца. Этот день для всех особенный тем, что люди обращаются с молитвами к божествам. Целый год эвенки готовятся к весенним спортивным состязаниям, чтобы показать себя в традиционных для эвенков видах спорта: гонках на оленьих упряжках и верхом на олене, метании аркана, прыжках через нарты, стрельбе из лука.

«Утывэткун» — день оленеводов. Этот праздник наступает в первое воскресение марта. Обозначает встречу весны. На этом празднике оленеводы соревнуются в гонках между собой. Так же проводятся детские гонки, верхом на олене и на нартах. Поются песни, водятся национальные хороводы.

Эвенки ценили умение не только воевать, но и вести переговоры о мире. Сначала отряд во главе с шаманом подходил к лагерю противника и предупреждал громким криком о своем приближении. Противник высылал парламентеров — двух пожилых женщин. Ремешки их унтов (меховых сапожек) должны быть обязательно развязаны. Это знак, что парламентеры готовы вести переговоры. С пожилыми женщинами вступают в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону. Шаман демонстративно отвергал предложения и приказывал готовиться к бою. Тогда обороняющиеся присылали двух пожилых мужчин с развязанными ремешками унтов. Начинались новые переговоры, которые теперь вели между собой старейшие мужчины. Однако и на этот раз соглашение достичь не удается: шаман отсылает парламентеров обратно. Тогда в лагерь нападающих прибывает шаман из обороняющегося стойбища. Оба шамана садятся спиной друг к другу, по обе стороны от вонзенных в землю крест-накрест мечей, и говорят напрямую. Заканчивается такой разговор заключением мира. Обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры, был призван создать у людей определенный душевный настрой, продемонстрировать каждому, как нелегко заключить мир и как важно беречь его впредь.

Народные приметы и культы эвенков

Примета – обстоятельство, явление, указывающее по народным верованиям на появление чего-либо, на связь с какимнибудь другим событием.

Приметы: очень важны для эвенкийского народа

Дым стелется по земле – будет плохая погода.

Ветер южный гонит облака – к дождливой погоде.

Звёздное небо в мороз – будет тепло.

Кукушка кукует – будет дождь.

Звезды сильно блестят – скоро тепло наступит

Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи своё имя.  

Когда убьёшь дикого оленя, после еды все кости собери и положи в лабаз. Если будешь бросать кости на землю, дух охоты Хинкген рассердится и тебе на охоте не будет удачи.

Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной дороге аргиша. 

По преданиям эвенков, человека с рождения окружают разные духи природы. Три главные присутствуют обязательно – дух Матери, дух Земли, дух Воздуха. «У оленекского дерева сучья вверх торчат», «Земля кормит оленя – олень кормит весь род», «Эвенк не может представить свою жизнь, без оленя», «Красив и здоров олень, радостный и счастливый эвенк», «Всех и все земля растит, человек тоже ее соринка», «Крыша дома – небо, стены его – тайга, сердце – олень»

«Если постоянно бить оленя, то у него портится характера», «Не надо поднимать много шума из – за пустяка, подобно чайке», «Душа юноши определяется по тому, какая у него нарта. Если она сделана прочно, аккуратно и всегда приятно смотрится – значит, у юноши светлая душа»

Культ огня, очага широко распространен у народов Севера. Функция очага – отопление и освещение жилища, приготовление пищи, защита от диких зверей. Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в семейных обрядах. Дух-хозяин огня представлялся у эвенков в виде старика, иногда с семьёй. Духа-хозяина огня, покровителя домашнего очага, семьи, рода постоянно «кормили» кусочками лучшей пищи и кумысом, к нему обращались с различными просьбами. У эвенков известен обряд-приобщение младенца к семейному очагу: ребёнка вносили в жилище и мазали ему лицо сажей, говоря: «Огонь, не принимай за чужого, свой пришёл».

Перед промыслом эвенки «советовались» с огнём; если в ответ их мыслям или словам пламя костра горело ровно, это предвещало удачу.

Огонь мог предсказать скорый приезд гостей.

При гадании о предстоящем пути, близкой перемене в судьбе огонь «чертил» на оленьей лопатке дороги человека или семьи.

Огонь обладал очистительными свойствами, мог уничтожить или изгнать злых духов, поэтому использовался в лечебных и шаманских обрядах.

Над огнём “очищали” промысловое снаряжение при длительной охотничьей неудаче.

Существуют эвенкийские народные приметы, запреты, поверья, связанные с огнём.

Не плюй в огонь. Если плюнешь, будет рана. Если плюнешь, заболит язык.

Не шевели огонь ножом (ранишь ноги бабушке-огню, рассердится).

Не бросай в огонь иголку, подавится дух-хозяин огня.

Не клади нож остриём к огню, поранишь ноги бабушке.

Не руби дрова около костра, в дороге не будет гореть огонь.

Культ огня неотделим от культа предков.

