Сакральные природные объекты



На огромном пространстве России среди многообразия природных ландшафтов выделяется особая группа компактных территорий и естественных образований, представляющих собой своеобразные «храмы под открытым небом». Начиная с первобытных времен, они играли огромную роль в становлении человечества, преломляя и формируя в его сознании определенное отношение к окружающему его миру. Это так называемые сакральные природные места. Значение таинственного слова «сакральный» в переводе с латинского – «священный, культовый, ритуальный». На современном языке их еще называют «места силы»  (англ. «Place of Power»), т.е. места с повышенной энергетикой. В местах силы нередко происходят различные аномальные явления, связанные с выходом энергии из земных недр. Пребывание в энергетически сильном месте может оказать двоякое действие на человека: в «положительных» местах происходит гармонизации организма и его позитивный настрой, в «отрицательных» – ухудшение самочувствия – появление угнетенности, нервозности.

Сакральное место обладает особым, священным статусом. Это пространственный объект, выделенный из области повседневной жизни и предназначенный для выполнения регулярных культовых действий, направленных на взаимодействие со священными сущностями и силами. В религиозном сознании сакральное место представляет собой ценность высшего порядка: это земное местопребывание  духов и богов, сосредоточение магических сил, вызывающее чувство благоговения и требующее чрезвычайного почтительного отношения.

Различные верования, основанные на обожествлении природы, пронизывали всю жизнь древних народов, определяли их быт и обычаи. В отличие от современных мировых классических религий, представляющих собой цельную и структурно единообразную закрытую систему догматов и религиозных символов, язычество являлось и является неоднородной открытой системой. В нем новое постоянно дополняет старое и образует  целый ряд напластований. Эволюция древних верований и их сохранение хотя бы в упрощенном виде указывает на их особую значимость в жизни не только древних, но и современных народов  России.

Священные природные места России представляют собой значимую часть этнической культуры самых разных народов, населявших в далеком прошлом и населяющих ее в наши дни. До сих пор у народов  севера европейской части России (саамы, ненцы), Средневолжья (мари, чуваши), Урала (манси, ханты), Сибири (алтайцы, шорцы, тувинцы, хакасы, буряты, сойоты, якуты, эвенки, эвены и др.) природные места, где проводятся культовые обряды, национальные праздники, камлания шаманов, считаются священными. Такие места связаны с традиционным мировоззрением этих народов, обожествляющих природу, природные стихии. В народной памяти и в обрядовой практике с древнейших времен сохраняется поклонение различным природным стихиям, духам огня, воды, гор.

Начиная с глубокой древности места для поклонения и обустройства святилищ выбирались не случайно. В окружающем ландшафте человек выделял места, вызывающие сильные эмоциональные реакции, пробуждающие воображение и стимулирующие интеллектуальную деятельность. Такие места соответствовали религиозным представлениям о местах обитания духов, богов и иных «сил», отмеченных качеством святости. Однако, кроме внешних признаков для выбора священного места существовали и более глубинные побудительные мотивы. Например, по данным геологов Карельского научного центра Российской академии наук, христианские культовые сооружения Русского Севера, часто возведенные на месте более древних языческих святилищ, располагаются там, где в земной толще возникают геопатогенные зоны. Над активными разломами расположены Кийостровский и Кожозерский монастыри в Архангельской области, Даниловский монастырь на востоке Карелии. Знаменитая Соловецкая обитель находится над гравитационной аномалией. По данным исследователей, подобная приуроченность характерна для более, чем 100 христианских культовых памятников Севера. Подобная приуроченность сакральных мест к аномальным зонам изучена на многочисленных примерах. Все это свидетельствует о том, что уже в глубокой древности человек, не обладающий даже и тысячной долей современных информационных и технических возможностей, мог только на уровне подсознания чувствовать, где «хорошее» место с положительной энергией, и там возводил святилище, а где «плохое» и избегал его не только в отношении строительства святилища, но и жилья, и даже скот там старался не пасти.

