Санитарно-гигиеническое состояние классной комнаты



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 82 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара

Секция: «Экология»

Санитарно-гигиеническая оценка

рабочего места

Выполнил:

Кипаев Михаил

ученик 6 «А» класса

МБОУ СОШ № 82

Руководитель:

Королькова Л.Н.,

учитель биологии высшей категории

Самара, 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

I. Рабочая среда – составная часть жизненной среды человека….5

1.1 Необходимость охраны воздушной среды…………………………5

1.2 Новое научное направление – видеоэкология………………………6

1.3 Нормативные документы…………………………………………….7

II. Экспериментальные исследования………………………………………….8

Экологическая характеристика места исследования…………………8

2.1 Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты…8

2.2 Оценка внутренней отделки помещения и мебели…………………9

2.3 Измерение и оценка параметров микроклимата……………………12

а) измерение температуры воздуха………………………………………12

б) измерение относительной влажности воздуха………………………12

2.4 Изучение вентиляционного режима помещения…………………..12

а) определение коэффициента аэрации…………………………………12

б) определение эффективности вентиляции……………………………13

2.5 Изучение естественной освещенности класса………………………14

2.6 Определение реакции организма при повышенной температуре в помещении………………………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………………...17

Список источников и литературы……………………………..………………...18

Введение

В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.

Актуальность нашей исследовательской работы состоит в том, что знание вопросов санитарных прав и норм необходимо для каждого ученика и педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

Целью нашей работы является изучение влияния условий классного кабинета №46 на здоровье учащихся.Объект исследования: «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (СанПиН 2.4.2.2821-10), которые вступили в силу 29 декабря 2010 г

Предмет исследования: учебный кабинет №46 МБОУ СОШ №82.Задачи: сделать измерения, расчеты, провести опыты, поработать со справочной литературой, сравнить полученные результаты с нормами СанПиНа;- через исследовательскую деятельность сделать вывод — соответствует ли нормам СанПиНа классная комната: мебель, её цвет; температурный режим; освещенность; чистота помещения (запыленность воздуха); площадь, объем воздуха;- выявить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье товарищей нашего класса.Гипотеза. Если в классной комнате все будет соответствовать санитарным нормам, мы меньше будем болеть и сохраним своё здоровье и конечно, будем лучше учиться.Приемы и методы: исследование, сравнение, наблюдение, анализ, анкетирование, опыт

Практическая значимость. Результаты нашего исследования имеют практическую значимость и важны не только для нашей школы, но и для всех, кого беспокоит состояние здоровья современного школьника – от администратора и медработника, до классного руководителя и заведующих кабинетами.

Научная новизна. Проведено исследование и получены результаты об экологическом состоянии кабинета математики, чего ранее в нашей школе не проводилось. Работа может стать стартовой для многолетнего исследования экологического состояния помещений в нашей школе.

Литературный обзор: В книге С.В.Алексеева «Практикум по экологии» нашли методические рекомендации по организации исследований параметров школьного кабинета, а также по оформлению тезисов для выступления. Провести экологическую оценку учебного места позволило изучение содержания СанПиНа (санитарные правила и нормы). Методика исследования рабочего места была взята на сайте Интернета. Таким образом, при написании работы была использована литература интернет-ресурсы.

I. Рабочая среда – составная часть жизненной среды человека

Труд человека — одно из важнейших условий для формирования личности. Почти четвертую часть жизни взрослый человек проводит на работе. Поэтому необходимо, чтобы условия труда соответствовали санитарно-гигиеническим нормам и сам труд, таким образом, не наносил ущерб здоровью человека. Мы еще учимся в школе, но, тем не менее, наша учеба — это наш труд, и мы должны заботиться о том, чтобы условия, в которых проходит обучение, были оптимальными[3].

Миллионы детей и подростков проводят в школах значительную часть своего времени. Их развитие происходит при непрерывном воздействии на них факторов визуальной среды. От качества среды учебных помещений во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Именно последние показатели во многом влияют на успешность в обучении и дальнейшую профессиональную деятельность. Рассматривая санитарно-гигиенические условия помещений, зачастую имеют в виду, прежде всего качество воздуха, освещенность, влажность, радиоактивный фон и т.п. Между тем, визуальная среда, с которой человек соприкасается каждый день, представляет собой такой же экологический фактор, как и упомянутые выше и имеет не меньшую степень важности для человека. Постоянная визуальная среда – её видимые элементы, их взаимное расположение, цветовое решение оказывает значительное воздействие не только на орган зрения, но и на человека в целом, вызывая как чисто физиологический ответ, так и психическую реакцию.