Культовое почитание медведя. К медведю самое трепетное у эвенков отношение. По поверьям эвенков – это прародитель. Есть древний праздник у эвенков — Медвежий праздник. По случаю добычи медведя устраивали праздник. Сопровождается песнями, танцами, играми. После добычи медведя, в берлоге охотники проводили ритуал. Разжигали костер, изготавливали шашлыки из разных органов медведя. Мясо съедалось всеми участниками охоты, чтобы охотник не боялся этого зверя. Потом проводилась импровизированная борьба с головой медведя, «борьба» заканчивалась победой над медведем.

Одним из эвенкийских обрядов является обряд очищения «Чычыпкаан». Он совершался при нарушении каких — либо охотничьих обычаев и правил. Перед чычыпкааном разводили костёр (двухметровый идол с расщеплёнными ногами). Затем убивали домашнего оленя и его кровью мазали рот, руки и колени чычыпкаан и идольчиков. После этого кормили огонь, бросая в него кусочки коленного жира оленя и пучок конского волоса.

Охотник с ружьём и посохом обходил чычыпкаан по солнцу. С западной стороны он пролезал между ног идола трижды. После этого он обращался с заклинанием к Байанаю, спрашивая чем не доволен и говорил, что для него поставил счастливый чычыпкаан. В заключение обряда охотник умолял злых духов не мешать духу-хозяину охоты, чтобы он послал удачи в охоте.

Обряд имеет ярко выраженный магический характер. Верили, что неудача, грязь – всё остаётся позади чычыпкаан. Деревянный идол считался не изображением духа, а магическим снарядом, отделяющим скверну от охотника. Термин «чычыпкаан» в переводе с эвенкийского означает развилку.

Культовым почитанием у эвенков-орочонов пользовались птицы: ворон, орел, лебедь, гагара, утка-чирок, кукушка, кулик, бекас. Все эти птицы считаются помощниками шамана в обрядах лечения, добычи оленьих душ, добычи охотничьей удачи, здоровья для семьи и т.д. все перечисленные птицы неприкосновенны, строго запрещалось их убивать и мясо употреблять в пищу.

Охотники верят, что ворон помогает оберегать оленьи стада от хищников, разыскивать животных во время промысла, выдавая их своими криками.

Орлы и лебеди являются неотъемлемой частью шаманских обрядов.

Чирки, бекасы и кулики во всех шаманских камланиях являлись сторожами. От них зависело путешествие шаманской души.

Таймень считается одним из носителей шаманской души в водной стихии.

Змея, ящерица и лягушка считались исцелителями болезней.

Национальные эвенкийские игры

Богата культура эвенков традиционными национальными играми.

«Борьба налимов» — Двое детей лежат на спине, валетом. Правыми руками они должны крепко облокотиться. Головы и левые ноги плотно прижаты к земле, а правые ноги сплетены. Усилием правой ноги каждый « налим» пытается перевернуть противника через себя.

«Бой быков» — Ведущий отмеривает площадку шириной 3 метра, а посередине проводит линию. Двух ребят у этой черты он ставит на колени так, чтобы они сомкнули головы. Как только он скомандует: «Начали», — противники начинают теснить друг друга. При этом им запрещается делать резкие выпады» «Бодаться» нужно плавно, не отрывая рук и коленок от земли.

«Заплетание девяти кос» играют две группы из девяти детей. каждой группе дается обруч к обручам, подвешенным на высоте поднятых рук, за концы прочно привязано по 27 прядей конских волос, длиной в один метр. Нижние концы волос, болтаются свободно. Игроки стоят в 15 шагах от обручей. По команде игроки подбегают и плетут косы. Побеждает та команда, которая заплетет больше кос.

Солнце (Хейро) — Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи-вперед и назад, и на каждый шаг говорят хейро.Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Олени и пастухи

Все игроки – олени. На головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них (аркан) маут (картонное кольцо или длинная верёвка с петлей). Игроки олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат на руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Ловкий оленевод

Участники игры, «оленеводы», располагаются на площадке для игры, шеренгой лицом к поставленной в 3-4 м от них фигуре оленя. Они по очереди бросают в оленя мяч. За каждое попадание «оленевод получает флажок. Выигрывает тот, кто сделает больших метких бросков.

Игры, способствующие познанию животного мира и развивающие быстроту и ловкость у эвенков.

Коршуны. Все встают в ряд, в затылок, держа друг друга за пояс. Передний изображает матку, защищающую во время игры детей- всех сзади стоящих. Ловящий изображает коршуна. Хлопнув предварительно в ладоши, коршун старается выхватить кого- нибудь из ряда, матка защищает. Переговоров между маткой и коршуном не ведется.

Привязанный медведь. Водящий изображает медведя. Его привязывают либо к жилищу, либо к чему- нибудь другому арканом, наброшенным на пояс. Место водящего занимал первый из пойманных медведем участников игры, которые вертелись рядом с ним и дразнили его.

Игра в оленя. Дети делятся на две группы. Каждый играющий в руке над головой держит ветку, напоминающую рога оленя. Группы сходятся и начинают «бодаться». Побеждает та группа, у которой сохраняется больше не сломанных рогов.