Деление на «природные» и «искусственные» святилища довольно условно. В качестве «природных» мы рассматриваем культовые места и объекты, представляющие собой или определенные части природного ландшафта (священные горы, скалы-останцы, валуны, озера, острова), или незначительно измененные человеком в процессе возведения святилища, а также с основными культовыми элементами, выполненными из природных материалов (скальные святилища с петроглифами, мегалиты, в т.ч.. сложные – плиточные дольмены, курганные ограды). Конечно, подавляющее число древних языческих святилищ образовывали различные капища, мольбища, кумирни, где материальными объектами поклонения служили деревянные или выполненные из тканей идолы, но они до наших дней практически не сохранились.

Кажущееся огромное многообразие культовых мест и объектов в действительности легко поддается объединению в небольшую группу основных категорий. В научной литературе предлагается следующая классификация основных природных сакральных мест и объектов:

 

Геологические и геоморфологические (наиболее многочисленные)

                    Природные:

– горы, вершины гор (Кольский полуостров, Карелия, север Астраханской области, Кавказ, Северный и Приполярный Урал, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Восточное Забайкалье, Якутия);

– перевалы (Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Якутия);

– скалы-останцы, нередко напоминающие фигуры людей или животных (Кольский полуостров, Карелия, Кавказ, Северный и Приполярный Урал, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Восточное Забайкалье, Якутия);

 – камни-идолы – относительно  небольших размеров (1,0–2,0 м) камни причудливой, часто антропоморфной или зооморфной формы  (Республика Карелия, Вологодская область, Северный и Приполярный Урал, Большое Сочи);

– крупные валуны весом 0,5–1 т и более, нередко ледникового происхождения (Синий камень в Ярославской области, Девичий камень и Гусь-камень в Голосовом овраге в Москве, Конь-камень в Тульской области, Бык-камень в Бурятии, Котел-камень в Восточном Забайкалье); 

– камни-следовики – валуны с вмятинами на поверхности, напоминающими следы рук или ступней (Кириллов камень на вершине горы Маура в Вологодской области, камень Дмитрия Донского на Куликовом поле в Тульской области);

                    Природные объекты со следами человеческой деятельности в виде наскальной живописи и (или) присутствия в непосредственной близости от них культовых предметов:

– скальные святилища (Кольский полуостров, Карелия, Алтай, Тува,

Хакасия, Иркутская область, Бурятия, Якутия, Амурская область);

– пещерные святилища – пещеры и гроты (Кавказ, Урал, Хакасия, Прибайкалье, Бурятия).

                    Примитивные сооружения из камней:

– лабиринты – спиралевидные фигуры, выложенные из небольших валунов на поверхности земли (Кольский полуостров, Карелия);

– валунные насыпи (Соловецкие острова);

– мегалиты – многотонные  камни или сооружения из камней, специально установленные человеком. Подразделяются на:

а) сейды – крупные валуны, установленные на камни-подставки (Кольский полуостров, Карелия);

б) дольмены-монолиты – очень крупные валуны диаметром более 8–10 м с выдолбленными внутренними камерами (Западный Кавказ);

в) плиточные дольмены – сооружения из нескольких каменных плит (Западный Кавказ); 

г) плиточные ограждения курганов (Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Забайкальский край);

д)  менгиры – вкопанные одиночные каменные столбы (Кавказ, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия);

е) стелы – вкопанные каменные столбы или плиты с выбитыми изображениями (Минусинская котловина);

ж)  изваяния – вкопанные каменные столбы или плиты с выпуклыми антропоморфными или зооморфными изображениями – личинами (Минусинская котловина).

                      Камни-лекари – объекты особого почитания среди современных

паломников – разнообразные камни из перечисленных выше,

обладающие положительным действием на организм и психику

человека.



                     Острова:

 – морские (Вайгач в Баренцевом море, Соловецкие острова и архипелаг Кузова в Белом море);

 – озерные (Кижи в Онежском озере, Валаам в Ладожском озере, Ольхон на Байкале;

 – речные (Столб в дельте реки Лена).

       Водные объекты:

– озера (Плещеево, Светлояр, Нумто, Байкал, Ножий),

– реки (Аршаны в Бурятии и Восточном Забайкалье),

– истоки великих рек  (Волги, Оки, Дона, Днепра, Москвы, Печоры, Северной Двины, Оби, Енисея, Лены), почитаемые как национальные святыни;

        – святые и целебные источники по всей территории России Живые растительные объекты:

– отдельно растущие деревья-долгожители  огромных размеров и, нередко, причудливой формы (преимущественно дубы, березы, вязы, тополя, лиственницы, ели, сосны) (Калининградская область, Архангельская область, Калмыкия, Кавказ, Средневолжье, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Якутия);

– священные рощи (Калининградская область, Архангельская область, Кавказ, Средневолжье, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Якутия).

       Местности, связанные с героями эпоса или историческими персонажами (Бурятия, Забайкальский край).

 

Подавляющее большинство природных сакральных мест России расположено на особо охраняемых природных территориях разного уровня: в заповедниках, национальных парках, музеях-заповедниках, природных парках, заказниках, памятниках природы. Однако их реальная охрана осуществляется лишь в заповедниках, национальных парках и, частично, в природных парках. Многие древние сакральные места, особенно скальные и пещерные святилища, стелы, изваяния, дольмены, сейды, в последние годы подвержены активному разрушению и уничтожению. К огромному сожалению, это связано ни сколько с негативными природными факторами, сколько с проявлением воинствующего вандализма и бескультурья. Остается только надеяться, что силы властных структур и сознательных слоев общественности смогут активно воспрепятствовать этим негативным процессам, поскольку природные сакральные места представляют собой национальное достояние нашей страны, и сохранить их – крайне важная задача для всех нас и будущих поколений.

Многие священные места являют собой яркий пример гармонизации отношений человека и природы. Немало примеров, когда именно охрана с древних времен культовых мест одновременно способствовало сохранению и природных достопримечательностей. Одним из наиболее ярких примеров такого отношения к сакральным объектам служит священный горный массив Алханай в Агинском Бурятском округе Забайкальского края. Именно благодаря исключительной настойчивости и самоотверженности местного населения этот массив был сохранен от промышленного освоения и взят по надежную федеральную охрану. В настоящее время национальный парк «Алханай» – одна из главных святынь северного буддизма и один из самых посещаемых парков России.

Вера русского человека коренным образом отличается от веры других христианских народов. Языческие корни славянских племен очень прочно вошли в православные традиции русского народа. Как бы не верил в единого Бога наш человек, но так же верит он зачастую и в силу духов природы: леших, водяных, домовых и других. Я знаю многих, которые считая себя православными верующими людьми находясь в горах часто обращаются к духам Земли. Уважающий себя спелеолог, прежде чем войти в пещеру, всегда попросит разрешения у «Хозяина пещеры», сбившийся с тропы турист – обратится за помощью к Хозяину леса – лесовику. А как мы восхищаемся древними деревьями и, обнимая их ствол руками, просим «подпитать нас энергией»!

Хорошо известно, с какими трудностями столкнулся князь Владимир и его последователи во время крещения Руси. Народ очень болезненно переходил от языческого почитания сил природы к почитанию единого Бога. Православные проповедники были вынуждены бороться с языческим «природопоклонением» не только силой, но и хитростью. Часто на месте разрушенных языческих капищ возводились православные храмы, дни языческих праздников продолжали почитаться уже как дни памяти христианских святых. Православные проповеди читались возле «святых» для славян-язычников мест – родников, гор, пещер, возле старых деревьев. Такие сакральные природные объекты в последующих поколениях уже ассоциировались как православные святыни. Языческие традиции поклонения природе теснейшим образом переплелись с христианской религией, что сформировало ту своеобразную, индивидуальную ветвь христианства, которую мы называем русским православием.

Очень жаль, что несмотря на огромную популярность сакральных природных мест России в наши дни, привлекающих ежегодно к себе огромное множество паломников, продвинутых туристов, любителей получить энергетический заряд в местах силы, искателей всего необычного и загадочного, попытки обобщить, описать и систематизировать в литературе такие места отсутствуют.








sitemap
sitemap