Русский народный костюм как средство самовыражения при исполнении фольклорной песни



Комитет по образованию администрации Зиминского района

Районная научно-практическая конференция

«Шаг в будущее»

Русский народный костюм

как средство самовыражения

при исполнении фольклорной песни

Автор работы:

Кислицына Арина Сергеевна,

учащаяся 5 «А» класса

МБОУ Ухтуйская СОШ

Иркутской области,

Зиминского района, с.Ухтуй.

Руководитель:

Пилипенко Елена Викторовна,

учитель технологии

высшей квалификационной категории

МБОУ Ухтуйская СОШ

Иркутской области,

Зиминского района, с.Ухтуй.

Зиминский район, 2012 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………. стр. 3

История русского костюма…………………………………………………………… стр. 4

Выбор модели и создание костюма……………………………………………………стр. 5

Заключение……………………………………………………………………………..стр. 6

Использованная литература……………………………………………………………стр. 7

Приложения ……………………………………………………………………………стр. 8

Введение

Человек, введенный в фольклор, — это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям в жизни, откликающийся на горе и радость других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.

Второй год я учусь в детской музыкальной школе города Зимы на отделении народного пения. В составе фольклорного ансамбля «Виринея» совсем недавно я принимала участие в своем первом серьезном творческом конкурсе – фестивале вокального исполнительства «Байкальская волна». Дебют стал вполне успешным (Приложение 1), но поводы для размышления остались. Один из них – каков мой личный сценический образ? Однозначно, мне необходим новый костюм – красивый, выразительный и обязательно – русский народный.



Сегодня народный костюм привлекает многих. Он не утратил свою актуальность и в наши дни. Им интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. Многие ведущие модельеры (не только российские) используют в своих коллекциях элементы народного костюма и даже создают целые коллекции по его мотивам. А ведь эти «сряды», «обряды», «наряды» были изготовлены руками простых, неграмотных крестьянок, которые не осознавая того создавали шедевры мировой художественной культуры.

Актуальность моей работы заключается в том, что вид костюма, выбранного мною – русский свадебный костюм, еще недостаточно изучен исследователями.

Объектом для изучения нашей темы явился русский народный костюм как элемент народного искусства

Цель исследования создание русского народного костюма для сценического исполнения фольклорных песен

Для достижения поставленной цели решению подлежали следующие задачи:

— приобретение знаний об истории русского народного костюма;

— знакомство с конструктивными и декоративными аспектами девичьего венчального костюма Русского Севера;

-изготовление костюма.

История русского костюма

Русский национальный костюм – своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. У русской национальной одежды – многовековая история. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду: в ней сказывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность.

Черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство ярко проявляются в народном костюме – наиболее массовом виде народного творчества. Народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства.

На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций. XVIII век стал поворотной вехой в его развитии. Это время социально-экономических и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью Петра I, регламентирующей различные сферы жизни, общества и направленной на коренную ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе одежду. В 1700 году были изданы указы об обязательном  ношении костюма западноевропейского образца. Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство. Европейский костюм становился нормой для русского общества, но эта норма должна была пробивать себе дорогу сквозь вековые традиции.

Таким образом, костюм в России с XVIII века получает два направления: в дворянском костюме господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы в — народном костюме. Наряду с крестьянством городское купечество и мещане XVIII века, а отчасти и на протяжении XIX века остаются приверженцами русского платья, неохотно принимая европейские новшества. Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет обработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала XX века. И с этой точки зрения крестьянский костюм интересен, как русский национальный. Он сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора, способ  ношения и многое другое. Одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. Костюм отражал эстетические воззрения народа, восходящие к понятиям жизни и смерти, молодости и старости, продолжения рода и единства с людьми, живущими рядом.