Игра в маут. На поляне, во дворе ставится предмет, на который укрепляются рога оленя. Играющий берет маут (веревка с петлей) и на расстоянии 5м бросает его на рога. Побеждает тот, кто больше сделает удачных бросков.

Юные нерюнгринцы чтут и уважают культуру эвенкийского народа, с удовольствием участвуют в национальных праздниках, пропагандируют образцы устного народного творчества. И сегодня они хотят обратиться к своим сверстникам о том, как важно сохранить этнокультурные традиций эвенков не только на словах, но и на деле.

Артюков Дмитрий

МОУ Гимназия №1, 5 А класс

Дорогой друг!

Мы живём на якутской земле, коренными народами которой являются: эвены, эвенки, долганы, чукчи, юкагиры. Якутия занимает 1/5 территории России, но как мало количество коренных народов! Я хочу сказать тебе, что эти малые народы должны жить и развиваться. Изучая историю эвенков, я узнал, что этот народ живёт по высоконравственным законам. Таким как:

Береги Отечество, родные места.

Не разрушай деревья, не убивай животных и птиц бессмысленно, не наноси вреда природе.

Не загрязняй водоёмы, озера, реки.

Береги отчий дом, домашний очаг.

Соблюдай порядок и чистоту в доме.

Если каждый человек будет стараться следовать этим правилам, то наша жизнь

станет добрей.

Кузнецова Ульяна

ДДТ п. Беркакит

Дорогие мои одноклассники! Я хочу обратиться к вам с просьбой. Нам обязательно надо, сохранить быт. Культуру и все что создали эвенки. Ведь они веками, закладывали прекрасные народные традиции. Помнят и бережно соблюдают их до сих пор. Прислушавшись к мудрым голосам предков, мы сможем строить свою жизнь по законам природы. Оберегать, ценить – красоту, которая есть вокруг нас. В селе Иенгра, каждый из сельчан, от мало до велика, вносит свой весомый вклад в сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, культурных ценностей, вместе со всей огромной страной, мы переживаем ее непростую историю. И у нас есть рядом пример сохранения традиций – это небольшой поселок Иенгра. Пожалуйста, давайте попробуем сохранить самобытность и особенности традиций эвенков. Так как мы, живем с ними рядом и вместе. И должны уважать традиции этой земли!

Постоногова Анастасия

МБОУ СОШ № 15, 5 Б класс

У эвенков и по сей день существует неписаный свод традиций и заповедей, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения:

«нимат»- обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам.

«малу» — закон гостеприимства, согласно которому самое удобное место в чуме предназначается только для гостей. Гостем же считался всякий, кто переступал «порог» чума.

«левират» — обычай наследования младшим братом вдовы старшего брата.

«тори» — брачная сделка, которая совершалась одним из трех путей: выплатой за невесту определенного количества оленей, денег или других ценностей; обменом девушками; отрабатыванием за невесту.

Каждый народ имеет право на жизнь!!!

Филиппова Любовь

СОШ № 3, А класс

Жизнь в суровых северных условиях сделала эвенков целеустремлёнными, мудрыми, физически выносливыми, мужественными, легко привыкающими к сложным переменам. И мне бы хотелось, чтобы наше нынешнее поколение тоже было таким, чтобы молодёжь знала, чего она хочет, и не сдавалась, идя к своей цели. Но для достижения цели нужно трудиться, ведь как говорят тунгусы: «Ленивый человек похож на оленя, который последним идет по проторенной дороге». Поэтому жизнь нужно прожить так, чтобы ты прокладывал себе дорогу сам, а не кто-то другой делал это за тебя. Трудолюбие, физическая выносливость, честность, верность слову, взаимопомощь и скромность – ценнейшие качества, которые передавались из поколения в поколение. Поэтому наше поколение должно ценить в людях всё это, как ценили их эвенки. Они никогда не прощали ложь и предательство, но и их доверие сразу утрачивалось к тому, кто хоть раз допускал ложь и обман. Поэтому и поговорка такая: «Тунгуса можно обмануть только раз».

Шамсутдинова Альбина

МБОУ СОШ № 15, 8 класс

Мы живем в многонациональной Республике. Определенный процент населения составляет коренное население. Для нашего района – это эвенки. Много исторических моментов пережили эвенки вместе с другими народами России: они осваивали вместе с геологами нехоженые места, многие защищали страну во время Великой Отечественной войны,  помогали фронту, помогали молодым строителям Малого БАМа обустраивать палаточные  улицы, доставляли строителям мясо и ягоду. В годы освоения труднодоступных мест Южной Якутии никто не мог обойтись без опытного проводника — каюра, непременно шедшего  вместе с оленем: первый каюр-старик  Филипп Леханов, затем молодой каюр оленевод Николай Кондаков. Сохранил этот  древний народ свою удивительную культуру и свой язык. Жизнь эвенка связана с природой, они говорят: «земля кормит оленя, олени кормят нас». Как важно беречь в этой жизни друг друга. Помнить, что « на свете нет малых народов. Величие народа не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом».

Григорь Анастасия



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap