Рылеев К Ф



Кондратий Федорович Рылеев

Родился в селе Батово под Петербургом в семье мелкопоместного дворянина. Подобно многим молодым дворянам в возрасте шести лет его отдали  в кадетский корпус. Закончив корпус в 1814 г., Рылеев служил в армии прапорщиком-артиллеристом; участвовал в заграничном походе русской армии. В 1818 г. он подал в отставку, его свободолюбивую душу не устраивали аракчеевские порядки в армии. После отставки служил в Петербургской уголовной палате, затем в Российско-Американской компании. В 1820 г. Рылеев впервые выступил в печати со стихотворением «К временщику». Стихотворение, имевшее острую политическую направленность, немедленно нашло отклик в кругу либерально настроенной молодежи. Характерной особенностью декабристской поэзии как поэзии романтической является ее стремление к выражению духа нации и интерес к особенностям национальной культуры, сочетавшиеся с преобладанием темы гражданственности. Опубликованный Рылеевым в 1821 — 1824 гг. исторический цикл стихотворений, объединенных общим названием «Думы», рисует образы героев русской старины.  К историческим персонажам Рылеев обращается и в своих поэмах «Войнаровский», «Наливайко», «Хмельницкий» (две последние он так и не успел закончить), романтических по характеру и наполненных примерами высоких гражданских доблестей. Использованию исторических примеров для воспитания гражданственности, патриотического и революционного духа Рылеев, как и другие поэты-декабристы, придавал огромное значение. Одной из характернейших черт поэзии Рылеева, нашедшей свое высшее выражение в стихотворении «Гражданин», является также отождествление судьбы поэта-гражданина и судеб его родины. Тема народности раскрывается Рылеевым в созданных совместно с А. Бестужевым-Марлинским агитационных песнях. Ранние песни («Ах, где те острова…» и «Ты скажи, говори…») не выходят за рамки критики общего либерально-фрондерского толка. В песне «Царь наш — немец русский» содержится резко отрицательная, восходящая к «Ноэлю» Пушкина характеристика Александра I. И лишь в песнях «Ах, тошно мне…» и «Как идет кузнец да из кузницы» авторы поднялись до высот демократизма и революционности. В последних двух песнях впервые появляется неромантизированный образ народа. Тот самый народ — герой войны 1812 г., богатырь и патриот, воплощение мятежной и вольной силы — в этих песнях лишен всякой идеализации, любого ореола. Русские мужики — многострадальные люди, замученные, но в то же время полные здравого смысла, иронического отношения к господам. Демократическая форма песни говорит о внимательном изучении Рылеевым и Бестужевым народной поэзии и живой народной речи. Многозначительные умолчания и намеки, содержащиеся в строфе:

А до бога высоко,

до царя далеко,

Да мы сами

Ведь с усами,

Так мотай себе на ус, —

дают основание для самых смелых политических выводов.

     В 1823 г. Рылеев становится одним из деятельнейших членов петербургского тайного Северного общества, а вскоре и одним из его главных руководителей. Он сыграл важнейшую роль в подготовке и проведении декабрьского выступления на Сенатской площади. Сразу после разгрома восстания Рылеев был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. После длившегося полгода следствия он был приговорен к казни и 13 июля 1826 г. вместе с четырьмя другими руководителями декабрьского восстания повешен.

*  *  *

     Декабризм — широкое идеологическое движение, охватившее в 1816—1825 гг. самые различные стороны общественной жизни. Может быть, ярче всего проявился декабризм в художественной литературе, именно через нее оказав заметное влияние на умонастроения современников и потомков.

     Декабристская литература, в частности декабристская поэзия, — явление большое, сложное, неоднородное. Говоря о декабристской поэзии, следует учитывать и ее хронологическую эволюцию, и различие политических и эстетических установок ее представителей.

     В чем же специфика декабристского взгляда на поэзию, каковы эстетические принципы и установки декабристов?

     Поэты-декабристы исходили из того, что высшей и основной задачей литературы является ее гражданское служение. Гражданские стихи писали и Вяземский, и Пушкин, и даже Жуковский, но для этих поэтов вольнолюбие лишь одна из возможных тем. Поэтому формула «Я не поэт, а гражданин» не могла вызывать их сочувствие.

     Декабристы писали и элегии, и любовные стихи, но высшей, наиболее значительной и потому наиболее прекрасной считали поэзию гражданскую.

Одной из самых важных проблем, поставленных уже на самом раннем этапе формирования декабристского революционного романтизма, была проблема историзма и национальной культуры.

     Интерес к национальным особенностям культуры в поэзии декабристов сочетается с представлениями о высоком предназначении и гражданственности искусства. Тема национальная приобретает у декабристов характер темы патриотической.

     За 8 —9 лет своего существования поэзия декабристов прошла сложный путь, и чем ближе был 1825 г., тем более существенные и заметные изменения в ней происходили.



sitemap
sitemap