1.1 Необходимость охраны воздушной среды

Воздушная среда влияет на здоровье, общее самочувствие учащихся, их работоспособность на уроках. Изменения химического состава воздуха помещения вызвано, прежде всего, дыханием. Во время пребывания учащихся в классных помещениях уменьшается количество кислорода, увеличивается количество углекислого газа (от 0,03 до 1,84%), водяных паров, положительных ионов, количество бактерий, повышается температура, запыленность, в нем появляются органические примеси, аммиак, сероводород.

О качестве воздуха в помещениях принято судить по содержанию в нем углекислого газа. Установлено, что человек чувствует себя комфортно, если оно не превышает 0,1%. Скопление вредных газов происходит преимущественно в верхней части помещения. При высоте помещения 3,5 м. на одного учащегося приходятся около 4,4 кубических метров воздуха. За 40-45 минут через легкие ребенка 10-12 лет проходит 12,5 кубических метров воздуха.

Необходимая троекратная смена объема воздуха в классе достигается благодаря естественной и искусственной вентиляции, а также проветриванию[5].

Для охраны воздушной среды надо знать, по каким параметрам следует оценивать как окружающую атмосферу, так и воздух в жилых и производственных помещениях.

1.2 Новое научное направление – видеоэкология

Постоянная визуальная среда – её видимые элементы, их взаимное расположение, цветовое решение оказывает значительное воздействие не только на орган зрения, но и на человека в целом, вызывая как чисто физиологический ответ, так и психическую реакцию. Сформировалось новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды, — видеоэкология. В настоящее время до 80% увеличилась доля визуального общения с неприродными объектами, требующими особого отношения. Эти изменения напрямую касаются и образовательной среды школы.

Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона. Желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет, менее предпочтительны доски коричневого цвета и совсем недопустимы черные. Рабочая поверхность классной доски должна быть ровной, прочно удерживать мел при написании текста, обеспечивать легкое стирание мела. Цвет стены, на которой расположена доска, должен быть более светлым, чем остальные стены.

1.3 Нормативные документы

С целью защиты условий труда в нашей стране разработаны специальные нормативные документы, которые устанавливают предельно-допустимые нагрузки на человека на его рабочем месте. К ним относятся санитарные правила и нормы, которые учитываются в государственных общесоюзных стандартах (ГОСТ), строительных нормах и правилах[7].

Требования к воздушно-тепловому режиму.

Отопление, вентиляцию в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным знаниям.

При проектировании в здании общеобразовательного учреждения воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией поддерживать в помещении в рабочее время относительную влажность воздуха в пределах 40-60%. Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15 град. С. Температура воздуха в рабочее время не должна превышать 40 град. С.

Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Учебные помещения проветривать во время перемен. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в классных помещениях – 18-240С.

Требования к естественному и искусственному освещению.

Учебные помещения должны иметь естественное освещение. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. В помещениях общественных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному освещению. Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1[8].

В учебных кабинетах уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах- 300 лк., на классной доске- 500 лк.. (СанПиН 2.4.2.2821-10)

II. Экспериментальная часть

Экологическая характеристика места исследования: все исследования проводились нами в кабинете 46 МБОУ СОШ № 82. Данный кабинет предназначен для проведения уроков математики. Кабинет представляет собой искусственно созданная человеком экосистема. Он находится на четвертом этаже. Кабинет ориентирован окнами на восточную сторону, освещается солнцем около четырех часов[1].

2.1 Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты

Размеры класса обусловлены рядом педагогических и гигиенических требований. Ширина класса более 6 м неблагоприятно сказывается на освещенности парт третьего ряда естественным светом. При длине класса более 8 м затрудняется для учащихся, сидящим на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске. Скопление углекислого газа, аммиака, летучих жирных кислот происходит в верхних слоях воздуха помещений. При высоте помещений в 3,0 м наиболее загрязненный слой воздуха не достигает зоны, в которой находится человек во время обычной работы[6].Оборудование: рулетка.

Выполнение работы:

С помощью рулетки измерьте длину, ширину и высоту класса.

Рассчитайте площадь пола и кубатуру помещения.

Определите площадь и кубатуру в пересчете на 1 учащегося, разделив полученные результаты на кол-во посадочных мест.

Результат исследования:

Длина, м

Ширина, м

Высота,

м

S,

м2

S1 в пересчёте на 1 ученика,

м2/чел

V,

м3

V1 в пересчёте на 1 ученика,

м3/чел

8

6

3

48

1,6

144

4,2

Вывод:

Площадь и кубатура помещения на одного учащегося соответствует санитарно-гигиеническим нормам (Приложение 1, таб.1). Нужно только поддерживать чистоту в классе. Выполнять правила поведения на перемене: не бегать по классу, не мусорить, дежурным протирать пыль на подоконниках и партах. Спасибо нашим техничкам, что следят за чистотой в нашем классе.