Выбор модели и создание костюма

Сценическую одежду мы также должны подразделять, как подразделяем хоровое и ансамблевое пение, как подразделяем исполнение хороводов и плясок. Не в коем разе нельзя ставить в один ряд костюмы под «Гжель» или «Хохлому» со сценическим костюмом обусловленной местности, а тем более с его началом — этнографическим костюмом. Это вызывает полное непонимание у публики. Понятно, что не каждый коллектив может позволить себе этнографические костюмы, да это и совсем не обязательно. Важно, что бы и в стилизованном костюме (он может быть более сценичным) легко прослеживались или черты принадлежности костюма к определенному региону или, к общерусским мотивам. Как, например, мы никогда не спутаем Воронежский хор с Северным народным хором, где четко отражены традиционные региональные тенденции народного костюма. Здесь уместно сказать, как одеваются и несут русскую культуру некоторые наши известные исполнители народных песен. К сожалению, есть общеизвестные примеры «жуткой импровизации» традиционного народного костюма. При создании сценического костюма надо помнить, что есть каноны, от которых отступать не вправе.

Рассмотрев многие модели русских народных костюмов, мы остановили выбор на девичьем венчальном костюме Устюжского уезда Новгородской губернии, начало XX века. Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс (Приложение 2).

Описание этапов работы нашлось в замечательной книге С.В. Горожаниной и Л. М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм».

Этапы создания костюма были следующими:

1. Изготовление выкроек рубахи и сарафана (Приложение 3).

2. Приобретение материалов для работы (ткань, тесьма, нитки для вышивания, бисер)

3. Раскрой ткани (Приложение 4).

4. Пошив изделия (Приложение 5).

5. Вышивка деталей для блузки (Приложение 7).

6. Изготовление аппликации (Приложение 8).

7. Плетение пояса.

8. Изготовление головного убора (Приложение 9).

9. Костюм для моих выступлений (Приложение 10)

В результате проделанной работы получился костюм, который по праву может называться настоящим русским народным костюмом. В нем соблюдены все основные традиции – покрой, качество материалов, колористическая гамма, богатое орнаментальное убранство.

Заключение

В результате проделанной работы я получила много полезных знаний о русском народном костюме, о традициях моего народа.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки — это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Также фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и колорит русской одежды. Я очень надеюсь на то, что костюм, который я сделала своими руками с помощью близких людей, будет своеобразным оберегом и счастливым талисманом при исполнении любимых мною народных песен.

Использованная литература:

С.В. Горожанина и Л. М. Зайцева «Русский народный свадебный костюм». Культура и традиции, 2003

Глебушкин С. Т. Традиционный народный костюм в современной культуре и системе образования. М., «Просвещение»,2000

Мерцалова М.Н. “Поэзия народного костюма”.

Макарова А. Ю. Моделирование одежды с учетом особенностей фигуры// Школа и производство. – 2004. — №1. – с 31 – 34

Максимова М. Школа рукоделия – «Вышивка».; М. «ЭКСМО-пресс» 1999 г.

Молотобарова О.С., Сафонова Н.С «Кружки художественной вышивки» — пособие для руководителей кружков; изд. М. «Просвещение» 1983

Каминская М.Н. «История костюма», М., «Лёгкая индустрия», 1977 г.

Приложение 1

Фольклорный ансамбль «Виринея»

(художественный руководитель Веретенникова Т. Б.)

Костюмы для исполнения народных песен

Костюмы для исполнения народных песен

Костюмы для исполнения народных песенКостюмы для исполнения народных песен

Кислицына Арина

Приложение 2

Девичий венчальный костюм, Новгородская губерния, Устюжский уезд, начало XX века.

Костюмы для исполнения народных песен

Приложение 3

Изготовление выкроек рубахи и сарафана

Костюмы для исполнения народных песен

Приложение 4

Раскрой сарафана

Костюмы для исполнения народных песен

Приложение 5

Стачивание деталей выкроек

Костюмы для исполнения народных песен

Приложение 6

Сметывание деталей выкроек

Костюмы для исполнения народных песен

Приложение 7

Бабушка Арины — Тамара Григорьевна- автор вышитых деталей костюма

Костюмы для исполнения народных песен

Приложение 8

Изготовление аппликации по низу сарафана

Костюмы для исполнения народных песен

Приложение 9

Изготовление головного убора

Костюмы для исполнения народных песен

Приложение 10

Костюмы для исполнения народных песен








sitemap
sitemap