2.2 Оценка внутренней отделки помещения и мебели

Внутренняя отделка и оформление помещения оказывают значительное влияние на зрительный анализатор, определяют состояние экологической комфортности учащихся. Было проведено много опытов по влиянию цвета на организм человека. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета(Приложение 1, таб.2). Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, повышают работоспособность руки. Гигиенисты доказали, что светлые (бежевые, салатные) тона школьной мебели повышают освещенность, благоприятно влияют на работоспособность[1].Выполнение работы:

Дайте характеристику внутренней отделки помещения по плану:

отделка стен (окрашены, оклеены обоями и др.);

цвет стен, потолка, пола;

соответствие цветовых гамм;

качество покрытия пола;

чистота стен.

Оцените внутреннюю отделку помещения, учитывая следующие данные:

любые полимерные покрытия в атмосферу выделяют вредные для организма вещества;

при южной ориентации помещения рекомендуются более холодные тона окраски их стен (светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый) при северной — более теплые ( желтовато-охристый, светло-розовый, бежевый).

Результат исследования:

Оценка внутренней отделки помещения (норма)

Оценка внутренней отделки помещения

(в кабинете 46)

Характеристика отделки:

обои

покраска

панели

Стены классов оклеены в обои светло- желтого цвета. Светло-желтый цвет имеет отражающий эффект 60% (Приложение 1, таб.2), что соответствует норме. В кабинете имеются панели МДФ, что не соответствует САНПину.

Расстановка мебели:

расстояние между рядами двухместных столов – 60 см;

расстояние между рядом столов и наружной продольной стеной- 50-70см;

от первой парты до учебной доски –2,4-2,7м;

высота нижнего края учебной доски над полом -80-90;

наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски-860см.

Расстановка мебели:

расстояние между рядами двухместных столов – 65 см;

расстояние между рядом столов и наружной продольной стеной- 65;

от первой парты до учебной доски –2,0м;

высота нижнего края учебной доски над полом -92;

наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски-700 см.

Мебель

В нашем классе парты цвета натурального дерева, что соответствует санитарным нормам. Расстановка столов, как правило, в классах трехрядная. Каждый обучающийся обеспечивается удобным местом за столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится цветовая маркировка.

Полы

дощатое покрытие;

паркетное покрытие;

линолеум.

В нашем классе полы покрыты линолеумом, без трещин и щелей.

Комнатные растения

В нашем классе разведено много цветов

Вывод:

Внутренняя отделка классной комнаты и расстановка мебели соответствуют санитарно — гигиеническим нормам, но все парты одинаковой высоты, что не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

2.3 Измерение и оценка параметров микроклимата

а) измерение температуры воздуха

Сняли показание термометра на высоте 1,5 м от пола в трех точках по диагонали:t1 — на расстоянии 0,2м от наружной стены,t2 — в центре помещения и t3 — на расстоянии 0,25м от внутреннего угла комнаты. Термометр устанавливается на 15 мин. В каждой точке.

Вычислили среднюю температуру воздуха в помещении.

Результат исследования:

t1= 240С

t2= 220С

t3 = 240С

tср=230С

б) измерение относительной влажности воздуха

Измерили влажность воздуха в кабинете R=35 (Приложение 1, таб.3)

Вывод: температура соответствует санитарно-гигиеническим нормам, влажность не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, следовательно, необходимо чаще проветривать помещение

2.4 Изучение вентиляционного режима помещения

а) определение коэффициента аэрации

Выполнение работы:

Осмотреть все вентиляционные отверстия. Проверить с помощью тонкого листа бумаги, действуют ли они.

Определить общую площадь всех вентиляционных отверстий и фрамуг.

Рассчитать коэффициент аэрации по формуле:

КА= S1/s,

где S1- площадь всех вентиляционных отверстий:

S- площадь пола.

Понаблюдать, как проводится проветривание помещения.

Результат исследования:

Длина,

м

Ширина,

м

Площадь,

м2

Общая

площадь,

м2

Коэффициент аэрации

КА

Вентиляционное отверстие № 1

30

20

0,06

3,3

1/15

Вентиляционное отверстие № 2

30

30

0,09

Вентиляционное отверстие № 3

30

20

0,09

Фрамуга

155

0,65

1,0075

б) определение эффективности вентиляции

Выполнение работы:

1.Определить необходимый вентиляционный объем воздуха (Vвент, м3/ч),т.е. объем свежего воздуха, который надо подавать в помещение на одного человека, чтобы содержание CO2 не превысило допустимого уровня (0,1%):



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap